Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взгляд и информация




Как бы тривиально, в силу частого употребления, ни звучало высказывание "Глаза -зеркало души", все мы, похоже, считаем, что так оно и есть. Действительно, взглядом выражают симпатию, антипатию, приязнь и неприязнь, внимание и невнимательность, доверие и недоверие, сомнение, заботу, радость, торжество и т. д. Поэтому понятно то чувство дискомфорта и даже раздражения (а возможно, и антипатии), которое мы испытываем, когда разговариваем с человеком, чьи глаза скрыты за солнцезащитными очками. В этом случае мы "не видим", что он думает.

Люди чаще смотрят на тех, кто им нравится. И наоборот, отводят глаза от тех, кто им неприятен. Поэтому, когда мы замечаем, что кто-то смотрит на нас чаще, чем другие и чаще, чем на других, мы испытываем к нему симпатию, платим взаимностью (Атватер И., 1988). Правда, это не относится к тем случаям, когда нас назойливо разглядывают или когда сложилась такая ситуация, что частые взгляды могут свидетельствовать об угрозе.

Эффект ответной симпатии (когда частые взгляды интерпретируются как показатель благорасположения) неоднократно демонстрировался в исследованиях. Причем некоторые из них показали, что человеку достаточно просто сообщить, будто кто-то на него часто поглядывает, чтобы этот "кто-то" стал для него симпатичным.

Примечательно, что сообщение о частоте взглядов производит неодинаковое впечатление на мужчин и женщин. Когда женщине сообщают, что мужчина смотрит на нее чаще, чем это принято, то ее симпатия к нему не возрастает. То же самое сообщение имеет у мужчин прямо противоположный эффект, и они проникаются повышенной симпатией к женщине, которая, как они считают, смотрит на них чаще и дольше, чем обычно.

Взгляд может также информировать о социальном статусе человека. Ральф Икслайн (1971), изучавший проблему взаимосвязи взгляда и статуса, отмечает, что люди с низким статусом, как правило, чаще и дольше смотрят на высокостатусного, чем высокостатусный на низкостатусного. По этому поводу говорят: "Есть начальство глазами" (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Тендерные различия в использовании взгляда почти один к одному повторяют статусные различия (Атватер И., 1988). Женщины более часто, чем мужчины используют взгляд как средство межличностного контакта. Таким образом, здесь срабатывает та же закономерность, что и в случае со статусными различиями. Кроме того, женщинам, как правило, не свойственно назойливое, настырное разглядывание других людей. Сами они также предпочитают избегать пристальных взглядов других. По мнению некоторых исследователей, эти различия отражают усвоенные в процессе социализации представления о том, что женщины имеют более низкий, чем мужчины статус (Henley, 1977). Причем убеждения эти разделяются как мужчинами, так и женщинами (Блок Д., 1983).


Семечкин Н.И. __________________________________________________ Социальная психология






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных