Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общепрофессиональные требования к личности би­блиотекаря




В основе подготовки библиотекарей лежат два фундамен­тальных принципа: 1) принцип целостности библиотечной профессии, предусматривающий формирование единого фун­дамента профессиональных знаний и умений; 2) принцип диф­ференциации библиотечной профессии, в основе которого ле­жит специализация библиотекарей. Еще в начале XX в. К. И. Рубинский сформулировал следующие общие требова­ния: "Библиотечный персонал должен обладать большими знаниями, большой опытностью, не меньшею, чем персонал педагогический; он должен обладать не только общим образо­ванием, не только педагогической подготовкой, не только зна­нием того, что нужно читать, что полезно читателю и что бу­дет для читателя потраченным трудом, но полным знанием библиотечного дела, знанием той науки, которая занимается его изучением" (Рубинский К. И. Культурная роль библиотеки и задачи библиотековедения. Харьков, 1910. С. 90).

Современная теоретическая и практическая подготовка би­блиотекарей основана на четырех блоках научных дисциплин: общественно-гуманитарном, общенаучном, общебиблиотечном и специальном. Все блоки обслуживают потребности разви­вающейся личности библиотекаря, его библиотечной практики, которая выступает системообразующим стержнем профес­сиональной подготовки, интегрируя все ее компоненты.


Библиотечная профессия основана на философско-социологическом, культурологическом и науковедческом осмыс­лении библиотечного дела как подсистемы общества, как сложно­го феномена культуры.

Признание библиотечной деятельности как полидисципли­нарного комплекса требует не просто эпизодического привле­чения данных некоторых "небиблиотечных" наук и расширения крута изучаемых библиотекарями общенаучных дисциплин, а органической связи их с библиотековедением. Библиотекарь, кроме профессионального, должен получить гуманитарное и общенаучное образование. Оно включает широкий спектр наук, прежде всего философию, теорию и историю мировой и отечественной культуры, политологию и политэкономию, со­циальную психологию и педагогику, иностранные языки. Про­никновение гуманистических идей и гуманитарных методов в профессиональное библиотечное знание направлено на пре­одоление технократического стиля мышления, формирование общей культуры библиотекаря. Эти знания необходимы в силу того, что значительная часть коэффициента полезного действия библиотекаря обусловлена не узкопрофессиональной подготов­кой, а его личностными качествами. Гуманитарная, широкая культурологическая подготовка воспитывает у библиотекаря способность критически воспринимать и перерабатывать много­образие точек зрения на развитие общества и культуры и выраба­тывать убеждения, необходимые для плодотворной практической деятельности. Это особенно важно еще и потому, что характерной особенностью современного научного знания является быстрое старение информации при резком возрастании ее объема.

Общее развитие, культура методологического мышления, способность библиотекаря оперативно включать знание в кон­текст своей деятельности позволят ему разрешить противоре­чие между возрастающим потоком документальной информа­ции и ограниченными возможностями библиотекаря включить ее в содержание своего чтения. С другой стороны, роль гуманитарного знания не только в идейном, мировоззрен­ческом и методологическом воспитании библиотекаря, но и в фундаментальной, профессиональной подготовке чрезвычайно важна. На основе знания общих закономерностей развития культуры, социологии, психологии и т. п. библиотекарь позна­ет культурное развитие различных слоев населения, их духов­ных потребностей, факторов формирования читательских ин­тересов, их дифференцированного удовлетворения, определяет


принципы и методы привлечения населения к чтению, пользо­ванию библиотеками, воспитанию культуры чтения.

Гуманитарной направленности библиотечной профессии не чуждо естественнонаучное и прикладное, например, техниче­ское, знание. Общепризнано, что библиотекари должны быть универсально образованными людьми, что любой "крен" в их общем образовании вреден. Деятельность библиотекарей в библиотеках определенного типа (технических, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по обслуживанию определенного контингента читателей объективно вынуждает их легко и бы­стро ориентироваться в вопросах специальной отрасли науки, замечая возможные связи их с вопросами других специально­стей. Общенаучная подготовка библиотекаря должна способ­ствовать приобретению им знаний, необходимых для более качественного усвоения специфики отношений "библиотекарь -абонент", "библиотекарь-документ", "документ-абонент". Только при этом условии сможет он выполнять роль организатора чте­ния специалистов.

Однако существуют малоизученные связи между обслужи­ваемой научно-практической областью и библиотечной дея­тельностью, их взаимовлияние и взаимозависимость. Чтобы выявить и осознать специфику библиотечной деятельности, надо выйти за пределы библиотековедения и начать серьезное изучение обслуживаемой предметной области, отраслевого документального потока, профессиональных потребностей и информационного поведения специалистов. Замкнутостью библиотечной профессии объясняется и ее малая восприимчи­вость к достижениям смежных отраслей — социологии психо­логии, науковедения и даже информатики.

Вместе с тем, если связывать перспективы развития библио­тек с непрерывным образованием людей, созданием условий для самореализации личности, становятся очевидными два взаимосвязанных обстоятельства. Библиотекарь должен ак­тивно впитывать и в собственных целях использовать резуль­таты научных исследований в различных отраслях знания. Но одновременно он будет располагать ценнейшими сведения­ми об информационном поведении людей, востребованности обществом документированного знания, предпочтительных путях и средствах передачи новой информации, расширяя тем самым сферу влияния библиотеки как социального института. Разностороннюю подготовку библиотекари получают на основе специального образования, в процессе последующей


работы в библиотеке, общения с читателями, непрерывного самообразовательного чтения.

В обобщенном виде можно библиотечную профессию от­нести к типу "человек — документ — человек" или в библио­течных терминах "библиотекарь — документ — читатель". Современный библиотекарь — профессионал-посредник между имеющимися в его распоряжении информационными ресурса­ми или системой документированных знаний и людьми, в них нуждающимися. Библиотекарь осуществляет социально-коммуникационную деятельность в процессе работы с читате­лями на основе обмена социальной информацией в документи­рованной и недокументированной формах.

Это общение может быть как непосредственным, так и опосре­дованным (через документ, справочно-библиографический аппа­рат, технические средства коммуникации). Основное содержание библиотечной профессии составляют взаимоотношения библио­текаря с книгой и читателем. Задача библиотекаря — наилучшим образом понять и удовлетворить информационные запросы чита­телей. Для этого он должен хорошо знать книги и читателей. Та­ким образом, наряду с широкой общественно-гуманитарной и общенаучной библиотекарю необходима подготовка книговедче­ская (документоведческая) и читателеведческая. Известный амери­канский библиотековед Д. X. Шира так определил сущность этой общепрофессиональной черты библиотекаря: "Знание книг и зна­ние людей, т. е. знание библиотечных фондов и источников ком­плектования, а также умение поставить себя на место читателя, понять его потребности, —вот фундамент, на котором покоится здание библиотечного обслуживания" (Шира Д. X. Введение в библиотековедение. М., 1983. С. 95).

Сложное по структуре и многоаспектное по содержанию профессиональное качество библиотекаря — знание книги — явление межнаучного порядка. Оно включает целый цикл до­кументоведческих дисциплин:' книговедение и историю книги, отраслевые библиографии, библиотечные фонды И каталоги, основы информатики, теорию документальных коммуникаций. Сюда же по существу входит и история мировой литературы. Знание этих научных дисциплин вырабатывает умение ориен­тироваться в потоке литературы и документации с учетом ин­формационных потребностей конкретных организаций и групп читателей, а также особенностей документов, оценивать их идейную направленность, научную, практическую и худо­жественную ценность, осуществлять оперативный поиск ин­формации с привлечением отечественных и зарубежных спра-


вочных и библиографических изданий и, в конечном счете, соединить книгу с читателем, а читателя — с книгой. При этом, как отмечал известный русский библиотекарь и библио­тековед А. А. Покровский, знание книги библиотекарем отли­чается от знания все перечитавшего читателя: "Библиотекарь читает книгу не так, как другой читатель; не просто отдается книге, не просто зачитывается романом, а всегда оценивает книгу и примеряет ее к делу: отмечает у себя в голове (а еще лучше на бумаге, в записной книжке или на отдельных листоч­ках, на полях библиотечного каталога) свой вывод об этой книге — насколько она хороша и нужна, насколько интересна и доступна, кому и в каких случаях ее рекомендовать, для чего" (Григорьев Ю. В. А. А. Покровский (1879—1942). М., 1965. С. 101).

У библиотекаря умение общаться, коммуникабельность становится профессионально необходимым качеством. В би­блиотечном процессе можно выделить две неразрывно связан­ные подсистемы: содержательную, раскрывающую закономер­ности формирования и удовлетворения информационных запросов, знание многообразия типов читателей, психолого-педагогических методов обслуживания читателей, и коммуни­кативную. При этом первая как бы погружена во вторую. Сущность, специфика, функции профессионального общения библиотекаря с читателями наиболее отчетливо проявляются в следующих направлениях обслуживания читателей: документ­но-информационном (обслуживание абонентов документами и библиографической информацией); педагогическом (организация целенаправленного воспитательного воздействия на читателей, на характер их чтения); рекреационном (организация досуга, отдыха, развлечения посетителей библиотеки).

В связи с этим выделяются такие виды профессионального взаимодействия библиотекаря с читателями, как информаци­онное, педагогическое и др. Основным предметом общения в библиотеке является книга (документ). В зависимости от ее специфики (художественная, педагогическая, медицинская и т. д.) меняются направленность и характер обслуживания читателей в библиотеках разных типов и, следовательно, содержание об­щения с читателями. Не имея прямых контактов с читателями, многие библиотечные специалисты участвуют в коммуника­тивном процессе косвенно, опосредованно: составляя библио­графические описания произведений печати, организуя фонды, каталоги, создавая указатели, выполняя заказы по МБА, тре­бования на литературу из книгохранилищ и т. д. Объектом их


труда являются документы, использование которых служит целям удовлетворения читательских запросов.

На интенсивность, динамику, характер общения библиоте­каря с читателями влияют организационно-технологические, материально-технические, психофизиологические и другие условия, в которых осуществляется процесс библиотечного обслуживания, Однако они не являются определяющими, Фор­мальные и содержательные характеристики общения, уровень культуры взаимоотношений с читателями в большей степени обусловлены особенностями профессиональной направлен­ности личности библиотекаря, системой его профессионально-нравственных установок и норм, ценностных ориентаций, ко­торыми он руководствуется в библиотечной деятельности.

Важным качеством библиотекаря является готовность к общению (психологическая готовность, обусловленная инди­видуально-типологическими особенностями личности), т. е. потребность в социальных контактах, легкость их установле­ния, хорошее эмоциональное самочувствие на всех этапах об­щения, профессиональная готовность, выражающая стремле­ние библиотекаря к сотрудничеству и установлению оптимальных взаимоотношений с читателями. Отсюда — принцип предваряющего уважения, отношение, ориентирован­ное на личность читателя, его интересы. Такое отношение от­крывает перспективу развития личности читателя, придает общению библиотекаря с читателем смысл взаимного обога­щения. И еще один принцип — ответственность за включен­ность читателя через книгу, через чтение в разнообразные внутренние и внешние связи с миром во всех его проявлениях. Для продуктивности общения существенное значение имеет способность откликаться на переживания другого. Этим до­стигаются сотрудничество, сотворчество. Умение побудить читателя иметь свою точку зрения, помочь ее выработать, сти­мулировать мысль читателя, его собственное отношение к про­читанному — важное качество библиотекаря.

Реализуя коммуникативную функцию, библиотекарь дол­жен обладать высоким педагогическим мастерством (особенно в публичных и учебных библиотеках). Однако и в специальных библиотеках оно проявляется в дифференцированном подходе к различным категориям читателей, учете особенностей их информационных запросов. Педагогическое мастерство имеет в библиотечной профессии особую направленность и тесно связано с такой профессиональной чертой, как желание по­мочь читателю. Если библиотекарь — человек равнодушный,


если в процессе общения с читателями у него возникает чув­ство раздражения, скуки, апатии, значит профессия выбрана ошибочно.

Критериями библиотечной коммуникативной компетент­ности являются: 1) наличие интереса к читателю, положитель­ная установка на него; 2) умение понимать чувства читателя и определять его позиции во взаимодействии с библиотекарем; 3) коммуникабельность и контактность; 4) терпимость в обще­нии с читателем; 5) ориентация в ситуации стратегии воздей­ствия на читателя; 6) наличие коммуникативных умений и на­выков (выступать перед аудиторией, организовывать общение читателей в библиотеке, вести деловые беседы, продуктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных