![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Технические системы различного назначения, к которым предъявляются повышенные требования по надежности, применяются в наиболее ответственных отраслях народного хозяйства. Можно выделить следующие группы объектов, имеющие определенные особенности с точки зрения организации диагностирования: - устройства вычислительной техники и электронная аппаратура, - энергетические установки, - технологическое оборудование, - автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, - летательные аппараты, - оборудование газо- и нефтепроводов, - строительные конструкции, - оборудование металлургического производства. - сельскохозяйственная техника.
6.1. Контроль ЭВМ и электронных приборов
Объектом контроля и диагностирования в ЭВМ, приборах и средствах автоматизации являются аппаратура, линии связи и программное обеспечение. С помощью СКД обнаруживаются и классифицируются ошибки, а также осуществляется локализация дефектов и создаются условия для снижения числа отказов. Для тестового диагностирования ЭВМ применяют схемы с централизованным встроенным проверяющим устройством - ядром (централизованным внешним ядром и распределенным встроенным ядром). Под ядром понимают совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих хранение и оперативную генерацию тестовых воздействий, подачу их на проверяемую ЭВМ, получение реакций и сравнение их с эталонными, переход к следующему набору тестов, останов. При централизованной организации проверок это ядро поочередно проверяет все блоки, при распределенной - каждое ядро может проверять другое. Каждый блок ЭВМ является объектом контроля, и в функции ядра входит также обеспечение блокировки воздействий от непроверенных блоков, при этом ранее проверенные блоки используются для контроля последующих. Известны различные процедуры диагности-рования, среди которых можно выделить: - процедуру "дерево", при которой поиск начинается с большого числа блоков и на каждом шаге проверяется правильность прохождения теста, в случае неправильного прохождения переходят к более подробному анализу подозреваемых на неисправность блоков, - процедуру "дерево", при которой поиск начинается с малого числа блоков, а затем при небольших приращениях проверяют остальную часть машины, - процедуру "пересечение", при которой после анализа серии результатов тестов выделяют подозреваемые на неисправность блоки. Схема тестового диагностирования предполагает также выбор одного из способов (автоматического, ручного) подготовки тестовых последовательностей для проверки отдельных блоков приборов и ЭВМ и способов построения словарей неисправностей. Важную роль играет также организация тестирования программного обеспечения, операционных систем и прикладных программ, которая проводится как с помощью программ пользователя, так и специальными методами. Организация проверки приборов и ЭВМ осуществляется на стадиях изготовления и эксплуатации с помощью специального оборудования. Обычно выделяют три типа тестирования: - статическое - частота сигналов тестов значительно ниже, чем в реальных условиях, - параметрическое - проверяются значения параметров сигналов (уровни напряжения и силы тока, форма и т.п.) - динамическое - частота тестовых сигналов максимальна для данного устройства. Указанные типы тестирования осуществляются различными сред-ствами. Аппаратуру для контроля блоков условно делят на три группы: 1) ручные тестеры, используемые как технологическое и сервисное средства контроля, 2) автоматизированные тестеры с элементами программирования, 3) автоматические комплексы на базе ЭВМ с полным программным обеспечением для проверки без вмешательства человека. Для локализации дефектов имеется специальное тестовое оборудование, использующее зондовую организацию поиска, при этом применяют полуавтоматический диалоговый режим проверки с участием инженера-оператора. Задача регулировщика заключается в подключении щупа к элементам электронных блоков (микросхемам, транзисторам и другим). Поиск ведется в статическом режиме. По ходу процесса диагностирования поступающая с объекта информация анализируется либо регулировщиком (в полуавтомати-ческом режиме), либо обрабатывается в ЭВМ, причем локализация дефектов осуществляется путем обращения к диагностическому словарю или алгоритмам диагностирования.
6.2. Контроль автомобильного транспорта
Для поиска и предупреждения отказов автомобилей применяют специализированные стационарные стенды и переносные приборы для контроля электрооборудования и двигателя, газоанализаторы, приборы для проверки состояния кривошипно-шатунного и газораспределитель-ного механизмов, систем питания, охлаждения, смазки. Методы диагностирования этих систем и механизмов подразделяют на комплексные и поэлементные. Комплексное диагностирование осуществляют по тягово-экономическим параметрам (мощность, крутящий момент, расход топлива), шумам и стукам, составу отработанных газов. Поэлементное диагностирование ведут по выходным параметрам периодически повторяющихся процессов, виброакустическим характеристикам, герметичности рабочих объектов, температуре масла и топлива и т.п. Особую актуальность в связи с проблемами экономии топлива и охраны окружающей среды приобрели СКД двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Проверку работоспособности ДВС выполняют по регламентированным параметрам: эффективная мощность двигателя, давление масла в главной магистрали, удельный расход топлива, содержание оксида углерода. Для поиска локальных дефектов ДВС регламентирован еще ряд показателей, например, для поршневой группы к контролируемым параметрам относятся зазоры в элементах этих узлов. Общее число параметров составляет несколько десятков. В качестве диагностических параметров рассматривают только десять, в частности, частоту вращения коленчатого вала, параметры вибрации составных частей, температура основных элементов. С помощью бортовых систем контроля автомобиля измеряют уровни тормозной жидкости, масла в картере и т.п., а также температуру охлаждающей жидкости, напряжение в контрольных точках системы электропитания и другие параметры. Современные стенды для контроля технического состояния автомобилей оснащены микропроцессорами, обрабатывающими информацию с датчиков как встроенных в его различные системы, так и дополнительно установленных при диагностировании. Широко используются методы функционального и тестового диагностирования.
6.3. Контроль оборудования летательных аппаратов
К летательным аппаратам (ЛА) предъявляются повышенные требования по надежности в связи с тем, что отказ какого-либо элемента может привести к катастрофическим последствиям. Вследствие этого ЛА в первую очередь стали оснащаться СКД, реализующими как функциональное, так и тестовое диагностирование. Контроль состояния ЛА осуществляется непрерывно в течение всего полета, а углубленное диагностирование - в наземных условиях. Одним из главных функциональных подсистем ЛА является двигатель, который можно рассматривать как единую физическую систему, подверженную воздействию внешних и внутренних возмущений. По выходным сигналам можно установить его состояние без указания места и причины неисправности. Такая интегральная диагностика может быть применена при эксплуатации. При обслуживании двигателя по фактическому состоянию требуется поставить диагноз с глубиной поиска до съемного узла. В этом случае двигатель представляют в виде совокупности взаимосвязанных узлов, по результатам диагностирования которых ставят общий диагноз. В большинстве случаев глубина диагностирования простирается до детали. При эксплуатации двигателей контролируется 20...40 параметров, причем показания приборов имеют три уровня информации: индикация в кабине летчика, регистрация на борту самолета, наземная проверка. В кабине ЛА по показаниям приборов определяют важнейшие параметры (уровень вибраций, температура двигателей), сведения о которых необходимы для правильного пилотирования. Во всех случаях, когда значения параметров достигают предельно допустимых, подается дополнительная сигнализация (звуковая и световая). Значительная часть контрольной информации регистрируется на борту записывающими устройствами. Большинство параметров записывают 1-2 раза за полет и направляют в диагностический центр для анализа, сопоставления с предыдущими показаниями и принятия решения о дальнейшей эксплуатации двигателя или дополнительном осмотре, замене деталей либо снятии с эксплуатации. Наиболее эффективным для двигателей является вибро-диагностирование. В спектре вибросигналов содержится информация о состоянии различных узлов и деталей. Данные снимаются с встроенных и устанавливаемых вибродатчиков, а затем обрабатываются методами спектрального и корреляционного анализа. Для диагностирования широко используются также акустический шум, термо- и газодинамичес-кие параметры. Второй важнейшей подсистемой ЛА является система управления. Основной метод ее диагностирования - тестовый. Блоки системы управления последовательно подключаются к генераторам тестовых сигналов. Реакции блоков сопоставляются с заданными значениями в компараторе, а затем микропроцессором принимается решение и вырабатывается соответствующая команда. Вся информация записывается и хранится. Для калибровки и самоконтроля СКД применяется специальная программа и дополнительный канал. В ряде случаев на основе информации из СКД система управления вырабатывает решение о переходе на резервные каналы управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|