Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Понятие национального и международного спортивного права.




Физическая культура и спорт как предмет правового регулирования. Национальное законодательство Беларуси, России и Украины содержит правовое определение понятий «спорт» и «физическая культура» в специальных законах. В Беларуси это Закон от 18 июня 1993 г. № 2445-XII «О физической культуре и спорте» в редакции Закона от 20 декабря 2007 г. № 296-З (далее - белорусский закон); в России - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ(далее - российский закон); в Украине - Закон «О физи ческой культуре и спорте» от 24 декабря 1993 г. № 3808-XII с изменениями от 15 мая 2007 г. (далее - украинский закон).

В соответствии со ст. 1 белорусского закона «физическая культура - составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности».

Согласно ст. 1 украинского закона «физическая культура - составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности».

Российский федеральный закон в ст. 2 устанавливает, что «физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

В значительной степени законодательство трех стран схоже и в вопросе правового определения понятия спорта и профессионального спорта. Белорусский закон в ст. 1 устанавливает, что спорт - это социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.

Российский закон определяет спорт в виде сферы социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

В Украине спорт является органичной частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и иной подготовки путем соревновательной деятельности.

Таким образом, физическая культура - составная часть культурной деятельности, является более широким понятием, включающим в себя понятие спорта. Характерной чертой спорта является то, что он носит исключительно соревновательный характер в отличие от понятия физической культуры в целом. Все эти различия и определяют особенности правового регулирования физической культуры в целом и спорта в частности.

Большое практическое значение имеет законодательное разделение спорта на профессиональный и любительский.

Согласно ст. 32 белорусского закона профессиональный спорт - предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них. При этом отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в этой сфере, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, ЗоФКС и иными актами законодательства.

В российском праве профессиональный спорт - это часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату (ст. 2 Закона).

В Украине законодательство не содержит прямого определения «профессиональный спорт», но устанавливает понятие «деятельность в профессиональном спорте» (ст. 23):

«Деятельность в профессиональном спорте спортсменов, тренеров и иных специалистов, которая связана с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях среди спортсменов-профессионалов, и является основным источником их доходов, осуществляется согласно настоящему Закону, Кодексу законов о труде Украины и иным нормативно-правовым актам».

Особенностями отношений в сфере профессионального спорта является то, что они в соответствии со специальным законодательством наряду с административным регулируются:

1) гражданско-правовыми нормами (как прямо предписывает белорусское и российское спортивное законодательство);

2) нормами трудового права (как предписывает белорусское, украинское и российское спортивное законодательство).

Использование норм гражданского, предпринимательского и трудового права обусловлено спецификой профессионального спорта как деятельности, связанной:

1) с извлечением дохода субъектами профессиональных спортивных правоотношений (предпринимательская деятельность в спорте);

2) построением профессиональных спортивных правоотношений на основании норм трудового права (трудовая деятельность в спорте);

3) получением субъектами профессиональных спортивных правоотношений дохода от соревновательной деятельности как единственного источника. В большей степени это касается деятельности профессиональных спортсменов и тренеров.

Особенностью профессионального спорта является также и более широкий круг субъектов профессиональных спортивных правоотношений, связанных с его гражданско-правовым характером: кроме спортсменов и тренеров, в него могут входить спортивные агенты, промоутеры, спонсоры, организаторы соревнований и зрители.

Участниками трудовых правоотношений в области спорта являются, с одной стороны, профессиональные спортсмены, тренеры как работники и, с другой стороны, спортивные клубы и организации как наниматели. Большое значение имеют также отношения профессиональных союзов спортсменов и ассоциаций клубов в рамках социального партнерства (диалога).

Налоговое законодательство может также содержать особые нормы, касающиеся специфики налогообложения профессиональных спортсменов и спортивных клубов.

Наконец, споры, вытекающие из профессиональных спортивных правоотношений, могут разрешаться не только в общеустановленном законодательством порядке, но и в порядке, предусмотренном актами спортивных организаций (международных и национальных федераций), а также в специальных спортивных арбитражных и посреднических учреждениях (национальных и международных).

Разновидностью профессионального спорта является спорт высших достижений - спорт, направленный на достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов. Особенностью спорта высших достижений является его большая социально-политическая значимость. Государство предпринимает меры по поддержке субъектов спорта высоких достижений. Закрепленный на законодательном уровне принцип стимулирования и содействия развитию спорта высоких достижений носит публично-правовой характер и реализуется в создании правовой базы для под готовки профессиональных спортсменов с детско-юношеского возраста и участия национальных команд в международных соревнованиях.

Любительский (самодеятельный массовый) спорт является многогранным массовым спортивным движением. Это та часть спорта, которая направлена на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Нормы права, регулирующие любительский спорт, также имеют публичный характер.

Международные спортивные правоотношения в значительной степени развиваются в рамках олимпийского и параолимпийского движения. Олимпийское движение включает Международный олимпийский комитет (МОК), организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОН), национальные олимпийские комитеты (НОКи), международные федерации (МФ), национальные ассоциации, клубы, атлеты, судьи, ассоциации и все организации и учреждения, признанные МОК. Олимпийское движение образуют все субъекты права, которые соглашаются руководствоваться Олимпийской хартией и признают компетенцию МОК. Согласно Олимпийской хартии, предложенной Пьером де Кубертеном, целью олимпийского движения является внесение вклада в построение лучшего мира, воспитание молодежи посредством спорта без какой-либо дискриминации в духе Олимпизма, который требует взаимопонимания на принципах дружбы, солидарности и честной игры.

Генезис и понятие национального и международного спортивного права как комплексной отрасли законодательства. Необходимость правового регулирования спортивных отношений была вызвана прежде всего растущей коммерциализацией профессионального спорта начиная с 80-х гг. XX в. Профессиональный спорт как сфера хозяйственной деятельности стал приносить доход, что привлекло все больший капитал в организацию и проведение спортивных соревнований. Выросли и доходы профессиональных спортсменов. Оформление трудовых правоотношений высокооплачиваемых спортсменов с клубами по игровым видам спорта стало проводиться с участием юристов, выступающих в роли агентов игроков. Большее значение в спортивных отношениях приобрели вопросы интеллектуальной собственности и использования масс-медиа, в частности права на фотографическое изображение спортсмена и на трансляции спортивных соревнований.

Значительную роль в развитии спортивной юриспруденции сыграло право ЕС. Нашумевшее «дело Босмана» в середине 90-х гг. XX в., нанесшее удар по существующей системе переходов игроков в профессиональном футболе, поставило вопрос о соотношении актов спортивных федераций и норм национального и международного права не только в странах ЕС, но и в других государствах.

Решение, вынесенное 15 декабря 1995 г. Европейским судом справедливости в Люксембурге, ознаменовало окончание правового противостояния между бельгийским профессиональным футболистом Жаном-Марком Босманом и футбольным миром. Босман, как истец, требовал отмены системы переходов (трансферной системы) и ограничений на участие иностранных игроков, установленных Бельгийской футбольной ассоциацией, УЕФА и ФИФА.

В странах бывшего Советского Союза правовые нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, существовали давно. Однако только в относительно недавнее время национальное законодательство Беларуси, России и Украины было изменено, главным образом в сфере регулирования профессионального спорта.

В Беларуси Закон «О физической культуре и спорте» был изложен в новой редакции в 2003 г. Новый закон стал больше по объему, существенным образом была изменена его структура. Впервые были четко определены на законодательном уровне понятия физической культуры и спорта, спортсмена. Новый закон ввел понятие системы физической культуры и спорта. Наибольшее значение для регулирования спортивных отношений имеют новые положения, определяющие понятие профессионального спорта, запрещающие допинг и устанавливающие правила допингового контроля, а также нормы о национальном режиме в спорте для иностранцев.

Украинский закон был изменен семь раз: в 1999, 2000, 2001, 2004, 2005, 2006 и 2007 гг. Изменения касались правового статуса спортивных федераций, физультурно-спортивных обществ и деятельности в профессиональном спорте. Особенностью украинских норм в отношении профессионального спорта является детализация положений о субъектах организации деятельности спортсмена-профессионала, его статусе и трудовых правоотношениях в профессиональном спорте. В отличие от аналогичного белорусского закона украинский закон содержит требования к содержанию контракта профессионального спортсмена, в частности обязательное требование об указании в контракте условий приостановления его действия в одностороннем порядке, положения о национальной спортивной федерации, взаимоотношениях между государством и национальной федерацией (ст. 23-3).

В России новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г., одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г.

Российский Федеральный закон определяет основные понятия и круг субъектов спортивных отношений. Большой детальностью отличаются его положения о круге субъектов спортивных отношений и их компетенции.

Российский закон, равно как и украинский, содержит специальные положения, регламентирующие содержание контракта о спортивной деятельности (контракта профессионального спортсмена), а также правила переходов спортсменов. Однако российский Федеральный закон не регулирует вопросы компенсаций за подготовку игроков, уплачиваемых при переходах, как это делает украинский закон.

Соревновательный характер спорта определяет тяготение спортивного права к его международности. Если целью проведения спортивных соревнований является выявление самых быстрых, сильных и выносливых, то это выявление может вырастать и, как правило, вырастает до планетарного масштаба. Существование Международного олимпийского комитета и международных федераций по различным видам спорта оправдано желанием проводить международные соревнования. Соответственно, акты международных спортивных федераций носят международный характер. Однако по своей правовой природе они являются обязательными лишь для участников соревновательной деятельности, в отличие от международных договоров, заключаемых государствами.

По сравнению с многочисленными актами МОК и международных федераций международных конвенций между государствами по вопросам регулирования спорта немного, что определяется относительной автономией спорта. Они касаются прежде всего таких важных социальных проблем, как борьба с допингом и насилием на стадионах, когда вмешательство и координация усилий государств являются особенно необходимыми.

Такие международные договоры разработаны в рамках Совета Европы: Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, от 19 августа 1985 г. (вступила в силу для России и Украины), Конвенция против применения допинга от 16 ноября 1989 г. (вступила в силу для России, Украины и Беларуси), Дополнительный протокол к Конвенции против применения допинга от 12 сентября 2002 г. (подписан Украиной). Россия и Украина также участвуют в Международной конвенции ЮНЕСКО против допинга в спорте от 19 октября 2005 г.

Методы правового регулирования спортивных отношений. Учитывая тот факт, что спортивное право является комплексной отраслью законодательства, в зависимости от субъектов и предмета регулирования в рамках спортивного права используются различные методы правового регулирования.

Диспозитивный метод правового регулирования реализуется не только в сфере профессионального спорта, где использование норм трудового и гражданского законодательства имеет большое значение, но и в сфере любительского спорта, в установлении законом права на занятие физической культурой и спортом.

В отличие от классического восприятия, в соответствии с которым метод правового регулирования: 1) свойствен государству в лице его органов; 2) касается лишь юридических норм; 3) и его действенность обеспечивается государственным принуждением, метод регулирования спортивных отношений специфичен ввиду существования квазиправовых норм.

Под квазиправовыми нормами понимаются такие нормы организующих субъектов спортивного права (спортивные федерации, олимпийские комитеты, лиги и т. д.), на основании которых и формируются отношения в спорте. Квазиправовыми эти нормы можно называть ввиду того, что они не являются нормативными правовыми актами, не созданы и зачастую не санкционированы государством, т. е. не формируют материальное право в смысле законодательства. С другой стороны, нормы международных федераций, МОК, Всемирного допингового агентства (ВАЛА), регламенты спортивных арбитражных судов, не будучи нормами права в формальном смысле, имеют основополагающее значение для регулирования спорта в целом или отдельных его видов. Наибольшее значение квазиправовое регулирование имеет в сфере профессионального спорта, однако подобное регулирование не исключается в любительском спорте. Примером тому служат нормы федераций по игровым видам спорта, регулирующие порядок перехода игрока из любительского клуба в профессиональный, акты Параолимпийского комитета.

Лействие квазиправовых норм, однако, не является полностью автономным. Национальное законодательство предусматривает применение спортивного квазиправа как источника регулирования.

Диспозитивный метод регулирования реализуется, как уже говорилось выше, большей частью в профессиональном спорте. Примером диспозитивного метода являются нормы гражданско-правового характера, содержащиеся в спортивном законодательстве, представляющие право регистрации спортивного клуба, образования лиги, участие в конкурсе на право трансляции спортивных мероприятий, право субъектов спортивного права на трансляции спортивных соревнований и т. д. В рамках трудовых отношений в спорте это законодательное закрепление права на заключение трудового контракта с клубом, продолжение трудовых правоотношений, возможность организации профессионального союза спортсменов и ассоциаций клубов как объединения нанимателей.

Императивный метод правового регулирования в профессиональном спорте реализуется в квазиправовых нормах по разрешению споров, вытекающих из спортивных правоотношений. На базовом уровне нарушение правил проведения соревнований (переходов игроков, употребление допинга) влечет применение административно-правовых санкций к виновным на основании актов спортивных федераций. Такая ответственность может не только носить характер отстранения от возможности участия в соревнованиях, но и может быть сопряжена с возложением обязанности по уплате штрафа в бюджет соответствующей федерации.

При этом в спортивных правоотношениях возможна ответственность без вины. Так, в случаях серьезных беспорядков, организованных болельщиками на стадионе во время футбольного матча, соответствующий футбольный клуб может лишиться права на присутствие болельщиков на одном или нескольких матчах, проводимых на «домашнем» стадионе команды клуба. Это так называемые косвенные санкции. Несмотря на отсутствие явной правовой связи между клубом и зрителями, федерация, будучи ответственна за организацию соответствующего вида спорта в стране, преследует широкие цели поддержания данного вида спорта. Насилие на стадионе не способствует развитию вида спорта. Клуб несет ответственность за действия зрителей, федерация не может повлиять на конкретных болельщиков, соответственно ответственность несет клуб, косвенно - в с е болельщики, которые могли быть зрителями на стадионе, но лишились этого права. Описанная ситуация касается отношений в рамках национального чемпионата, хотя возможно аналогичное решение вопроса в рамках международных соревнований с участием национальных команд. В данном случае решение о том, что конкретный матч пройдет без зрителей, принимает международная федерация по конкретному виду спорта. Кроме ответственности в виде лишения права на проведение матча при участии болельщиков, возможно наложение штрафа на клуб - хозяин поля за неправомерные действия болельщиков.

Кроме материально-правовых методов, которые были названы выше, существуют и процессуальные методы регулирования спортивных правоотношений. Процессуальный метод правового регулирования реализуется тогда, когда у субъекта спортивного отношения (спортсмена или клуба) возникает необходимость решить спорную ситуацию или защитить свое право путем обращения в компетентное учреждение по разрешению споров (например, дисциплинарный комитет федерации или спортивный арбитражный суд).

В иностранной правовой литературе не дискутировались методы правового регулирования спортивных правоотношений, хотя модели спортивного правопорядка или методы регулирования спорта в целом были предметом рассмотрения. Справедливости ради необходимо отметить, что вышеизложенное о методах правового регулирования близко к традиционно выделяемым моделям регулирования спорта. По мнению ряда авторов, существует две концепции регулирования спорта - концепция невмешательства (производная от автономии спорта) и концепция государственного регулирования. Критерием определения такого подхода является степень государственного регулирования спортивных отношений. В случае восприятия государством спорта как частной сферы общественной жизни реализуется концепция невмешательства. Такая концепция реализована, в частности, в Великобритании. Концепция государственного регулирования воплощена в законодательстве стран бывшего социалистического блока, Китае и Кубе. Естественно, спортивное законодательство Беларуси, России и, во многом, Украины является воплощением этого подхода.

В настоящее время тенденция к усилению государственно-правового или международного регулирования спорта налицо. В наибольшей степени это проявляется в рамках Европейского союза.

Таким образом, рассмотрев предмет и методы регулирования спортивных отношений, мы может определить спортивное право как совокупность норм права и систему актов спортивных организаций, регулирующих физическую культуру и спорт. Спортивное право - не отрасль права, а отрасль законодательства. Спортивные отношения регулируются нормами административного, гражданского, трудового права с учетом норм специального спортивного права (законодательства о физической культуре и спорте).

Международным спортивным правом является соответственно совокупность тех норм, которые регулируют отношения в области спорта международного характера, т. е. регулируют проведение соревнований международного уровня, с участием лиц различной национальной принадлежности.

В спортивном праве в зависимости от характера отношений используются различные методы регулирования, присущие регулированию административно-правовых и частных отношений. Следовательно, нормы спортивного права могут иметь публичный и частный характер. Смешанный характер методов регулирования, наличие квазиправовых норм определяют специфику природы спортивного права и отличают его от других отраслей законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

(по разделам)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных