Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СМЕРТЬ МОНАХИНИ ФЕОДОРЫ




 

Прошло несколько дней после смерти отца Василия, как при­шло письмо о том, что престарелая матушка Феодора, также болевшая туберкулезом, лежит на смертном одре. «Она не хочет уми­рать, пока не приедет Старец», — говорилось в письме.

— Ах, Пресвятая Богородица! Боже мой! Как я опять пойду в мир! — воскликнул Старец. Он только что похоронил Василия, и теперь нужно было ехать прощаться с Феодорой. Старец сел в лод­ку и направился в Салоники. Придя к ней в дом, он спросил:

— Как она? Жива?

У Старицы был туберкулез гортани, она буквально гнила зажи­во, и поэтому в комнате стоял тяжелый запах. Но как только она увидела Старца, воспрянула и сказала:

— Подойди, Старче, я не хотела умирать, пока не приедешь ты.

— Не бойся, Феодора.

Старец сел рядом с ней и начал утешать.

— Старче, у меня уже нет сил, я очень печалюсь.

— Феодора, немного терпения, и все закончится. И Бог даст тебе венцы.

— Старче, вся комната полна венцов, мне этого хватит! Пусть уж один мне не достанется!

— Нет, Феодора, потерпи, и ты получишь и этот венец!

— Отпусти меня, Старче, не держи меня больше, отпусти, — такая у нее была вера в Старца.

— Терпение, моя Феодора, терпение!

Ей дали что-то поесть, но глотать она уже не могла и, попытав­шись чуть-чуть съесть, недоеденное отдала Старцу. Он съел это, говоря про себя: «Матерь Божия, пусть побольше здесь будет ми­кробов!» Но ни один микроб к нему не перешел. Он надеялся, что заразится и сам, но, как писал позже, смерть убежала, уйдя к тем, кто ее боится.

На следующий день рядом с Феодорой сидели Старец и сестра Евпраксия, которая за ней ухаживала. Обе понтийки, они знали турецкий лучше, чем греческий, и Феодора ей что-то сказала по-турецки. Старец спросил:

— Что она тебе сказала?

— Она мне сказала, что придут гости и я должна приготовить угощение.

— Брось ты угощение и ступай за священником, потому что Феодора сейчас уйдет.

Пришел священник, все они, вместе с еще несколькими мона­хинями, сидели рядом с ней. Старец сказал священнику:

— Не уходи, отче.

— Хорошо, не уйду.

Затем Старец повернулся к Феодоре и стал наблюдать за ней. Вскоре ее взгляд стал блуждать. Она посмотрела на Старца, на Евпраксию, на каждую из монахинь. Посмотрев на всех, она переста­ла видеть окружающий мир. Глаза ее закатились, она вздохнула три раза и умерла. А Старец после погребения Феодоры возвратился на Святую Гору.

 

 

МОНАХИНЯ ВРИЕНА

 

В то время старшая сестра Старца Иосифа, Эргина, пережива­ла тяжелый период жизни. Скорбь и отчаяние сжимали ее отовсю­ду. Единственной надеждой для нее остался брат, Старец Иосиф, которому она и написала письмо, прося утешения и наставления. Старец ответил, и его мудрые слова рассеяли густую тьму скорби.

У Эргины была дочь Варвара. Святой пример Старца, его пол­ные мудрости письма их семье и его молитвы зажгли в чистом серд­це Варвары желание монашества. Ее непорочная душа возлюбила Небесного Жениха, любовь Которого никогда не умирает.

Варвара написала Старцу одно робкое письмо, в котором проси­ла совета. Старец очень обрадовался, ибо в своей молитве увидел, какая чистая душа у этой девушки и как много преуспеет Варвара в монашестве. Поэтому он написал ей ответ без всякой задержки. Между ними завязалась переписка глубокого духовного содержания, в которой Старец наставлял ее в молитве, трезвении и смирении.

 

* * *

 

Маленькая Варвара была немного упрямой и гневливой девоч­кой. Но, имея очень доброе произволение, она следовала букваль­но советам дяди. Вскоре она начала не только исправляться, но и умножать в своей душе плоды благодати.

И действительно, Варвара сделалась очень разумной, смирен­ной и послушной девушкой. Она так тщательно избегала искуше­ний, что не выходила из дома без матери. Каждый день она старалась непрестанно творить Иисусову молитву. Вскоре это начало приносить плоды: светлые мысли и живительные слезы.

Таким образом, после окончания немецкой оккупации юная Варвара пожелала начать монашескую жизнь. Но отец категориче­ски запретил ей это: он и слышать не хотел о том, чтобы дочь ушла в монастырь. А кроме этого, как иногда, к сожалению, поступают в таких случаях некоторые неразумные родители, он начал осквер­нять свои уста неподобающими и грубыми словами.

Бедная Варвара с большой печалью написала Старцу Иосифу о своем желании монашества и о запрете отца. Старец помолился, по­лучил некое извещение и ответил ей: «Подожди немного, потерпи». Действительно, прошло немного времени, и отец девушки умер.

 

* * *

Варвара стала монашествовать в монастыре на горе Парнифа. Спустя какое-то время игумении монастыря было видение. Од­нажды около полуночи, когда она находилась в своей келлии, она услышала далекие шаги, как будто кто-то приближался с палочкой. Благоговейная старица очень обеспокоилась, ибо у монастыря тог­да еще не было ограды и она, естественно, боялась за сестер. Ведь это были тяжелые годы гражданской войны, и Греция была охваче­на беспорядками.

Итак, игумения с волнением стала всматриваться, кто бы это мог быть в столь поздний час в этой пустыне. Глядя в ту сторону, откуда доносились шаги, она различила в темноте некоего старика, приближавшегося с маленьким фонариком. Когда он наконец по­дошел поближе, она спросила его с беспокойством:

— Кто вы такой и что вам здесь нужно в такой поздний час?

— Я, Старица, — смиренно ответил незнакомец, — отец юной Варвары и пришел сказать, чтобы вы ее оставили у себя. Ибо с тех пор, как она пришла в монастырь, Христос дал мне в утешение этот фонарик — и я теперь немного вижу и мне легче.

С этими словами он исчез. Так Господь даже и за это невольное приношение отца Варвары дал ему награду, невзирая на то что тот препятствовал дочери стать монахиней.

Варвара осталась в обители и сделалась примерной монахиней. В постриге, совершившемся в 1945 году, она получила имя Вриена. При этом присутствовал и отец Афанасий, брат Старца Иосифа. В 1955 году она стала игуменией в монастыре Богородицы Миртидиотиссы в Стаматах, что в Аттике.

 

 

СТАРИЦА МАКРИНА

 

Как уже упоминалось, мой духовник в миру отец Ефрем со­брал большую паству в Волосе. Там он совершал очень хорошее духовное дело. Но в 1952 году его оклеветали, и он был вынужден уехать оттуда, оставив множество духовных чад сиротами. Среди них были и пять-шесть девушек, которые жили в устроенном ими общежитии и желали монашества.

Одна из них, по имени Мария, стала впоследствии Старицей Макриной. Мария родилась в 1921 году у благочестивых родителей в Смирне. После Малоазиатской катастрофы ее семья была вы­нуждена оставить родную ионийскую землю и переселиться в Гре­цию. Лишь только ей исполнилось десять лет, случилась еще одна беда — умерли ее родители.

Мария вместе с младшим братом оказалась в полном одиноче­стве. Но она была не из тех людей, которые быстро отчаиваются. Она, где могла, находила работу и таким образом встала на ноги сама и вырастила брата. Но когда жизнь стала немного улучшаться, внезапно разразилось новое бедствие — Вторая мировая война, а вместе с ней ужасные годы оккупации.

Предприятия закрылись, начался голод. Поначалу соседи ока­зывали некоторую помощь сиротам. Но когда люди стали десят­ками умирать от голода на обочинах дорог, никто не мог больше уделять внимания двум детям. Целыми днями они оставались го­лодными, и им грозила смерть от истощения. В конце концов брат и сестра были вынуждены разлучиться в надежде на то, что так, мо­жет быть, выживет по крайней мере один из двух. Младший брат уехал в Салоники, а бедная Мария осталась в Волосе совершенно одна, в глубокой скорби из-за разлуки.

Послевоенные годы также оказались очень трудными. Мария много работала в разных местах, зарабатывая на кусок хлеба, но и этим она делилась: у нее было золотое сердце. Ее всегда отличали большое милосердие, всепрощение, трудолюбие, огромное терпе­ние в лишениях и любовь к молитве по ночам.

 

На протяжении всей жизни молитва была для будущей Старицы Макрины компасом и посохом. И ей довелось не раз ощутительно испытать Божественные посещения.

Однажды на Пасху после долгой и тяжелой работы ей удалось насобирать денег, чтобы купить себе свечу на службу Светлого Хри­стова Воскресения. Однако когда она шла в церковь, ей повстреча­лась нищая и голодная девочка. Нисколько не задумываясь о своей собственной нищете, она отдала ей то, что с таким трудом собрала. Так она пришла в церковь без свечи. Когда настал момент принимать святой свет и весь народ пошел со своими свечами к священнику, Мария стояла позади всех, не имея свечи. Она стояла во тьме, плача и говоря: «О Христе мой! Какая же я грешная, что не удостоилась даже одной свечки на Твоем Празднике». И в то время, как она с пла­чем и самоукорением это говорила, она внезапно увидела Нетвар­ный Свет. Мария потеряла сознание, и люди, думая, что она упала в обморок от голода, отнесли ее домой на руках.

 

 

В то время юная Мария познакомилась с моей праведной мате­рью. Эти святые души вместе молились на кухне нашего дома, стоя на коленях весь вечер, проливая много слез и совершая множество земных поклонов. Их святой пример меня очень многому научил.

Благодаря добродетелям Марии вокруг нее еще со времен ок­купации собрались несколько благочестивых девушек, пожелав­ших стать невестами Христовыми. Они жили вместе под духовным руководством отца Ефрема. Когда тот был вынужден вернуться на Святую Гору, девушки неожиданно духовно осиротели.

 

* * *

 

Многие духовники пожелали взять их в число своих чад, но ни один из них не устраивал подвижниц, потому что они уже приоб­рели духовный настрой Старца Иосифа благодаря отцу Ефрему. Тогда они написали Старцу и попросили, чтобы он их принял в число духовных чад. Я в то время был уже на Святой Горе рядом со Старцем.

Старец им ответил: «Если будете оказывать послушание, то я вас принимаю. Если не будете, то я вас оставлю». Они написа­ли в ответ: «Старче, что бы Вы нам ни повелели, мы будем Вас слушаться».

Тогда Старец повелел им, чтобы они слушались Марию, ко­торую он никогда в своей жизни не видел. И объяснил причину своего повеления: «Оказывайте послушание Марии, ибо я се­годня вечером созерцал ее в видении во время молитвы. Я ви­дел, что вокруг нее было много овечек, а она стояла посередине. Так я понял, что должен поставить Старицей именно ее. Итак, слушайтесь Марию, и пусть никто ей не прекословит». Они от­ветили: «Буди благословенно!» — и Старец очень обрадовался их послушанию.

 

* * *

 

Эти девушки исповедовались Старцу в письмах и в ответ по­лучали множество посланий, которые хранили как великое сокро­вище. Но, к сожалению, впоследствии они были вынуждены сжечь эти письма, потому что случилось искушение.

Был в Волосе монах, живший по своей воле, у него было не все в порядке с головой. Ничего, кроме внешнего подвига, он не знал. И захотелось ему, чтобы эти девушки стали его духовными чадами. Но они не испытывали к нему доверия, и притом поняли, какую большую пользу им приносит Старец Иосиф. Тогда этот монах от сильной зависти стал угрожать, что опубликует их переписку со Старцем в газетах, если ее раздобудет. Мария испугалась, что пись­ма Старца с упомянутыми в них помыслами сестер попадут в руки этого монаха, и поэтому их сожгла. Сохранились только восемь пи­сем, спрятанные отдельно у одной сестры.

 

* * *

 

Другая из этих сестер, ныне монахиня, рассказывала об их жизни под руководством Старца. «Он все нам предсказывал. Все, что происходило у нас в обители, он описывал в своих письмах до того, как мы ему об этом рассказали бы. В начале моей иноческой жизни заболела моя сестра, которая тоже тогда была послушни­цей. Я очень расстроилась и сказала: "Матерь Божия, почему? Мы пришли, чтобы Тебе послужить. Почему она заболела и не может теперь трудиться и помогать нашей обители?” Я пошла в сад, села там под оливковым деревом и плакала всю ночь.

Через несколько дней пришло мне письмо от Старца: "Малое мое дитя, я слышу твой голос и мне тяжело: он терзает мою душу болью и отрывает меня от молитвы. Не плачь. Сестра твоя выздо­ровеет”. И он это написал, хотя никто не знал о моем плаче! Се­стры меня спрашивали:

— Что ты натворила, сестра?

Я им отвечала:

— Да вот, только пришла в сад и плакала.

Все это очень живо в моей памяти.

Подобный случай произошел со Старицей Макриной, когда она заболела и у нее началось кровохарканье. У нас не было теле­фона, чтобы ему об этом сообщить, нужно было обо всем писать в письмах. Но об этом мы в письме не упомянули, сокрыли от него. Мы решили его не расстраивать и не отрывать от молитвы. Он же нам прислал такой ответ: "Дети мои, почему вы мне не пишете, что Старица больна и страдает, чтобы мы помолились о ней? Вы очень плохо поступили, решив, будто оторвете меня от молитвы. Ведь мы видели ее мысленно вечером, когда молились с отцом Арсением, и поняли, что Старица Макрина серьезно больна. И сотворили усердную молитву. Дитя мое, я хочу, чтобы ты мне сообщала обо всем, что происходит у вас в монастыре, и особенно — со Стари­цей. Пишите мне об этом”. Но и Старица Макрина видела их обоих вечером рядом со своей подушкой — Старца Иосифа и отца Арсе­ния, как они молились по четкам с крестным знамением и говори­ли: "Господи, исцели рабу Твою!”

Такое бывало много раз. Когда Старец Иосиф и отец Арсений молились, они видели, как у нас дела и в каком состоянии мы нахо­димся. А мы недоумевали, как он в своих письмах сам пишет о том, что мы думали. И после этого мы боялись!

Мы слышали от его первых монахинь истории, каким суровым Старец был раньше, но с нами он был очень терпимым и добрым.

Он смягчился, когда состарил­ся. И поскольку мы были со­всем юными двадцатилетними девушками, он относился к нам очень ласково».

 

* * *

 

Этот монастырь Богороди­цы Одигитрии очень сильно преуспел. После преставле­ния Старца Иосифа отец Еф­рем Катунакский много раз во время своих ночных бдений видел очами ума два огненных столпа в Волосе, возвышаю­щихся от земли до неба. Они означали Старицу Макрину и одну из ее славных монахинь.

И отец Ефрем говорил, раду­ясь: «Ничего себе! Ты только посмотри! Мы здесь на скалах столько трудимся, чтобы найти несколько крошек, а эти в миру обрели столько благодати! Чем они там занимаются?!»

Познакомился со Старицей Макриной и приснопамятный архимандрит Софроний (Сахаров), когда та поехала на лече­ние в Англию. Он много раз с ней беседовал и впоследствии поделился впечатлениями с близкими людьми: «Это титан духа!»

Старица Макрина преставилась в 1995 году. Из ее славной общины вышли монахини, которые возродили монастыри Чест­ного Предтечи в Серрах и Архангела Михаила на острове Тасос. А сестры из этих обителей, в свою очередь, были посланы в Северную Америку, чтобы и на этой земле появилась закваска монашеской жизни, чтобы и там был привит монашеский идеал. Сегодня в Греческой архиепископии Северной Америки уже одиннадцать женских монастырей, и все они ведут свою исто­рию от Старца Иосифа.

 

 

ЭПИЛОГ

 

Старец Иосиф усиленно возделывал землю своими труда­ми, своим подвигом, борьбой с искушениями, молитвой, созерцанием, потом и слезами. Но плоды этих трудов проявились главным образом уже после его преставле­ния. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то оста­нется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин, 12. 24). То есть как только преставился Старец, его труды начали давать рост­ки, а затем и приносить плоды. Что это были за ростки? Его ду­ховные чада. Старец пахал, очищал землю, сеял, возделывал, а мы, его чада, этими трудами пользуемся. Бог поливал, он пахал, сеял, а мы теперь пожинаем плоды его трудов. Но все это сделал один человек.

Вскоре после преставления Старца на Святой Горе началось возрождение, как по числу монахов, так и во внутренней жизни мо­настырей. Когда в 1921 году Старец пришел на Афон, там подвиза­лось пять с половиной тысяч монахов. Когда он преставился, оста­валась лишь четвертая часть от прежнего числа. А одновременно с уменьшением числа монахов увеличивался их средний возраст. Казалось, что на Святой Горе живут одни старцы. Молодые иноки не приходили, а старики умирали. В 1971 году осталось лишь тыся­ча сто сорок пять святогорских монахов, то есть пятая часть того количества, которое было всего пятьдесят лет назад.

Положение дел существенно изменилось, когда духовные чада Старца Иосифа начали восстанавливать один монастырь за другим. Примечательно, что Старец Иосиф предвидел возрожде­ние Святой Горы. Поэтому-то он перед смертью нам сказал: «У вас нет благословения жить вместе после моей смерти. Каждый будет жить самостоятельно». Вот почему он поместил отца Харалампия в келлии, где была церковь Честного Предтечи, меня — там, где была Благовещенская церковка, а отца Иосифа послал к отцу Фео­филакту, в каливу Святых Бессребреников. Таким образом было положено начало трем отдельным большим общинам.

Говорю с полной ответственностью: если бы на Святой Горе не было Старца, мы бы ничего не знали о молитве. Если бы Старец Иосиф был жив, то теперь, когда издается множество книг со свя­тоотеческими писаниями об аскетической жизни и они пользуют­ся большим спросом, когда столь широк интерес монахов и мирян к умной молитве, его калива стала бы местом паломничества и к нему стекалось бы море людей. Потому что Старец был единствен­ным в своем роде учителем умной молитвы. Но в его время не было такого массового паломничества на Святую Гору, какое мы видим сейчас. Тогда на Афон почти никто не приходил.

Теперь много людей приходят и спрашивают: «Отче, как ты молишься? Отче, расскажи нам об умной молитве. Я о ней читал». Сейчас даже иностранцы, которые к нам приходят, неплохо под­кованы и спрашивают нас о том, о чем пишут святые отцы. Они просят разъяснить им, что такое умная молитва. И будь то проте­станты или католики, находятся и среди них такие, которые читают Иисусову молитву, как и православные, они говорят: «Мы читаем Отцов Церкви и видим, что у православных есть умная молитва, и мы тоже занимаемся ею». Куда ни пойдешь теперь — во всей Греции, особенно в женских монастырях, — огромное желание услышать что-нибудь из святых отцов, очистить душу на исповеди. По всему этому люди испытывают огромную жажду и голод.

Однако теперь, когда мы имеем такой подъем интереса, нет на­ставника. Уже нет духовных мужей такого масштаба и носителей такой благодати. Нет у нас великих отцов-светильников. Уже нет тех людей с деланием и созерцанием, которые были раньше. Мы же только говорим о созерцании. Не оставили они продолжате­лей своего духовного делания и наследников своего духовного богатства. Они умерли, не оставив преемников, и, таким образом, их дело остановилось. Новые игумены монастырей не знают это­го, нет этого и в скитах. Несмотря на то что молодым много чего говорят, помощи у них нет. И жалуясь на это, они правы, потому что кто их научит? Должен существовать наставник, учитель, и при этом такой, который сам чего-то достиг. Возможно, какой-нибудь духовный внук Старца Иосифа, подвизаясь, приобретет благодать, чтобы продолжить предание. Но превзойти Старца невозможно, и поэтому такой человек неизбежно будет слабее, гораздо слабее, отчего мы постепенно все больше нищаем.

 

* * *

 

Старец Иосиф — современный святой, и житие его источает благоухание святости. Благодаря умной молитве он стяжал множе­ство разнообразных плодов Святого Духа. Умная молитва и вела его на высоту созерцания, и давала ему глубину опыта борьбы с бе­сами. Он творил Иисусову молитву непрестанно, и днем и ночью. Подобного человека на Святой Горе больше нет. Говорю это, имея в виду конкретных людей. Кто из монахов может сегодня сравнить­ся с этим духовным величием? Кто сегодня всю ночь проводит в бдении на коленях, умно молясь, плача и рыдая — не о себе, а обо всем мире? Где теперь такое подвижничество? Такая молитва? Та­кие слезы?

Как говорил отец Ефрем Катунакский, «Старец Иосиф был духовным исполином и богонаученным учителем умной молитвы. Он необычайно сильно любил Пресвятую Богородицу, ради Нее он претерпевал все и от Нее получил великий дар сердечной мо­литвы. Он удостоился много раз Ее увидеть в своей временной, но равноангельной жизни. Где сейчас такие фигуры? Где можно услышать сегодня такие Небесные и благодатные слова? Его свя­тое сердце неутомимо творило молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя!” — и Святой Дух осенял его главу».

Мне говорили, чтобы я написал в Константинопольский Па­триархат о причислении Старца Иосифа к лику святых. Я ответил: «Мы этого делать не будем, это сделает Бог по молитвам святого Старца». Другие люди предложат это, чтобы Церковь исследова­ла, действительно ли эти признаки святости являются указанием от Бога, что Старец Иосиф — святой. И тогда совершится про­славление Старца и будет праздноваться его память. Мы же ничего не будем предпринимать с нашей стороны, потому что нам могут не поверить. Но, во всяком случае, наша совесть велит нам почи­тать его как святого.

Многие православные во всем мире верят, что Старец Иосиф — святой. Это видно из того, с каким благоговением обращаются к нему за помощью, и по тому интересу, который существует во всем мире к написанному им. Его письма переведены на многие языки и изданы во многих странах: на сегодняшний день — на русском, английском, французском, итальянском, румынском, сербском, болгарском, грузинском языках. А мой собрат Иосиф составил службу в честь преподобного и богоносного отца нашего Иосифа Исихаста.

 

* * *

 

Теперь, когда на Небесах Старец с ангелами предстоит пред Бо­гом, он все очень хорошо видит. Видит, каков рай, и знает, каков ад. И глядит вниз на нас: что мы здесь делаем? Думаете, Старец сейчас там, наверху, сидит без дела? Здесь он без дела не сидел. И, думаете, он будет бездельничать там, наверху, когда видит нашу реальность? Старец наверняка задается вопросом: «Как дела у моих внуков?» Он приходит и смотрит на нас: как мы здесь трудимся? Наблюдает за нами, промышляет о нас, помогает нам, молится о нас, посещает наши монастыри и непрестанно ходатайствует о нас пред Богом, чтобы мы не погибли. Потому-то и кричат бесы о Старце Иосифе: «Он встал из могилы и бродит по монастырям, помогая монахам!» Старец просит Бога, чтобы Он как-нибудь получше позаботился

о нас. Ведь, как известно Старцу, у нас нет того подвижничества и той духовной зрелости, какие были у него. Старец видит опас­ности, через которые мы проходим, видит и нашу безалаберность, видит наши страсти, видит все. И просит Бога быть милостивым к нашим прегрешениям и нашим страстям.

Нам лишь надо иметь веру в Старца, в этого великого челове­ка, который ушел из жизни, но пребывает в жизни и передает нам жизнь и благодать, когда нас посещает. И хотя мы и не видим его, он избавляет нас от многих зол, которые бесы хотят сотворить. Его молитва и его присутствие чудесным образом избавляют нас от великих зол, хотя мы и не знаем, откуда приходит помощь. Так, однажды я видел во сне трех демонов, одетых как монахи, которые приблизились ко мне, чтобы сотворить зло. Тогда пришел Старец и их прогнал. В какое-то мгновение один из них хотел меня убить, и Старец встал между ним и мною. После этого я проснулся и сказал: «Это заступничество Старца».

Мы удостоились в наше время иметь такого ходатая на Небе. Это большая честь для нас, большая милость Божия. Мы этого не заслужили, и я первый, живший рядом со Старцем. Но Бог удо­стоил меня положить его во гроб. Это большое благословение для послушника — удостоиться похоронить своего Старца, положить его во гроб и стать его преемником. Это честь для нас — удосто­иться иметь святоотеческую преемственность от этого человека.

Теперь Старец — на Небе, в океане Божественной любви. Он наслаждается наградой за труды аскетической жизни, получает утешение за свои слезы. Ибо он пролил ручьи слез не только за свои грехи, но и за грехи многих людей, слезы великой и безгра­ничной любви к нашему Богу.

Таким запечатлелся в нашей памяти преподобный Старец Иосиф — наш венец, наш святой, один из корифеев Святой Горы. И поскольку Старец много рассказывал нам о своей жизни, мы будем хранить в памяти его образ, его дела и слова, чтобы все это принесло нам пользу как наше духовное наследие. Все эти примеры из жизни Старца должны помочь нам подражать ему, насколько это возможно для нас, в его подвиге, прежде всего в духовной его части: в бдении, молитве, чистоте. Ведь поскольку он наш Старец и мы имеем с ним духовное родство, на нас лежит священный долг следовать по его стопам, насколько в наших си­лах. Старец будет радоваться, если мы будем стараться просто и безыскусно подражать ему.

Мы непоколебимо верим, что Старец Иосиф имеет великое дерзновение пред Богом. Потому-то Бог и взял его к Себе, чтобы он ходатайствовал о нас, чтобы он нам уготовал место и защищал нас с высоты на трудном пути спасения. Будем же призывать его молитвы и просить его, чтобы он дал и нам часть той благодати, которую имел в здешней жизни, чтобы и мы познали Бога так, как познал Его он. Ибо цель христианина, и особенно монаха, заклю­чается ни в чем ином, как в познании Бога. Не только уверовать в Него, как мы верим сейчас, но увидеть Бога неким иным образом. Увидеть Его неким иным зрением — тем зрением, каким Его видят только люди, соприкасащиеся с Ним.

Молитвы Старца да помогут нам приблизиться к нему в нашем подвиге, и да подаст он нам немного своего мужества, дабы из­вещение нашей совести позволило и нам безболезненно и мирно уйти из этого мира в мир иной. Он нас ждет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных