Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВОЙСТВА И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ




ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

 

Бюджетное устройство — это:

  1. Бюджетная система (проф. Имичева);
  2. Бюджетная система + принципы построения + порядок формирования доходов и расходов (проф. Равинский);
  3. Бюджетная система + принципы построения + порядок формирования доходов и расходов + бюджетное право местного самоуправления (проф. Курвич);
  4. Бюджетная система + принципы построения + порядок формирования доходов и расходов + бюджетное право местного самоуправления + бюджетный процесс (проф. Вознесенский).

 

Бюджетное устройство — это (на самом деле!) статичные элементы (бюджетная система) + динамические элементы (бюджетное регулирование).

 

Бюджетное устройство (окончательное определение) — это институт бюджетного права, который устанавливает организацию строения бюджетной системы и взаимодействие её частей.

 

Бюджетная структура в международном опыте бывает двух типов: характерная для унитарных государств (двухуровневая: государственные и местные бюджеты) и характерная для федеративных государств (трёхуровневая: государственные, региональные и местные бюджеты). БСРФ является трёхуровневым, но имеет черты, характерные для унитарных государств.

 

Бюджетная система — это

 

СВОЙСТВА И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Печень принципов исчерпывающий, так как принципы легальные. Они могут устанавливаться только РФ.

 

1. Единство бюджетной системы (29)

Несколько аспектов: единое законодательство, его структура и иерархия; единые виды бюджетных правонарушений; единые принципы, отчётность, порядок исполнения бюджета не абсолютен; на каждом уровне предусмотрена возможность детализации.

 

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджета между бюджетами БСРФ (30)

За каждым уровнем БСРФ закрепляются доходы, расходы, источники; полномочия по формировани доходов, исполнению расходных обязательств. Это разграничение на постоянной основе (статьи 50, 51, 56, 57, 61-61.2 БК РФ). Второй аспект это Определение КС РФ от 1 марта 2007 года № 129-О-П.

 

3. Самостоятельность бюджета (31)

 

Большой и основополагающий принцип.

 

4.о

 

Статьи: 12, 15, 69 БК РФ, 12, 15 НК РФ, 102 БК ФР 71-73, 112, 132 Конституция РФ, 112 куда-то про госдолг

 

Принцип самостоятельности бюджетной системы является большим, базовым, одним из основополагающих принципов. Он основывается на федерализме и указывает, какова степень децентрализации между бюджетами БСРФ. Отсюда идут два аспекта этого принципа: позитивный и негативный. Позитивный аспект исходит из того, что каждый бюджет может сбалансировать свой бюджет, наиболее эффективно использовать свои средства, а также в возможности регионами и местными самоуправлениями самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать собственные доходы (налоговые/неналоговые) и по своему усмотрению направлять расходы. Ограничения позитивного аспекта: право является и обязанностью; нормативные ограничения (прим., статьи 12-15 НК РФ, статья 69 БК РФ). Негативный аспект заключается в запрете на исполнение расходных обязательств одного публично-правового образования за счёт другого, в определении чёткого порядка внесения изменений, в запрете на изъятия дополнительных доходов в течение финансового года (статья 29-31 БК РФ).

 

Элементы принципа самостоятельности бюджета:

  • Доходная составляющая (каждый бюджет имеет право на собственные доходы и лишить его этого права нельзя);
  • Расходная составляющая;
  • Автономная имущественная ответственность (статья 102/162? БК РФ: запрещено перекладывать долговые обязательства с одного публично-правового образование на другое, однако с этим не согласен ЕСПЧ: дело Галины Петровны Герасимовой против РФ; также статьи 112 и др. БК РФ: обязанность минимизоровать дефицит бюджета, в мхи с чем установлены пределы государственного долга в отношении субъектов РФ и муниципальных образований; также глава 19.1 БК РФ: введение временной финансововой администрации, отсутсвие самостоятельно налоговой компетенции).

 

Принцип равенства бюджетных прав (31.1) имеет симметричный характер. Симметричность проявляется только между одинаковыми субъектами: городом федерального значения и городом федерального значения.

Принцип равенства касается полномочий, расходных обязательств, подходов к формированию налоговых и неналоговые доходов. Говорят о равенств не прав, а о равенстве субъектов из-за их различного публичного правового статуса. Симметричность только в рамках однопорядковых субъектов.

 

Посмотреть: Постановление КС РФ от 2003 года о вопросе равенства бюджетных прав; Статью 79 ФЗ-131, структуру муниципалитетов.

 

 

Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 11 ноября 2003 года № 16-П, а также в Определении от 13 июня 2006 года указал следующие правовые позиции:

1.

 

 

в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в частности, они вправе управлять своей собственностью,иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; при этом бюджетная самостоятельностьРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предопределяется их статусом,установленным непосредственно Конституцией Российской Федерации

 

По смыслу Конституции Российской
Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации выражается в
том числе в единообразии конституционного подхода к распределению
предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее
субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых
правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти
со всеми субъектами Российской Федерации. Это предполагает, в
частности, признание за всеми субъектами Российской Федерации
равного финансово-правового статуса, основу которого составляет
финансово-бюджетная самостоятельность субъектов Российской
Федерации.

 

бюджетная самостоятельность субъектов Российской Федерации во всяком случае реализуется ими во взаимосвязи сконституционными принципами функционирования бюджетной системы Российской Федерации как единой системы, имеющей своим предназначением эффективное распределение и перераспределение финансовых ресурсов, посредством которогопроисходит финансовое обеспечение функций, возложенных на каждый из уровней публичной власти в Российской Федерации.

 

правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенство их потенциалов и уровня социально-экономического развития

 

Наличие оснований возникновения у субъекта Российской Федерации права на получение дотаций из федерального бюджета, закрепленных в названных законоположениях в качестве нормативных критериев, означает, что данный субъект РоссийскойФедерации не располагает реальными экономическими возможностями обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на него конституционных функций и объективно нуждается в финансовой поддержке со стороны Российской Федерации. Направляемые на решение соответствующих задач из федерального бюджета финансовые средства имеют публичное предназначение, чем обусловливается требование их целевого использования. Это может выражаться, в частности, в установлении федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил.

 

 

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Чётко определяется порядок отражения, установлен закрытый перечень доходов и расходов, нельзя указать "иные доходы, иные расходы".

 

Принцип сбалансированности (33 БК РФ). Профицитный, дефицитный и сбалансированный бюджет. В идеале сбалансированный. Статьи 94-96 БК РФ: источники покрытия планового дефицита не относятся ни к расходах, ни к доходам.

 

Принцип эффективности использования бюджетных средств (34 БК РФ). Этот принцип означает, во-первых, что мы должны достигать заданных результатов с использование наименьших средств (эффективность), во-вторых, что мы должны достичь наилучших результатов в определённых объёмах (результативность).

 

Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета (35 БК РФ), означающий, во-первых, что все доходы должны покрывать расходы, во-вторых, что нельзя увязывать конкретный доход с конкретным расходом (но есть и исключения: субсидии, субвенции, иностранные кредиты, пожертвования, средство самообложения граждан).

 

Нужно знать к контрольной работе: Соотношение принципа сбалансированности и принципа общего покрытия (первый является количественным показателем, а второй — качественным).

 

Принцип прозрачности и открытости означает, что делаются публикации (опубликование НПА, отчётов об исполнении бюджета), что информация и иные сведения предоставляются в полном объёме, имеются определённые процедуры (чтения, процедура урегулирования разногласий). Однако этот принцип ограничен, так как в бюджете любого государства есть секретные статьи (значимые вопросы в области обороны, безопасности). Такие статьи могут быть только в федеральном бюджете. Мы видим цифру, но не видим на что.

 

Принцип достоверности бюджета. Любой бюджет должен основываться на определённых показателях, показатели должны быть определены. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Расходы носят целевой характер, средства должны доводиться до конечного получателя.

 

Принцип подведомственности расходов бюджета. Очень важен с точки зрения исполнения бюджета по расходом. Появился для усиления ответсвенности.

 

 

Принцип единства кассы в самом общем виде означает, что все кассовые поступления и осуществления выплат выполняются с единого счёта бюджета (федеральное казначейство открывает счета для разных субъектов). Исключения: За пределами территориями РФ; Случаи, установленные валютным законодательством.

 

 

Нужно знать: Единый это счёт или неединый счёт?

Прочитать: какое-то Постановление КС РФ о счётах казначейства

Базовыми, классическими принципами для любой бюджетной системы являются единство, самостоятельность и сбалансированность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных