ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы карьерного консультированияВыбор методов определяется задачами, которые решает психолог-консультант. На первой встрече психолога-консультанта и оптанта обычно выясняется суть его проблемы, затем обсуждаются причины возникновения проблемы, и намечаются пути решения проблемы. Индивидуальная профконсультация оптантов на отдельных этапах может быть связана с частными задачами: коммуникативными, просветительскими, диагностическими, воспи-тательно-коррекционными. Соответственно арсенал методов и технологий работы профконсультанта должен включать: методы установления, поддержания контакта с клиентом, прекращения контакта; методы просвещения, информирования клиента о необходимых ему сведениях (работа с литературой, видеоматериалами, компьютерными базами данных, типологиями профессий, инфор-1мацией о состоянии рынка труда и пр.). Профконсультанту необ- ходимо владеть: методами диагностики склонностей, интересов эмоциональных предпочтений, мотивационных ожиданий, цен- ностных ориентации клиента; методами диагностики его позна- вательных способностей и психомоторики, особенностей темпе- рамента, характера, личностных качеств, эмоциональной само- регуляции. В практике карьерного консультирования применяют- ся специализированные опросники интересов, такие, как бланк профессиональных интересов Стронга, опросник Кьюдера (Анас-тази А., Урбина С., 2001; Глэддинг С., 2002, с. 624—625), опросники для самооценки профессиональных склонностей, предпочтений Е.А.Климова, В.Е.Гаврилова, Дж.Голланда (Климов Е.А., 1984; Гаврилов В.Е., 1988; Воробьев А.Н. и др., 1994); тесты оценки способностей (Баррет Дж., 2003); методика Э. Шейна оценки карьерных ориентации клиента «Якоря карьеры», адапти- рованная В.А.Почебут и В.Э.Винокуровой (Почебут Л.Г., Чи- кер В.А., 2000, с. 268 — 271) и др. Полезны психобиографические методы, каузометрия, беседа, анкетирование. Консультанту следует придерживаться требований профессиональной этики в осуществлении диагностических процедур и вы-,боре форм предоставления диагностической информации клиенту. Консультант должен владеть коммуникативными умениями, использовать корректные и убедительные формы воспитательных воздействий. Вопросы и задания 1. Перечислите основные теоретические подходы, используемые в 2. Каковы основные направления современной профориентации в 3. Назовите основные направления психологической помощи насе- 4. Каковы задачи и методы профориентационной работы в средней 5. Как оценить эффективность профконсультационных мероприятий? 6. Каковы важнейшие факторы индивидуальной проблемной проф- 7. Какие задачи могут решаться в процессе индивидуальной проф- 8. Каковы методы карьерного консультирования? 9. Что должен знать и уметь психолог в роли карьерного профкон- ГЛАВА 9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|