Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 2. Генезис понятия и виды профессиональной этики, этика профессиональной сферы общения, 2 ч.




Основные понятия: профессиональная этика, принципы, профессия, специальность, профессиональные моральные нормы, кодексы этики, деловое общение, стиль делового общения, этикет, деловой этикет, манеры, речевой этикет, этикетные формулы.

Профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в рамках той или иной профессии. Нормы профессиональной нравственности исследует профессиональная этика. Последняя развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Последние свидетельствовали о переходе от обыденного сознания к теоретическому в сфере профессиональной нравственности.

Главными понятиями профессиональной этики являются понятия: профессиональный долг, фиксирующее служебные обязанности человека, профессиональная честь, указывающее место и роль данной профессии в жизни общества, и др.

Задача профессиональной этики: выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика прошла длительный путь формирования моральных требований, который начался с периода разделения общественного труда и возникновения профессий. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов. В ХI-ХII вв в период ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов происходит пополнение профессионально-этических кодексов выделившихся профессий.

Основные принципы профессиональной этики:

1. исходит из золотого стандарта;

2. справедливость при наделении работников ресурсами;

3. обязательное исправление этического нарушения;

4. принцип максимума прогресса;

5. принцип минимума прогресса;

6. терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах;

7. разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики;

8. индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу;

9. нонконформизм должен проявляться в разумных пределах;

10. никакого насилия;

11. постоянство воздействия;

12. при воздействии учет силы возможного противодействия;

13. целесообразность авансирования доверием;

14. стремление к бесконфликтности;

15. свобода, не ограничивающая свободы других;

16. работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;

17. не критикуй конкурента;

Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемых орудиями или предметами труда. Приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования. Многие профессии подразделяются на специальности. Специальности имеют различные специализации.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения: отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса и моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений.

Рынок – это система отношений людей по поводу обмена товарами и услугами. Основными его атрибутами являются товар, деньги, конкуренция. Он невозможен без экономической свободы и свободного предпринимательства.

Культура рыночных отношений требует честной конкуренции. Она предполагает достижение успеха в бизнесе посредством повышения качества производимых изделий и оказываемых услуг, снижения их себестоимости и цены, хорошо налаженной, управленческой маркетинговой и рекламной деятельности, удовлетворения потребностей и желаний покупателей не только в качественных товарах, но и в быстрой и бережной доставке их на дом и в качественном эксплуатационном обслуживании.

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями: врачебная этика, биомедицинская этика, этика журналистов, экономическая этика, юридическая этика, этика предпринимателя, этика социальной работы, этика менеджмента.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются («Проктер энд Гэмбл», Российское общесто оценщиков, «Кока-Кола»).

Кодекс состоит из разделов: этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами; этические нормы отношений оценочных компаний с государством; этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями; этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами; подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков; присоединение оценочных компаний к кодексу. Из пяти разделов состоит этический кодекс компании.

Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г.

В современных социально-экономических условиях возрастает значимость коммуникативной культуры личности: умение продуктивно общаться, налаживать деловые отношения, соблюдать этические нормы делового взаимодействия. Культура делового общения становится одной из ключевых компетентностей современного специалиста.

Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Принципы и стили делового общения: признание равенства и неповторимости каждого из партнеров; априорное признание существования того или иного «зерна истины» в каждой точке зрения; взаимное обогащение участников общения.

Умение понимать, видеть и слышать партнера, учитывать невербальные аспекты общения - это необходимые черты любого коммуникатора.

Этапы делового общения: установление контакта; ознакомление; принятие решения; окончание контакта.

Элементы стиля делового общения: комплексность всех мероприятий; знание возможностей партнера; умение маневрировать ресурсами (финансовыми, материальными, временем); грамотное распределение и перераспределение обязанностей, прав и полномочий, ответственности между партнерами.

Основные виды делового стиля: авторитарный, демократичный, проблемно-целевой.

Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. Вербальный этикет: мимика и жесты, проксемика, этикетная атрибутика.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете). К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Основная функция этикета - формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет.

Важнейшие этикетные позиции (ситуации), отчетливо различающиеся и имеющие свой этикетный словарь: обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, комплимент, сочувствие, приглашение, просьба, согласие, отказ.

Основные черты национального русского этикета: проявлять лишь доброе отношение к собеседнику посредством уместной вежливости (с учетом возраста, пола, служебного или общественного положения адресата); не навязывать собеседнику собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера; отбирать языковые средства в соответствии с избранной тональностью текста, ориентируясь не только на ситуацию общения в целом, но и на официальность или неофициальность обстановки; не перебивать собеседника; адекватно реагировать на обращение и поставленный собеседником вопрос; использовать возможности невербальных средств общения.

Все эти правила базируются на принципах сотрудничества (с партнером в достижении целей коммуникации) и принципе вежливости (уважении к партнеру), т.е. толерантности, гармоничности речевого общения.


 

Список литературы

Основная:

1. Политическая социология [Текст]: учеб.пособие для вузов / [Аболина, Р.Я.], [Безвербная, Н.А.], [Безвербный, А.А.] и др. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 535 с. (2 экз.: 1+1)

2. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий [Текст]: учеб.пособие / Б. Н. Бессонов. - М.: Норма, 2006. - 320 с. (5 экз.: 3+2)

3. Социология массовой коммуникации [Текст]: учеб.пособие для вузов / О. Г. Филатова. - М.: Гардарики, 2006. - 303 с. (2 экз.: 1+1)

 

Дополнительная:

4. 2 Э: этика и этикет в бизнесе [Текст] / Д. Коллинз. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с. (11 экз.: 10+1)

5. Организационная культура и лидерство [Текст]: учебник / Э. Шейн; [пер. с англ.]. - 3-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 336 с. (3 экз.: 2+1)

6. Психология влияния [Текст]: учеб.пособие / Т. М. Харламова. - 2-е изд., перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 112 с. (2 экз.: 1+1)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных