Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1 страница




В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

• состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;

• взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

• особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»);

• деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;

• выбор животного, в виде которого изображается тот или иной член семьи, в тесте «Семья животных».

Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и т.п.).

В результате анализа рисунков можно выявить представления их автора о различных аспектах его семейной ситуации. В частности, в рисунках проявляются отношения доминирования-подчинения в семье, анализу которых посвящен подраздел «Иерархические отношения». В подразделе «Семейные роли» рассматривается отражение в рисунке конкретных функций, выполняемых разными членами семьи. В подразделе «Внутрисемейные контакты» описываются признаки, позволяющие оценить насколько тесны эмоциональные связи между членами семьи. В последнем подразделе – «Агрессия в семейных отношениях» – указаны критерии, помогающие выявить агрессивные проявления тех или иных членов семьи. Иерархические отношения передаются на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот, кто главнее) возвышается над остальными. Не случайно и само слово «выше» означает отношение не только по росту, но и по социальному положению. Фараон, царь или вождь на рисунках практически всегда изображались возвышающимися над окружающими их людьми. Этот способ передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте и сохраняется в дальнейшем, включая взрослую жизнь. У детей различия в росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р. изобразил папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (рис. 131), маму – в полтора раза меньшей, себя – еще вдвое меньшим, а младшую сестру – совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец в семье, действительно, выраженно доминантый.

В рисунке Бори отразилась высокая импульсивность: изображенные им персонажи частично не помещаются на листе; количество деталей невелико; есть сильные нарушения симметрии. Индивидуально-психологические особенности мальчика подробно проанализированы выше (см. комментарии к рис. 51).

В изображении семьи животных, сделанном Левой Ш. (рис. 132), иерархические отношения переданы с помощью их специфического размещения: огромная мама-павлин изображена над миниатюрными папой-ящерицей и ребенком-божьей коровкой. Подобное размещение персонажей вполне типично для этой методики, тогда как в обычном рисунке семьи все ее члены почти всегда выстроены в одну линию.

ван и специфический выбор животных. Он соответствует как иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративностъ, действительно присущую Левиной маме. Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т.п.), часто символизирует малую эмоциональность, отстраненность человека. В частности, это вполне относится к Левиному папе – человеку сугубо рационалистического склада (математику по профессии). Мама на рисунке не просто возвышается над папой и ребенком, но и обращена к ним вниз, тогда как они – к ней вверх. Подобная обращенность друг к другу позволяет предполагать, что в данном случае имеет место не только доминирование, но и высокая степень заботы мамы об остальных членах семьи, а семейная ситуация в целом характеризуется ярко выраженной гиперопекой. Предположение подтверждается наблюдениями за поведением членов семьи во время консультации.

Доминирующее положение в семье мамы и бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133). Незначительность папы-муравья подчеркнута тем, что он нарисован видимым как бы через увеличительное стекло, поскольку иначе, по словам мальчика, его не удастся разглядеть. По-видимому, дедушка Алика сильно изолирован: на рисунке он изображен отдельно от остальных членов семьи, в собственной норке.

Выбор животных в данном случае тоже весьма показателен. Змея и скорпион – не просто холоднокровные, как ящерица на предыдущем рисунке, но потенциально опасные, а потому эмоционально отрицательно окрашенные животные. Можно полагать, что отношение Алика к ним конфликтно. Из беседы с мамой выясняется, что именно эти члены семьи чаще всего делают ребенку замечания за неправильное, по их мнению, поведение.

Муравей, в образе которого изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как выясняется из беседы, папа Алика очень много времени проводит на работе. Это и является одной из причин того, что его роль в семье весьма мала. Изображение детей в виде яиц, из которых еще даже не вылупились птенцы, – свидетельство инфантильности мальчика. Ее причиной, как и в ранее описанном случае, служит выраженная гиперопека со стороны мамы. В рисунке это передано тем, что мама-птица занята высиживанием яиц, что соответствует принятой в культуре характеристике «наседка», применяемой к чересчур заботливой матери.

Последовательность персонажей отражает их иерархические отноше- ния: первой изображена мама-птица, сидящая на яйцах, затем – бабушка-змея. Это дает основания полагать, что для Алика значимость членов семьи и представление об их положении в системе доминирования-подчинения совпадают.

 

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ

Если иерархические отношения обычно наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту «Семья животных», то семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому рисунку семьи.

 

Так, на рис. 134 папа Любы изображен смотрящим телевизор, мама – готовящей обед, сама Люба – делающей уроки, а ее младший брат – играющим на компьютере. Это весьма обычное в детских рисунках распределение семейных функций.

В рисунке подчеркнута главенствующая роль папы, хотя, судя по тому, что он смотрит телевизор, его функция в семье не особенно значима; затем следует мама и далее на одном и том же уровне изображены дети. Различие в положении детей и мамы не велико. Можно полагать, что в семье Любы папин авторитет весьма высок, тогда как мама выступает скорее как партнер детей, чем как руководитель, чьи указания беспрекословно выполняются.

 

На рис.135, как и на предыдущем, маме отведена хозяйственная роль: по словам девочки, она стоит у плиты и готовит. Папина семейная роль довольно неопределенна: он сидит и делает корабли (имеется в виду изготовление игрушечной модели корабля). По поводу собственного изображения Мила сообщает: «Я подметаю у папы в комнате. Вот совочек лежит».

Папа изображен самым высоким, что говорит о его высокой значимос ти в семье.

 

Однако в рисунке семьи животных, сделанном той же девочкой (рис. 136), иерархические отношения выглядят существенно иначе. Мама-слон сильно возвышается над остальными членами семьи, а папа-черепаха изображен почти таким же маленьким, как дочка-мышка. Слон, как и другие крупные животные (носорог, бегемот, бык), символизирует ярко выраженную доминантность. Черепаха – символ замкнутости, изолированности.

Отец девочки сообщил психологу, что у него с женой конфликтные отношения. По его мнению, это одна из причин того, что Мила сильно невро-тизирована. Можно полагать, что в рисунке собственной семьи девочка сознательно или подсознательно пытается изобразить семейную ситуацию более благоприятной, чем она есть на самом деле. Она воспроизводит не столько свои непосредственные ощущения, сколько социально за данный шаблон, в рамках которого папа, с ее точки зрения, должен быть главным. Вероятно, подчеркнуть папину значимость для Милы было особенно важно в силу высокой привязанности к нему.

Мила изобразила себя рядом с отцом, подметающей пол в его комнате. Любовь к папе и его высокая значимость для девочки отразились также в том, что он нарисован первым, причем изображен особо тщательно: подробно вырисованы губы, глаза с ресницами, чего нет у других персонажей.

В рисунке семьи животных сознательные установки срабатывают значительно слабее, так как в этом случае изображается не собственная, а абстрактная семья. У Милы это подчеркнуто несовпадением состава семьи с реальным: на рисунке присутствует не только дочка-мышка, но и сын-обезьяна, тогда как в реальности она единственный ребенок. В итоге оказываются не задействованы защитные механизмы, искажающие образ, и проекция становится более полной. В данном случае соотношение между рисунками семьи животных и собственной семьи – это соотношение между действительным и желаемым.

У пятнадцатилетнего Михаила Б., воспитывающегося в неполной семье, совершенно определенно задана обслуживающая функция матери (рис. 137). Она особо подчеркнута описанием, которое дал мальчик: «Это я. В зимнюю пору я стою в зеленой рубашке и думаю, что же сломалось в печатной схеме, которая у меня в руке. В другой руке у меня диэлектрическая отвертка. Это – моя мама. Она в халате, летом, идет к стиральной машине, чтобы постирать и выжать мою рубашку для праздника, которую я испачкал известью».

Как в рисунке, так и в рассказе абсолютно отсутствуют какие-либо контакты между членами семьи. Это подчеркнуто тем, что Михаил даже разделил себя с матерью во времени. Ситуация объясняется наличием серьезного конфликта, вызванного типичной для подростков борьбой за самостоятельность. По признанию мамы, она не способна ни найти с сыном общий язык, ни управлять его поведением.

Рисунок свидетельствует о том, что, по крайней мере в своем собственном восприятии, Михаил уже довольно взрослый и самостоятельный человек. Рисунок он начал с себя; это, а также особая тщательность при изображении себя и подчеркнутая небрежность при изображении матери говорит о том, что к себе он относится очень хорошо и является, по собственному мнению, значимой фигурой, тогда как его отношение к матери гораздо менее позитивно. Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.

В рисунке семьи животных, сделанном тридцатичетырехлетней Екатериной С, представлено распределение функций, соответствующее социальному шаблону: папа-олень – глава семьи, основная функция мамы-коровы – забота о ребенке, ребенок-котенок – пассивный объект заботы (рис. 138). Этот рисунок отражает скорее представления Екатерины об идеале, нежели реальную семейную ситуацию. В действительности ее двенадцатилетний сын отнюдь не пассивен, а, напротив, гиперактивен и малоуправляем. Сама она – деловая женщина, уделяющая семье и сыну довольно мало времени. Судя по рисунку, можно полагать, что Екатерина не удовлетворена существующим положением и хотела бы видеть свою семейную жизнь совершенно иной, чем она есть.

В рисунке семьи, сделанном одиннадцатилетним Юрой М., распределение функций практически такое же, как и в рисунке Екатерины. Однако в этом случае рассказ родителей дает все основания полагать, что Юра воспроизвел реальную семейную ситуацию, а не свои идеализированные представления. Изображение себя в виде маленького ребенка, служащего объектом маминой подчеркнутой заботы, говорит о Юриной инфантильности. Мама на рисунке изображена первой, затем – сам Юра и последний – папа, как фигура наименее значимая.

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНТАКТЫ

БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения – прорисованные кисти рук у членов семьи (рис. 140).

Тесное общение отражается в про странственной близости персонажей и в контакте рук. Опираясь на эти критерии, можно полагать, что у Виты наиболее тесный контакт с бабушкой: Другую тесную пару составляют мама с папой. По-видимому, у них общение между собой преобладает над общением с дочерью (по крайней мере, в ее восприятии).

Иерархические отношения на рисунке адекватны и не слишком сильно выражены. Значимость разных членов семьи для Виты не совпадает ни с ее представлениями об их иерархическом положении в семье, ни с тем, тесные или нет контакты с ними. Первой она нарисовала маму, которая, по-видимому, наиболее значима для нее, затем – себя, в третью очередь – бабушку и лишь в самом конце папу и дедушку.

Благополучная система отношений представлена также в рисунке пятилетней Яны (рис. 141). Члены семьи расположены рядом, держатся за руки. Как и в предыдущем рисунке, иерархические отношения адекватны (взрослые выше детей), но слабо выражены.

В сделанном Яной рисунке семьи животных (рис. 142) иерархические отношения проработаны более детально: выше всех расположена мама-рыбка – для девочки наиболее значимый член семьи. Ниже бабушка-кошка, еще ниже – дочка-курочка и в самом низу – сынок-котенок. Будучи младшим ребенком, брат, с точки зрения Яны, занимает в семье более низкое положение, чем она.

Папа-собака и дедушка-барашек расположены несколько в стороне от остальных членов семьи и нарисованы в последнюю очередь. По-видимому, это связано с тем, что они много времени проводят на работе и Яна довольно редко видит их дома. На обычном рисунке семьи дедушка вообще отсутствует, а папа, как и в семье животных, чуть в стороне от остальных и изображен менее тщательно (отсутствуют волосы). Пониженная тщательность рисунка, последнее место по последовательности изображения и расположение в стороне от остальных членов семьи говорят об относительно малой значимости папы для Яны.

Рисунок семьи, сделанный девятилетним Ярославом, крайне небрежен и, на первый взгляд, производит неблагоприятное впечатление (рис. 143). Это соответствует и жалобам родителей. Они отмечают повышенную конфликтность мальчика, говорят, что он нервозен, может без всякого повода стукнуть маму или семилетнюю сестру.

Однако сопоставление этого рисунка с рисунком человека, сделанным тем же мальчиком (рис. 144), показывает, что члены семьи изображены в его обычной манере и даже несколько более тщательно, чем просто человек (например, у них на ногах обувь).

Это позволяет предположить, что семейная ситуация в целом относительно благоприятна и не является первоисточником проблем. По-видимому, нарушения в поведении Ярослава вызваны его индивидуальными особенностями, имеющими другую причину. Небрежность рисунка, его увеличенный размер, не попадание линий в нужную точку, асимметрия и отклонение от вертикали говорят о высокой импульсивности, гиперактивности, вызванных скорее всего органическим поражением мозга.

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ

Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между ребенком и матерью. При сверхтесных внутрисемейных контактах могут ослабляться внешние связи членов семьи с миром. Это особенно нежелательно в подростковом возрасте, когда для благополучного развития личности ребенка очень большое значение приобретает его общение со сверстниками.

В рисунке семьи сверхтесные контакты отражаются в том, что члены семьи располагаются вплотную друг к другу, а иногда и частично закрывают друг друга (рис. 145).

Рисуя человека (см. комментарий к рис. 32), Марина расположила его в центре листа и оставила большую часть пространства пустой, подчеркнув тем самым одиночество своего персонажа. Аналогично этому и рисунок семьи занимает только центральную часть листа, создавая ощу щение изолированности и невозможности каких-либо внешних контактов.

Члены семьи изображены в инт-ровертной позе, у большинства из них не нарисованы кисти рук. Это говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у Марины чувство одиночества, отмеченное при анализе рисунка человека. В Маринином рисунке семьи проявляется естественный для ее возраста интерес к сексуальной сфере. Из-за ее замкнутости в семье этот интерес связывается, в первую очередь, с ее собственными родителями. Его признаками служат нарисованная с сильным нажимом грудь матери и подчеркнутая волосатость рук и ног отца.

С рисунком Марины схож и рисунок пятнадцатилетней Иры Ш. (рис. 146). В нем еще более явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира. Символом этой изолированности служит рамка, отделяющая рисунок семьи от остального пространства листа. Причиной изоляции является недавний переезд семьи в другую страну. На момент обследования ни младшему, ни старшему поколению еще не удалось освоиться в новой социальной действительности и обрести какой-либо круг общения. Судя по, Ириному рисунку, внутрисемейная ситуация характеризуется высокой степенью иерархизации отношений. Разные поколения расположены группами (старшие – по двое, дети – втроем). Это позволяет полагать, что эмоциональное общение в семье существует, преимущественно, внутри этих групп.

Другой вариант сверхтесных внутрисемейных контактов представлен в рисунке семьи животных (рис. 147). В отличие от рисунков Марины и Иры, у Дани семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы. Это позволяет предположить, что в данном случае, несмотря на повышенную плотность внутрисемейного общения, наличествует и полноценное общение семьи с окружающим миром. Такое предположение подтверждается выраженно экстравертными позам и папы-быка и детей – бегемота и попугаихи.

В рисунке Дани отражена очень высокая степень иерархизации семейных отношений. Огромный папа-бык представлен в качестве опоры для всей семьи. Вместе с тем, наиболее доминантной фигурой, возвышающейся над всеми остальными, является не он, а мама-жирафа. Длинная шея позволяет ей успешно контролировать семейную ситуацию. Дети гораздо меньшего размера, чем родители, и расположены далеко внизу, под ними. Однако они все же возвышаются над тетей-змеей, реакция на которую явно агрессивна, а чем говорят угрожающий клюв попугая и зубастый рот бегемота. Выбор животного (змея) свидетельствует о негативном отношении ребенка к изображенному персонажу. В реальной семье мальчика тети нет, однако есть бабушка, на которую в основном и возложены заботы по воспитанию детей. По словам мамы, дети плохо относятся к бабушке, не слушаются ее, грубят. Можно полагать, что именно бабушка изображена на рисунке в виде тети-змеи.

Несмотря на восприятие своей роли в семье как подчиненной (расположение сына-бегемота в нижней части листа), у Дани, по-видимому, высокая самооценка. Об этом говорит то, что рисунок он начал с изображения сына. Особо значимой фигурой для него является также мать (персонаж, появившийся на рисунке вторым).

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ

Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. В рисунке семьи нарушение контактов может проявляться в подчеркнуто небрежном изображении всех членов семьи или некоторых из них, в их взаимной удаленности или разделенности какими-либо перегородками, в отсутствии кого-либо из членов семьи, в изображении их со спины или отвернутыми друг от друга, в при знаках эмоциональной нагрузки при изображении кого-либо.

Десятилетний Шурик К. живет с родителями, сестрой Риной и бабушкой. Однако на рисунке семьи мама и бабушка отсутствуют (рис. 148). По словам мальчика, они не получились. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. В итоге на рисунке оказались сам Шурик, две его сестры, двоюродная сестра и папа. В действительности старшая сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей; двоюродная сестра также живет отдельно. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки, а также включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, говорит о том, что у Шурика отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Персонажи рисунка разделены вертикальными линиями, что дополнительно подчеркивает отсутствие контакта между ними.

Дети нарисованы подчеркнуто небрежно, схематично. Такое изображение типично при негативном отношении к персонажам. Папа, нарисованный первым, изображен гораздо более детально и тщательно, однако он находится в стороне от остальных членов семьи. Можно полагать, что отношение Шурика к нему благоприятно, однако он редко присутствует в доме и мало общается с детьми. Это подтверждается сведениями, полученными от мамы.

Отношение ребенка к маме, по-видимому, амбивалентно. Он пытался нарисовать ее детально и тщательно (начав рисовать ее второй – сразу после папы), однако ее изображение вызвало серьезную эмоциональную нагрузку, приведшую к тому, что рисунок так и не был закончен.

Шестилетняя Лена М. отразила в рисунке свое стремление к общению с мамой: у нее выраженно экст-равертная поза с широко расставленными руками (рис. 149). Однако, судя по рисунку, ее направленность на общение не находит у мамы отклика. Мама изображена в позе отказа от общения: руки уперты в бока, кисти не нарисованы. Отсутствие контакта подчеркнуто тем, что Лена и мама изображены очень далеко друг от друга, на разных концах листа. Особая значимость общения с мамой определяется тем, что Лена живет с ней вдвоем, больше общаться ей практически не с кем.

Между тем, у нее высока демонстративность, потребность во внимании окружающих. Об этом свидетельствуют, в частности, изображение себя на рисунке первой, тщательно вырисованные прически персонажей, стремление украсить одежду (пуговицы, кармашек).

Судя по рассказу мамы, для привлечения к себе внимания Лена использует развернутые истерики, что типично для высоко демонстративных детей. Мамина реакция на эти проявления грубо неадекватна, что делает их особенно устойчивыми. Мама сообщила: «Лена – жестокая девочка, совершенно неуправляемая. Я ничего не могу с ней поделать, бью ее, а она все равно продолжает устраивать истерики».

До пятилетнего возраста Лена воспитывалась у бабушки, где ей уделялось много внимания. Жалоб на поведение девочки не было. В период обследования она учится в первом классе. В школе успешна, что обеспечивает ей внимание и поощрение со стороны учительницы. Учительница характеризует ее поведение как идеальное.

Таким образом, негативные поведенческие проявления служат для Лены средством привлечь к себе мамино внимание. Неадекватные реакции мамы приводят к фиксации тех форм поведения ребенка, с которыми она пытается бороться. Для преодоления нарушений в семейном общении рекомендовано прохождение семейной психотерапии.

В динамическом рисунке семьи, сделанном шестнадцатилетней Викой О. (рис. 150), члены семьи отвернуты друг от друга, а себя Вика вообще нарисовала на оборотной стороне листа и последней, что говорит о низкой самооценке. Нарушение семейных контактов проявилось и в том, что мама, готовящая обед, изображена со спины, а младшая сестра, гуляющая с маленькой сестричкой, стоит спиной и к маме, и к папе, который смотрит футбол.

Коляска с младшей сестрой выделена линией с особо сильным нажимом, свидетельствующей об эмоциональной нагрузке. По-видимому, младший ребенок воспринимается Викой как конкурент за внимание остальных членов семьи.

Трижды подчеркнутая надпись «У нас самая лучшая семья на свете» говорит о попытке вытеснить ощущение неблагополучия, убедить себя и проверяющего в том, что се мейная ситуация Вику полностью устраивает.

В рисунке семьи животных девятилетнего Жени Д. проявляется менее выраженное, но все же достаточно очевидное нарушение эмоциональных контактов с родителями (рис. 151). В фигуре мамы-волка подчеркнута вербальная агрессия (разинутая зубастая пасть), непосредственно направленная на ребенка-птичку. Папа изображен в виде змеи, которая, как и прочие холоднокровные, как правило, символизирует малую эмоциональность, холодность. Недостаток эмоционального общения отражен и в том, что у ребенка-птички и папы-змеи вовсе не нарисованы глаза, а у мамы-волка они пустые (без радужки и зрачков).

Папа-змея изображен очень высоко. Он изолирован от остальных членов семьи, его голова повернута в противоположную от всех сторону. Поэтому в данном случае расположение его высоко на столбе символизирует, по-видимому, не внутрисемейное положение, а высокий социальный статус. Это полностью соответствует реальному положениювещей: отец Жени – преуспевающий электронщик высокой квалификации.

Ребенок-птичка, задрав голову, смотрит вверх, на папу. Это можно расценить как установку на достижение столь же высокого положения, как папино. Подобные стремления явно побуждаются и стимулируются требовательной активной мамой. В реальности мамина ориентация на Женины высокие достижения проявилась, в частности, в запросе, с которым она обратилась к психологу. Как она объяснила, цель их визита состояла в получении справки о том, что Женя по уровню своего развития способен «перескочить» через класс.

Вместе с тем, столб, вокруг которого обвился папа-змея, производит впечатление непреодолимой преграды для ребенка-птички. В этом можно увидеть определенный сценарий, заданный Жене родителями. Мальчику как бы предписано стремиться догнать папу, но ни в коем случае не обогнать его. Папа должен оставаться недостижимым идеалом.

В рисунке наблюдаются выраженные признаки эмоциональной нагрузки. Наиболее тревожащей фигурой является папа. По полустертым следам карандаша видно, что первый вариант папиного изображения был заменен новым. Главных изменений два. В первом варианте столб был существенно ниже. На первоначальном наброске змея обвивала столб в противоположном направлении, так что ее голова оказывалась повернутой к птичке и волку, а не отвернутой от них. По-видимому, этот вариант недостаточно соответствовал Жениным представлениям, связанным с семейной ситуацией. У мамы-волка по сравнению с первоначальным вариантом несколько изменено положение головы. Ребенок-птичка не переделывался, но признаки эмоциональной нагрузки имеются и в этой фигуре: она густо заштрихована.

Семейная ситуация порождает у мальчика эмоциональное напряжение, тревогу. Родителям Жени даны рекомендации по налаживанию эмоционального контакта с ребенком. Перевод через класс не рекомендован.

Явное неблагополучие семейных отношений проявляется в рисунке семьи животных, сделанном тридцатисемилетним Владимиром Р. (рис. 152). Владимир сообщил, что рисует идеальную семью, как в «Маугли» Киплинга. Однако родители на его рисунке отвернуты друг от друга, дети повернуты спиной к зрителю. Все члены семьи изображены очень схематично, не индивидуализированы.

В период обследования Владимир находился в процессе развода с женой. Острая эмоциональная реакция, связанная с семейной тематикой, проявилась у него не только в особенностях изображения, но и в отклонении от инструкции. Вместо того чтобы в соответствии с заданием нарисовать семью, состоящую из разных животных, он изобразил семью из одинаковых животных (собак).

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных