КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка (Элько-нинД. В., 1989).
Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром.
Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. схему на с. 67).
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра до-
МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ■ 67
|
|
|
|
|
| ■
|
|
|
|
|
|
|
| V-
| А
| Г
|
|
Л
| V-
| И
|
|
| г
|
|
|
|
|
|
|
Фазы
|
| II
|
| II
|
| II
|
| II
|
| и
|
| II
| Периоды
| Младенчество
| Раннее детство
| Дошкольное детство
| Младшее школьное детство
| Младшее подрост-
ничество
| Среднее подрост-ничество
|
|
|
| Интелле
| 'ктуальн
| о-познавательные силы
| Кризис развития
|
|
|
| Этапы психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину).
школьников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мо-тивационной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-по-
Результаты развития
| Освоение задач, мотивов и норм отношений
| Освоение способов деятельности с предметами
| Направления развития
| Развитие потребностно-мотива-ционной сферы:
— общение подростков;
— сюжетно-ролевая игра дошко льника;
— непосредственно-эмоциональ ное общение младенца;
Взаимоотношения ребенка с миром людей
| Развитие интеллектуально-позна-познавательных сил:
— учебно-профессиональная де ятельность старших подростков;
— учебная деятельность младшего школьника;
— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.
Взаимоотношения ребенка с миром вещей
| Закономерности развития
| Неравномерность и гетерохронность; сенситивность; кумулятивность; дивергентность—конвергентность развития; неустойчивость развития.
| 3*
68 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШ
знавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. таблицу на с. 67).
Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|