Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практикум §9. Декаданс и генезис авангардизма

 

Во второй половине XIX в. нарастают девальвация гуманистических ценностей Ренессанса и утрата внеприродной ценности человека, утверждаемой христианством. Этому способствовали растущие сомнения в способности человека к поведению, не детерминированному социальной средой (прошедшие эволюцию от Н. Макиавелли до К. Маркса), прогресс науки и техники, порабощающий человека. Эволюционизм Ч. Дарвина заставила усомнить­ся в христианской версии генезиса и существования мира. Г. Спенсер доказывал, что мораль основа­на на принципе пользы.

Так культура Европы вступает в эпоху декаданса. Декаданс отличают разочарование в прежних идеалах, обращение к внутреннему миру человека, интерес к сверхъестественному. Это влечет за собой неустойчивость морально-этических норм и нередко их отрицание. Эстетизм характерен для живописи: англичанина Д.Г. Россетти («Беатриче благословенная», «Сирийская Астарта»), француза А. де Тулуз-Лотрек («Танец в «Мулен-Руж»), итальянца А. Модильяни («Лежащая обнаженная», «Макс Жакоб»), немца Ф. Штука («Грех», «Люцифер»), австрийца Г. Климта («Поцелуй», «Юдифь и Олоферн»). Декадентство пропагандировал английский писатель О. Уайльд («Портрет Дориана Грея», «Веер леди Уиндермир»). Элементы декадентства заметны в натурализме, который, который, в отличие от реализма, преувеличивал роль подсознательного, физиологического и наследственного в человеке (француз Э. Золя («Чрево Парижа», «Жерминаль»), немец Г. Гауптман («Бобровая шуба», «Перед восходом солнца»)). Настроения декаданса присущи и символизму. Символисты стремились воплотить идею эстетического прорыва к высокому содержанию действительности и преодоления рутинности повседневности (С. Малларме («Стихотворения») и А. Рембо («Пьяный корабль», «Сквозь ад», «Озарения»)) через символ – знак, соединяющий в себе свойства абстракции и аллегории как формы иносказания. При этом они (среди первых из них - Ш. Бодлер («Цветы зла»)) отвергли веру в доброту человека, убежденность в целесообразности мира. Другие символисты – австрийцы Г. фон Гофмансталь («Император и ведьма», «Башня»), Р.М. Рильке («Часослов»), бельгиец М. Метерлинк («Синяя птица»).

На смену декадансу в конце XIX века появляется авангардизм - совокупность новаторских направлений в культурах Европы первой трети XX века. Авангардисты боролись против всего, что казалось традиционным и обывательским. В живописи Франции генезис авангардизма проявился в импрессионизме и постимпрессионизме. Импрессионисты стремились выразить не то, что видят, а то, как они видят мир. Отсюда внимание к передаче света, к движению воздушных масс. Импрессионисты: К. Моне («Маннпорт», «Кувшинки»), Э. Мане («В лодке», «Бар в Фоли Бержер»), Э. Дега («Голубые танцовщицы»), О. Ренуар («Завтрак гребцов», «Портрет Жанны Самари»), К. Писарро («Бульвар Монмартр»). Импрессионизм был близок и французскому скульптору О. Родену («Мыслитель», «Поцелуй»).

На смену ему пришел постимпрессионизм. Чистота и звучность цвета импрессионизма, в нём сохранились, но постимпрессионизм начал поиск постоянных начал бытия, стремясь отразить дегуманизацию условий жизни человека. Его яркие представители - П. Сезанн («Персики и груши», «Пьеро и Арлекин»), В. Ван Гог («Хижины», «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле»), П. Гоген («Брод», «День божества»). К ним примыкают пуантилисты - Ж.П. Сёра («Мост в Курбвуа», «Канкан») и П. Синьяк («Завтрак», «Песчаный берег моря»), набисты (восхищались Гогеном, изучали восточную живопись) - П. Боннар («Няни на прогулке»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Средства дезинфекции


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных