ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система регулирования. Социальные и технические нормыВ любом обществе исторически складывается и действует система регуляторов. Действие этой системы принято называть социальным регулированием. Социальное регулирование представляет собой упорядочивание общественных отношений, определяющее правила поведения в обществе. Причём выделяют как нормативные, так и ненормативные регуляторы. Нормативное регулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое посредством общих правил поведения; это регулирование посредством норм, т.е. общеобязательных, неоднократно действующих, конкретно-неопределённых правил. Соответственно, для нормативного регулирования характерно: - - общеобязательность, то есть распространение его действия, обязательности его правил поведения на всех кому данное регулирование адресовано; - - неоднократность, применение общих правил поведения не к одной ситуации, а к целому кругу аналогичных общественных отношений; - - неопределённость, означающая, что нормативное регулирование не имеет конкретного адресата, оно распространяется на круг субъектов. Систему нормативного регулирования составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, технические нормы и т.п. Ненормативное регулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое с помощью конкретно адресованных, индивидуально-определённых предписаний; осуществляется с помощью ценностного, директивного и информационного регуляторов. Его основные черты: - - адресовано конкретному субъекту права, зачастую субъект его наименование и характерные черты фиксируются в тексте ненормативного предписания; - - такое регулирование непосредственно определяет вариант поведения конкретного субъекта и осуществляется в определенной жизненной ситуации. «Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный…. Ценностный регулятор – определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы ценностей…. Директивный регулятор – способ воздействия на общественные отношения с помощью индивидуально адресованного приказа, указания…. Информационный регулятор – воздействие на общество с помощью СМИ…. Ненормативные регуляторы могут, как способствовать действию нормы, так и тормозить, блокировать её»[1]. По предмету регулирования принято различать технические и социальные нормы. Охарактеризуем их. Технические нормы регулируют отношения между человеком и внешним миром (природой, техникой) – биологические, санитарные, технологические, экологические. Технические нормы указывают, как человек должен общаться с орудиями труда, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономным и экологически безвредным способом. Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека. Социальные и технические нормы помимо предметов, различаются по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их называют технико-правовыми. Например, правила противопожарной безопасности, железнодорожного движения, строительных работ, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т.п. Некоторые из них снабжены санкциями. Действуют они в основном в материально – производственной и управленческой сферах. Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов). В случае выхода их строя по причине неправильного обращения и нанесению ущерба человек сам себя «наказывает».[2] Социальные нормы – это правила поведения людей и социальных организаций в обществе. Большую часть лекции мы посвятим именно их характеристике. Выделим основные признаки социальных норм: 1. Социальные нормы есть правила поведения в обществе. Именно они определяют, как должен вести себя человек (социальный институт – адресат нормы) в обществе. Показывают основные цели, направления развития и интересы общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя людей и общественные отношения между людьми и их коллективами. 2. Меры свободы индивида, устанавливающие пределы (границы) его поведения, свободы. В рамках данных границ адресат социальных норм свободен, имеет возможность самостоятельно выбрать вариант своего поведения. 3. Объективность. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм, так как они отражают волю и сознание человека. 4. Обязательность. Социальные нормы всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер. 5. Процедурность. Заключается в наличии процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм. 6. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний. В качестве таких механизмов можно выделить: государственный, общественный, групповой и т.п. 7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их совокупности, означает, что, во-первых, нормы зачастую состоит из ряда элементов (например, гипотеза, диспозиция, санкция), и, во-вторых, отдельные нормы объединяются между собой и в тесном контакте друг с другом упорядочивают общественные отношения. 8. Социальным нормам присуща общая цель – упорядочивание общественных отношений. Функции социальных норм. Их анализ достаточно условен и даётся лишь в учебных целях. - Регулятивная функция – социальные нормы упорядочивают, регулируют поведение людей в обществе. - Охранительная функция – охраняют, защищают общество от нежелательных (социально-вредных) явлений с целью нормального функционирования общества. - Оценочная функция – социальные нормы служат основанием оценки поведения в обществе. - Воспитательная функция – направлена на передачу социальными нормами знаний, информации об окружающей нас действительности, об обществе. Подводя итог, стоит ещё раз указать, что социальные нормы, к коим относится и право, наряду с техническими нормами и ненормативными регуляторами существуют в обществе, упорядочивая его. Под социальными нормами следует понимать правила поведения людей и социальных организаций в обществе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|