Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Продолжительность заклинания по времени.




Действует ли оно мгновенно, «по щелчку пальцев», или его надо «проговаривать» в течение пары минут так, что в ситуации угрозы жизни на произнесение просто не хватит секунд? Если второе, то можно ли произносить заклинание по частям, оставляя для решающего момента последнее (ключевое) слово?

 

Распространенность и социальность магии

 

Это еще два важных параметра, отчасти вытекающие из вышеперечисленных особенностей, но при этом во многом определяющие порядок влияния магии на мир.

 

Распространенность магии в мире в первую очередь означает общий уровень насыщенности мира магией данного типа(*4), особенно – с точки зрения количества практикующих магов.

 

Типичным примером низкой насыщенности мира магией является Средиземье, или сеттинги, привязанные к средневековой Европе – в обоих случаях, несмотря на волшебность мира в целом, магов крайне мало, а по-настоящему серьезный маг имеется один на континент, является редкой легендой или не принадлежит этому миру полностью (Гэндальф как Истари или Мерлин как существо, родившееся от демона).

 

Средний уровень примерно равен сеттингу ДнД, когда магическая лавка есть в каждом городе (в больших городах – и не одна), а придворный маг является штатной должностью не только верховного правителя, но и средней руки феодала. Вне зависимости от того, Дар это, ремесло, наука или искусство, магов хватает, и приобщиться к их числу не особенно сложно.

 

Высокий уровень распространенности магии предполагает, что она распространена как умение читать в нашем мире, и «кастуют все». С некоторой натяжкой к этому типу мира можно отнести Эберрон.

Структуру магического сообщеста обычно делают пирамидальной: существует достаточно много магов, которым доступны простые заклинания, но чем сильнее магия, тем меньше имеющих к ней доступ. Но это, скажем так, ДД-шный штамп и один из вариантов структуры, связанный с тем набором признаков, которыми обладает магия этой системы.

С уровнем насыщенности мира магией связан и такой параметр, как

Информативность – то, насколько магия (и особенно принципы ее работы) известны в этом мире. Одно дело, когда магия – нечто таинственное и непознаваемое (это не тождественно, кстати, ее малой частотности), совершенно другое – когда о том, как магия работает и чего можно достичь с ее помощью, хорошо знают и не-маги.

С информативностью косвенно связана и

Соразмерность как соотношение истории магии и истории мира. Как давно магия является частью миропорядка и на каком уровне находится ее развитие с точки понимания хотя бы ее истоков и разработанности теории? Одно дело, когда магия (и связанный с ней набор проблем) существует давно (что предполагает и разработанные методики ответа на эти вызовы), другое, когда ее существование было обнаружено или открыто широкой публике совсем недавно, теория не выработана, а ее постижение интуитивно.

Нередок и вариант, когда развитие магии противоположно развитию мира – магия постепенно иссякает, и ни один нынешний маг не в силах повторить результаты магов древности.

 

Второй важный параметр

Социальность как отношение общества к приемлемости практики магии данной разновидности. Понятно, что если практика магии связана с «поклонением демонам», требует кровавых жертв, чревата безумием, приближает Рагнарек или просто крайне порицается церковью или государством, то, скорее всего, о социализированных магах можно забыть.

Впрочем, тут есть некоторое разделение между безусловной асоциальностью магии, проистекающей из метафизических причин, и ее условной асоциальностью, продиктованной взглядом общественного мнения (к примеру, нормами религиозной морали или воинской традиции).

В первом случае речь обычно идет о магии, чей источник или способ практики указывает на метафизическое Зло, приближает гибель мира либо имеет иной вариант неприемлемой платы, так или иначе связанный с потерей человеческого облика (будь то мутации, сумасшествие или Зов как у Л. Уотт-Эванс). При этом нередко чем интенсивнее используется магия, тем ближе конец мага. «Зов Ктулу» – наиболее яркий пример.

Во втором случае соображения неприемлемости зависят от господствующей этики, и это далеко не обязательно вариант кровавых жертв. К примеру, в обществе типа ацтекского такие жертвы будут важной деталью магической практики, а то и (магия крови в ряде произведений Н. Перумова) источником магических сил вообще. Но целительство, наоборот, может быть запрещено как недостойное вмешательство в законы мира. Ряд разработанных нами миров полагал магию, связанную с ментальным контролем или иллюзиями, более социально опасной, чем некромантия.

Превращение мага в асоциальное существо не обязательно предполагает вариант, когда занятие чернокнижием ставит мага вне общества, ибо некроманты режут девственниц. Асоциальным магом может стать аскет, увлекшийся своей практикой так, что проблемы приключенцев становятся ему малоинтересны. Такой маг может обладать массой возможностей для изменения мира, но может не обладать ни желанием, ни потребностями, ни обязанностями.

Уровень асоциальности также бывает различен и не всегда предполагает извечное «Burn the Witch!» и непременные репрессии со стороны государства (церкви, масс). Иной вариант допускает ситуацию, когда в магию мало кто верит, и лиц, объявляющих себя колдунами, воспринимают как нечто среднее между шарлатанами и сумасшедшими. Или, рано или поздно, маг так или иначе «сжигает себя сам», и его практика не оставляет ему места и времени для социальной жизни – как это происходит в Неизвестных Армиях. Наконец, встречается вариант «Людей Х», когда магов скорее боятся и не понимают, но обязательно пытаются открыто прессовать, опасаясь их воможностей.

Социализированность бывает различной. Магов могут автоматически причислять к элите по факту владения магией; они могут занимать в обществе нишу «научной интеллигенции» или людей искусства; магия может считаться одной из профессий, ценящейся обществом наравне с профессией воина, ремесленника или торговца; магов могут воспринимать как особых людей наподобие олимпийских спортсменов; наконец, их могут воспринимать как неизбежность и необходимость (пусть некромант кошек режет, но зато сколько от него пользы). Впрочем, варианты организации магических сообществ – тема отдельного текста. Как и вопрос о государственном регулировании этого феномена.

 

Сочетание магии разных типов

 

Конечно, достаточно часто во многих системах компоненты не присутствуют в чистом виде, но доминирующие начала обычно видны ярко.

В одном сеттинге вполне возможно одновременное существование нескольких моделей. В ДнД-шном мире магией типа «нажми на кнопку (точнее, сложи пальцы и скажи слово силы) – получишь результат», владеют все типы персонажей, которым доступны заклинания. Однако магия Знания зарезервирована для Волшебников, у которых изучение магии сродни науке(*5), Священники формально используют магию Сделки (в АДД это было показано яснее, но…), а Колдуны магию Силы, теоретически связанную с наследием драконьей крови.

С другой стороны, источники магии могут смешиваться. С точки зрения данной методологии клирицизм 2-й редакции АДД является сочетанием двух путей: в основном это Сделка, но возможность использовать два первых уровня чар – есть следствие Веры священника в поддержку бога, именно потому в условиях, когда связь священника с богом по какой-то внешней причине разорвана (например, пребывание на внешних планах), он может применять только их.

Именно потому я намеренно стараюсь не использовать разделение магии на термины типа «магия», «клирицизм» или «псионика», которые у разных авторов могут обозначать совершенно разные вещи. Возьмем для примера «клирицизм» как способности священника: в некоторых системах их трактуют как следствие собственной веры священника, при этом даже не особенно важно, есть ли на самом деле бог; в некоторых это чистой воды магия сделки; некоторые системы используют термин «божьего благословения» или «крестной силы», которую священник как бы пропускает через себя, очищая тело и душу посредством определенных практик и соблюдением определенной этики; наконец, есть вариант «египетских жрецов», когда священники просто являются избранной кастой, представители которой имеют доступ к знанию, в том числе и магическому.

Не думаю, что этот вопросник открыл что-то принципиально новое. Однако надеемся, что он как минимум собрал в одно место основные вопросы, на которые должен знать ответ тот, кто разрабатывает систему магии.

 

Сноски:

*1 Заметим, что это касается не только магии в целом, но и ее подразделов – например, «некромантии».

*2 Заметим, что различные типы магии могут влиять на сравнительный уровень сложности той или иной техники, хотя раскладка заклинаний по уровням, а точнее, по доступности и месте упоминания в сюжете, зависит скорее от стиля и жанра системы.

*3 В обучении Искусству, например, коллектив не помогает, и идеальной является пара – учитель и ученик. Более того, передача приемов работы не всегда тождественна передаче авторского стиля. В Науке же обучение формализовано, и обучение в группе, предполагающее обсуждение, идет скорее в плюс.

*4 Понятно, что распространенность и социальность могут касаться как магии вообще, так и той или иной магической традиции или магической техники.

*5 Впрочем, из правил Третьей редакции ДД непонятно, является ли divine spell casting обращенной к богу молитвой или неясным обрядом, отличающимся от arcane-нного только тем, что при едином механизме и технике исполнения ритуалов (косвенно об этом говорит то, что одно и то же заклинание встречается и у магов и у священников), жрец пользуется иной энергией/источником силы, взаимодействуя не с абстрактными законами мира (как маг), а с некоей поименованной сущностью. В последнем случае клирицизм – именно несколько отличная по набору чар школа храмовой магии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных