Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 8. Профессиональные конфликты и стрессы




План

1. Профессиональные конфликты.

2. Профессиональные стрессы.

 

Вопрос 1. Профессиональные конфликты

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Профессиональный конфликт возникает в ходе осуществления трудовой деятельности людей.

Типы конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. Практическое задание: привести примеры профессиональных конфликтов данных типов.

Структурные элементы конфликтов: конфликтующие стороны; зона разногласий; представления о ситуации разных сторон; мотивы; действия, их виды (создание прямых и косвенных помех, невыполнение обязанностей и обязательств, нанесение прямого или косвенного (сплетни) вреда, унижение человеческого достоинства, угрозы и другие принуждающие действия, физическое насилие).

Динамика конфликта (стадии): предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение, постконфликтная ситуация.

Способы выхода из конфликта: насилие – подчинить силой слабую сторону, заставить выполнить требования; разъединение – разрыв отношений путем расхождения сторон; примирение – чаще путем переговоров и принятия согласованного решения.

Технологии регулирования конфликта:

1. Информационные: устранение слухов, ликвидация дефицита информации, исключение ложной информации, четкие требования, права, обязанности, правила.

2. Коммуникативные: принципиальные переговоры, изменение условий взаимодействия сотрудников, беседа, убеждение, просьба, разъяснение, др.

3. Социально-психологические: работа с лидерами, укрепление социально-психологического климата.

4. Организационно-административные: решение кадровых вопросов, поощрение, наказание, решение комиссий, суда, приказ руководителя.

Психологические, или «мягкие» способы регуляции деловых конфликтов:

1) организация руководителем равноправного партнерства с подчиненным, здесь руководитель стремится принять решение, удовлетворяющее обе стороны;

2) способ коммуникативного перерыва в ходе деловых взаимодействий может быть эффективным после вспышки конфликта, когда лучше отложить сложное обсуждение и успокоиться;

3) коммуникативный прием сглаживания проявляется в том, что руководитель стремится не попадать в напряженную ситуацию, предпочитая быть миротворцем.

Способы управления конфликтным сотрудником: если объективная оценка положительных результатов его работы превосходит личностные недостатки, то руководитель обычно смиряется с ним; организация эффективного тандема – в пару с конфликтантом ставят работать спокойного, мягкого и уступчивого человека, который искренне ценит его деловые качества; регулярные воспитательные беседы с разъяснением требований и целей, стоящих перед командой; перевод его в другое подразделение или увольнение.

В практике замечено, что бесконфликтные действия невозможны. Задача не в том, чтобы избежать конфликтов, а чтобы конфликтовать конструктивно, улучшая взаимопонимание и повышая результативность труда. Подавленный, невыявленный и психологически или содержательно не проработанный конфликт вспыхивает и развивается еще более интенсивно.

 

Вопрос 2. Профессиональные стрессы

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Его разновидности: информационный, эмоциональный и коммуникативный стрессы. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок, когда работник не справляется с задачей и не успевает принимать решение в условиях жесткого ограничения во времени. Стресс может усилиться при высокой степени ответственности, неопределенности, частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева, обиды, конфликта, разрыва деловых отношений с руководителем или коллегами. Коммуникативный стресс проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности отказать руководителю или коллеге, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Динамика профессионального стресса: нарастание напряженности (исчезает психологический контакт в общении, отчуждение в отношениях, люди перестают смотреть друг другу в глаза, разговоры с предметно-содержательных моментов переходят на личные выпады); собственно стресс (полная или частичная потеря эффективного и сознательного самоконтроля, достижение высшего напряжения, опустошение и усталость); снижение внутренней напряженности (возвращение «к самому себе», часто чувство вины). По продолжительности стадии строго индивидуальны – от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель.

Выделяются различные профессиональные стрессы.

Профессиональные стрессы достижения. Жесткая программа на успех формируется в детстве, установки дети чаще получают от родителей, затем они уже сами хотят достичь вершин в жизни. Трудности возникают тогда, когда у человека нет внутренних ресурсов (способностей, возможностей, умений) для достижения высокого уровня успеха в профессиональной деятельности. Могут быть внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни. Важно понять, что человек сам есть ценность, вне зависимости от успеха и достижений.

Профессиональный стресс конкуренции. Многих людей сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Человек выбирает работу и близких людей не по склонности, а в соответствии с престижем. Во всех он видит только конкурентов. На алтарь кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, рождения детей. Человеку свойственно стремиться вперед. Важно найти равновесие, не следует иметь только одну цель в жизни и все подчинять ее достижению, поскольку если цель не будет достигнута, можно испытать жизненный крах. Важно иметь личную жизнь, семью, друзей, их поддержка в жизни поможет. Также надо научиться распределять свои силы, стараясь быстро не сгореть, следует регулярно отдыхать, высыпаться, следить за здоровьем. Важно подумать над тем, что ждет «на вершине», когда цель будет достигнута. Многие попадают в ловушку конкуренции: годы напряженного труда, а в результате – разочарование, зависть людей и одиночество.

Профессиональный стресс успеха. Стресс можно испытывать и при достижении крупного успеха, на получение которого человек затратил огромные усилия и время. Стресс выражается в том, что после свершения значимого события наступает пустота, резкое понижение жизненного тонуса, апатия, безразличие, может возникнуть разочарование – в себе, в жизни вообще, даже в своем достижении. Может быть депрессия или другое заболевание. Надо: не надрываться при достижении даже самой значимой цели, не останавливаться на достигнутом и планировать свою жизнь дальше, практически на следующий день переключиться на другую деятельность и начать что-то новое.

Деньги и профессиональный стресс. Получение больших денег тоже может вызвать стресс, человек теряет ориентиры привычной жизни, начинает метаться, совершать странные поступки. «Философия денег», искусство обращения с большими деньгами почти неизвестны в России, мы только начинаем это осваивать.

Стресс подчинения. Стрессовое напряжение часто возникает у подчиненных. Можно выделить три психологических типа работников: исполнитель, эксперт и руководитель.

Исполнитель испытывает эмоциональный дискомфорт в ситуации высокой ответственности, необходимости принимать решения, контролировать других и т.д. Он сильно волнуется в значимых ситуациях, избегает конфликтов, переживает обиду, тревожится «как бы чего не вышло». Подчинение не вызывает у него стрессового состояния.

Эксперт также испытывает эмоциональное напряжение при необходимости руководить людьми, но он не имеет потребности к подчинению, наиболее эффективно он работает в условиях профессиональной независимости. Он хорошо знает свое дело и не боится проявлять самостоятельное мнение. Подчиненное положение будет вызывать у него стрессовое состояние.

Руководитель проявляет организаторские способности и стремление управлять ситуацией, имеет потребность в лидерской позиции, часто стремится к власти. Такой тип также испытывает стресс подчинения.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «конфликт».

2. Назовите структурные элементы конфликтов.

3. Какова динамика конфликта?

4. Раскройте технологии регулирования конфликта.

5. Что такое профессиональный стресс?

6. Дайте характеристику различных видов профессиональных стрессов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных