Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессионализация и развитие личности




Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 535

Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной де­ятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное предстезление о своих собственных личнос­тных, в том числе профессиональных качествах.

Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личност­ные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной де­ятельности, осуществляемой в течение длительного времени.

выступает инструментом преобразования общественных отношений и чело­века как результата, носителя и творца этих отношений.

Профессионализация — это одна из сторон социализации и, следователь­но, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессио­нальный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина 3. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между обра­зом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизиро­ванный профессиональный эталон делает невозможной полноценную ин­теграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию лич­ности способствует только индивидуализированный, то есть принятый лич­ностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эта­лон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина 3. И., 1996, с. 9).

Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отли­чающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец пове­дения и установок личности.

«Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их... Главная отличительная особенность представителей технических профес­сий — интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженнос­тью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания... Психо­логи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойст­венна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность соци­альных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисо­ва Е. М., 1981, с. 161-162).

Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответст­вующий термин — «профессиональная деформация личности».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных