Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аномалиях развития личности




Труд выступает в работах отечественных психологов в качестве важнейшей формы деятельности, ибо в труде человек проявляется как социальное существо, гражданин. В работе В. Н. Мясищева «Личность и труд аномалийного ребенка» (1936) были выделены качественно разные виды нарушений трудоспособности, требую- щие особых коррекционных воздействий. При органических пора-жениях мозга (первая группа аномалии), в частности при олигоф- рении, трудоспособность ограничивается дефектом познаватель- ной сферы, границами обобщений, ограниченностью интеллектуальных операций. Вторая группа аномалий развития — психопатии и невропатии, связанные с конституциональными предпо-,сылками болезненности, имеющими психодинамическую основу (неустойчивость эмоциональной сферы, повышенная возбудимость и пр.). К природным предпосылкам могут добавляться неблагоприятные социальные условия развития. Третья группа аномалий связана с дефектами органов чувств (слепота, глухота, их сочетания). Трудоспособность оказывается ограниченной в разной степени в зависимости от того, в каком возрасте ребенок лишается полноценной чувствительности. К четвертой группе относятся аномалии личности, обусловленные историей развития, особенностями социальной среды, формирующими социогенные варианты неврозов, или детей с трудным характером в результате неправильного семейного воспитания или беспризорности. Это форма социальной запущенности. Трудоспособность таких детей обусловлена несформированностью положительного отношения к труду, отсутствием общетрудовых навыков (самоорганизации, самоконтроля, планирования деятельности), непосредственным способом удовлетворения потребностей. Однако такие формы аномалий личности и дефекты трудоспособности в принципе поддаются коррекции и перевоспитанию, как это показал опыт А. С. Макаренко. В. Н. Мясищев выделил также смешанные формы нарушений трудоспособности детей.

В. Н. Мясищев рассматривал сохранную работоспособность и общую трудоспособность человека как важнейший критерий его психического здоровья (Мясищев В.Н., 1960). Сопоставление нарушений или ограничений психических функций при аномалиях


развития личности, личностных акцентуациях, психопатологии помогает понять природу нормальных явлений, механизмов здоровой личности и ее трудоспособности. В работах Б. В. Зейгарник (1986, 1989 и др.), С.Я.Рубинштейн (1999), В.М.Когана и Э.А.Ко-робковой (1967) исследованы особенности нарушений психических функций и личностных образований при различных формах психопатологии, составляющих основу снижения умственной трудоспособности. Промежуточной формой снижения трудоспособности, еще не приводящей к инвалидности, могут быть акцентуации личности и типичные трудности саморегуляции трудовых действий, свойственные каждой их разновидности (Конопкин О. А., Моросанова В. И., 1989; Леонгард К., 2000)

Ранее, в гл. 9 в составе субъекта трудовой деятельности были выделены три уровня регуляции функционального состояния (актуальной работоспособности и общих основ трудоспособности): морфофизиологический (обеспечивающий базовые функции жизнедеятельности и активационные ресурсы организма); психологический (операциональные, процессуально-технические компоненты, когнитивные процессы и особенности психомоторики); уровень личностной регуляции деятельности (сознательная, эмоционально-волевая регуляция, мотивационно-смысловая сфера личности). Нервно-психические заболевания нарушают избирательно психические функции и особенности саморегуляции поведения на разных уровнях субъекта. Так, некоторые формы психастении могут быть связаны с ограниченными активационными ресурсами; органическая мозговая патология при олигофрении поражает в первую очередь когнитивные интеллектуальные функции, возможности оперирования абстракциями, обобщениями; при шизофрении страдают аффективная, мотивационно-потреб-ностная сфера, личностный уровень регуляции и, как следствие, познавательные процессы. При эпилепсии нарушаются базисные физиологические процессы, связанные с активацией, что влияет на динамические особенности поведения, часты ошибки при переключении, изменении программ действий. К этому нередко добавляются дефекты эмоционально-волевой сферы (гневливость, слащавость, елейность, угодливость), затрудняющие совместную деятельность. Операциональный уровень (кратковременная память) нарушается при алкоголизме. У больных наркоманией, алкоголизмом могут быть проблемы с психомоторикой из-за повышенного тремора, но главными обычно являются личностные нарушения — деформация потребностной сферы, нарушение социальных связей, переживание времени.

Специфические особенности дефекта при разных заболеваниях учитываются в психодиагностике, а также в реабилитационных мероприятиях (см. например: Реньге В.Э., 1978 и др.). Причины многих форм психических заболеваний до сих пор окончательно


не установлены, и поэтому лечение психопатологии ведется симп-томатически. Среди разных форм терапии наряду с психотерапией применяется лечение целенаправленными видами занятости, включая ручной труд.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных