Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творение социального мира – творение отношений.




Этому сегодня никто не учит ребенка. Одарённость – это не творение вещей, а творение отношений, в которых незримо происходит творение внутреннего мира человека, пробуждение его внутреннего творческого потенциала. Поэтому мы полагаем, что современное образование должно не просто «создавать систему поддержки талантливых детей», а создавать качественно новую «педагогику одаренности», прежде всего, честно и конструктивно ответив на следующие вопросы:

1. Что мешает пробуждению внутреннего творческого потенциала ребенка и, в целом, всего поколения сегодняшних молодых людей? Как можно практически устранить встречающиеся здесь помехи, преграды и трудности?

2. Что (в плане задействованных психолого-педагогических средств) поможет эффективно пробудить творческое начало в ребенке, как можно выявить это начало, усилить, обогатить развитие?

Не претендуя на исчерпывающий ответ на данные концептуальные по своей сути вопросы, сформулируем свое особое мнение на этот счет. Нам представляется, что сегодня необходимо создать ситуации, либо, иными словами, выстроить таким образом события жизни ребенка, при которых:

· Ребенок не спонтанно расходует имеющуюся у него жизненную творческую энергию, а напротив, концентрирует её в определенных, педагогически целесообразно регламентируемых сферах своего каждодневного бытия;

· Ребёнок помещается в такие психолого-педагогические условия, в которых он может сконцентрированную жизненную энергию разумным образом «излучать», проявлять, выплескивать, расходовать, обретая тем самым столь ценный для него «эффект пробуждения одаренности».

Никто не станет спорить, что мир человеческой души творится притяжением. Эту идею я воспринимаю как особого рода педагогическую подсказку, своего рода правило –заповедь: «Всё в этом мире творится притяжением!» Поэтому в основе смыслового содержания моей поисково-исследовательской деятельности лежит идея выстраивания позитивных отношений. При этом структурирование таких отношений должно постепенно вырастать в целостную мировоззренческую систему, включающую в себя следующие типы фиксированных установок-отношений.

Первый тип отношений – внутриличностная подсистема «Я-Я». Это, в сущности, саморегуляция, в рамках которой обнаруживает себя следующий закон: «Чем сильнее поток выстроенных саморегулируемых отношений, тем более сконцентрированным будет внешний «выплеск» энергии, которая субъективно будет ощущаться, переживаться как состояние радости».

Второй тип отношений - подсистема «Я - Другие». Это так называемая самоактуализация (но не диффузно-расплывчатая, а имеющая определенную, субъективно прочувствованную, личностно значимую цель), это самоактуализация при которой другой человек воспринимается не отчуждённо, а как источник уникального опыта, дающий возможность соразвития и развития собственного потенциала, иными словами, усиливающий, обогащающий твое собственное «Я».

Третий тип отношений – подсистема «Я –мир». Здесь сопрягаются воедино и усвоенная самореализация, и межличностное взаимодействие, и ответственно выстроенные взаимоотношения с семьей, народом, государством, природой…

Этот контур широко ориентированных ценностно-смысловых отношений обеспечивает индивиду, во-первых, ощущение нужности себя миру, и во-вторых, ощущение поддержки со стороны мира.

И если педагог целенаправленно не занимается системным выстраиванием таких отношений, то у ребенка всё более нарастает чувство одиночества, обнаруживает себя чувство отверженности и ненужности миру. На современном этапе это весьма частое явление в детско-юношеской среде.

Итак, позитивные отношения мощно накапливают энергию радости в ребенке. А далее создается почва для того, чтобы в жизнь сообщества детей естественным образом вошел принцип: «Научился сам –научи другого!» В ходе реализации этого принципа, обнаруживают себя вовне наиболее выигрышные точки сконцентрированного проявления жизненной энергии педагогически целесообразно организованного творческого бытия детей, подростков, старшеклассников. И оказывается, что теперь уже я не учу их рисовать, но они сами рисуют превосходящие любые социальные ожидания художественно-творческие «шедевры», я не учу их писать стихи по какой-то тщательно выверенной схеме-технологии, но они сообща создают многочисленные поэтические сборники. Все это происходит потому, что я «всего лишь» организую, ситуации построения созидательных отношений, делаю это не только через игру, беседу, но и через уникальную в своей педагогической продуктивности ситуацию безмолвия…

Именно тогда и возникает ещё одна, ключевая для нашего времени, проблема – проблема нравственной направленности процесса пробуждения и раскрытия одаренности. Вот что является сверх задачей! Мою веру в возможности её оптимистического разрешения укрепляет искренняя устремленность в будущее наших детей, шаг за шагом осваивающих такую простую и одновременно исключительно сложную технику непрерывного, нравственно-этического проектирования перспектив своей жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных