Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, один из источников доказательств. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т. е. не являющиеся патологическими.

 

Предмет- предметом является психика человека. (как для всей психологии)

По мнению В.В. Романова [43, с. 78], «предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психики здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятель-ности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных фактов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. То есть предметом экспертизы являются индивидуально-своеобразные черты психологического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных и гражданских дел».

 

Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.


Основные задачи экспертизы:
1. Установление способности психически здоровых лиц воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний

определенного лица другим материалам дела.
6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).
К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния растерянности и других психологических факторов.

Можно выделить группы дел, при судебном рассмотрении которых требуется участие экспертов-психологов. 1. Дела по спорам о праве на воспитание детей и по другим ситуациям, вытекающим из личностных семейных отношений. 2. Дела о признании недействительными сделок с пороками воли, в том числе конкретных видов договоров. 3. Дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими. Нужно отметить, что если для уголовного судопроизводства установление внезапно возникшего сильного душевного волнения важно для решения вопроса о вменяемости (невменяемости) субъекта, чтобы на данной основе судить о его виновности и ответственности, то в гражданском процессе, помимо вопроса об ответственности, установление физиологического аффекта, иных эмоциональных состояний играет роль и для уточнения психологических элементов дееспособности. Дееспособность — способность лица к приобретению прав и обязанностей как в правомерных, так и неправомерных отношениях. В соответствии со ст. 29 ГК РФ «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством».

Основания и поводы к назначению судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе

 

Использование судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе для получения судебного доказательства — заключения эксперта-психолога — возможно, поскольку это допускается процессуальным законом. Действующий ГПК не содержит специальных правил, регулирующих особенности назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Вместе с тем к любому виду судебной экспертизы применимы общеродовые нормы. Руководствуясь ими, можно сформулировать общее правовое основание для назначения судебно-психологической экспертизы. Оно заключается в следующем: ст 79 гпк гласит При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Применительно к судебно-психологической экспертизе требуется небольшая конкретизация, а именно:
необходимость специальных познаний в области психологической науки с целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела судом. Названное положение и выступает общеправовым основанием назначения психологического экспертного исследования.
Однако этого недостаточно для назначения экспертизы в каждом конкретном случае, необходимо выявить еще и специальное основание.
Специальное основание – это наличие у суда обоснованного сомнения в способности лица (конкретного участника процесса) правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела. При этом формула «правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых) и в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими.
У судьи не должно возникать сомнений в правильности оценки психологической полноценности субъекта.

В противном случае верным будет назначение не психологической, а психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы (в зависимости от особенностей объекта и целей экспертного исследования).

 

(Пример спец основания) Данные о характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) позволяют ставить вопрос о наличии специального основания к назначению психологической экспертизы на предмет определения способности к правильному отображению внутренней и внешней сторон обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поводами к назначению такого рода экспертизы могут выступать и данные об особых условиях восприятия (например, быстротечность события, наличие помех в его восприятии, трудности выделения события из общего фона восприятия).

Помимо оснований к назначению экспертизы, существуют конкретные для этого поводы, позволяющие определить наличие оснований. Поводом выступает информация об определенных обстоятельствах психологической природы, которые могут вызвать сомнение в способности конкретного лица в конкретной ситуации правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Поводы различаются применительно к различным видам психологических экспертиз и играют вспомогательную роль по сравнению с основаниями назначения экспертных исследований. Например, наличие сведений о возрасте, низком уровне психического (умственного) развития, не связанного с патологией психики, может служить поводом к назначению психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего субъекта процесса для определения его способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить в речевой форме информацию о них в суде.
Для назначения экспертизы как способа проверки доказательства
(объяснений стороны, показаний свидетелей) поводом могут быть сведения о принципиальном несовпадении (неустранимых иными средствами противоречиях) исследуемых судом объяснений, показаний с другими доказательствами и материалами дела. В частности, психологическая экспертиза может быть назначена судом для определения способности свидетеля правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания. В качестве свидетелей не могут быть вызваны и допрошены лица, которые в силу своих психических или физических недостатков не способны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания.
Для установления указанной неспособности нужны специальные знания. Проведение исследования — экспертизы.

Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть сведения: о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект, совершая юридически значимые действия; об иных особенностях ситуации, а также о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности); ….
Потребность в психологической экспертизе с целью создания «Психологического портрета» личности вызывается прежде всего такой ситуацией, когда суд применяет оценочные нормы права, а оценка личности судом выступает в качестве существенного обстоятельства, подлежащего выяснению по делу. Таким образом, поводы индивидуализируют специальное основание для назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает рационально выбрать ее уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. (_можно поиграть….в условной ситуации определить повод и основания)

Т.е. повод опосредует основание. Повод характеризует внешние факторы, а основание внутренние.

Компетенция экспертизы

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:
• установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;
• выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;??? пограничные психические состояния – непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза
• установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;
• установление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;
• определение возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;
• установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.
При этом оценки, даваемые психологом и судом, не подменяют и не перекрывают одна другую: психолог дает обобщенную интерпретацию установленных им данных о личности, оперируя при этом категориями и законами науки психологии (выявляя потребности, установки, мотивации, ведущий мотив и пр.), а суд, используя заключение эксперта как судебное доказательство, дает со-циально-юридическую оценку определенного субъекта гражданского процесса.

 


Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза. Следует иметь в виду существенное влияние всех хронических болезней на психическое состояние индивида.
Судебно-психологическая экспертиза назначается мотивированным определением суда (ст 80 ГПК), в котором указывается лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются подобранные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные для экспертного разрешения.

 

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно — в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностической работы.
В составе комиссии необходимо участие специалиста в области судебной психологии. Если предстоит провести экспертизу, касающуюся лиц подросткового и малолетнего возраста, то в экспертизе должны участвовать специалисты по детской и возрастной психологии, а при экспертизе лиц преклонного возраста требуется участие специалиста-геронтопсихолога.
В состав комплексной психолого-психиатрической экспертной комиссии входят психиатры, патопсихологи и судебные психологи. В комплексную психолого-медицинскую экспертную комиссию привлекаются специалисты в области судебной и медицинской психологии: врачи — специалисты по профилю болезни подэкспертного лица. Психолингвистическая экспертная комиссия предполагает участие специалистов по судебной психологии, психолингвистов, специалистов по психологии речи. Комиссии должны формироваться из служебно независимых лиц.

Вопросы которые могут ставиться перед экспертом:

1. Могли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать правильные показания (с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и конкретных условий, в которых происходило событие)?
2. Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать, какого)?
3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
4. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
5. Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти? Имеются ли у испытуемой индивидуальные психологические особенности, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
6. Могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с ней действий (если учитывать индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации)?
7. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление?

Виды судебно-психологической экспертизы

судебно-психологическая экспертиза составляет самостоятельный род судебных экспертиз, включенный наряду с судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизами в класс судебно-медицинских и психофизиологических экспертиз.
Практическая значимость приведенной классификации состоит в том, что в названный класс судебных экспертиз (судебно-медицинских и психофизиологических) включены экспертизы со смежным в ряде случаев предметом исследования. Отсюда возможность 1. производства комплексных межродовых экспертиз (например, комплексных психолого-медицинских и судебно-психиатрических либо комплексных судебных психолого-психиатрических) в рамках данного экспертного класса.

Немаловажно иметь в виду, что на судебно-психологические экспертизы распространяются классификации, общие для всех судебных экспертиз. Назовем наиболее важные из них.
2. Единоличная и комиссионная экспертизы
Данная классификация строится в зависимости от числа экспертов, проводящих экспертное исследование.
Единоличная экспертиза проводится одним лицом, обладающим специальными познаниями в области психологии.
Комиссионная экспертиза — это экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (или узкой специализации). Обычно такого вида экспертиза требуется в случае ее особой сложности, трудоемкости или значимости по делу. Комиссионная экспертиза может проводиться одним экспертом, имеющим знания в нескольких смежных областях науки и техники, либо комиссией экспертов, каждый из которых обладает знаниями, относящимися к двум смежным наукам.
3. Основная и дополнительная экспертизы
Основной является экспертиза, назначенная для решения поставленных перед экспертами вопросов. Дополнительной по отношению к ней явится новая экспертиза, назначенная в связи с неполнотой или недостаточной ясностью прежнего (основного) экспертного заключения, но при отсутствии сомнений в достоверности его выводов.

4. Экспертизы первичные и повторные
Первичная экспертиза проводится впервые по данному делу в отношении данного лица. Повторная экспертиза проводится вторично в отношении данного лица при наличии сомнений в обоснованности или правильности выводов первичной экспертизы. По делу может быть назначено несколько повторных экспертиз, которые по порядку их назначения именуются второй, третьей, четвертой и т. д.

 

 

Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве (нужны ли примеры методик??? Провести такой тест…)

 

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:
• предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
• выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;
• осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;
• составление заключения;
• оглашение заключения на суде, допрос эксперта.
Руководитель в комплексных комиссиях не назначается, функции координатора в них выполняет судебный психолог.
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование.

На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.
Эксперт-психолог не решает правовых вопросов. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом. Эксперт-психолог не дает и общей нравственно-психологической оценки личности — это прерогатива суда.

 

Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур:

- психологической диагностики,

-инструментальные личностные методики,

-методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности.


Среди диагностических методов исследования в последнее время широкое распространение получили
тест MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник), тематический апперцептический тест (ТАТ), различные методики исследования мышления.

. Экспертному анализу подлежат лишь те психические явления, диагностика которых методически разработана. Экспертизе не подлежат парапсихические, необычайные феномены.

 

Результатом проведения психологической экспертизы является составление экспертом заключения, которое, как и всякое иное доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы. Оно состоит из трех частей.
1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отчество испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопросы, поставленные перед экспертом.
2. Исследовательская часть. Указываются фабула дела, данные о динамике психического развития испытуемого, описываются ход и результаты экспериментально-психологического обследования, отражается ретроспективный психологический анализ.
3. Заключительная часть. Окончательно сформулированный.вывод эксперта, содержащий ответы на вопросы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных