ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обучение тифлографикеТифлографика – теория построения рельефных рисунков, применяемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изображенных предметов. Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обосновали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рельефного рисунка тифлографике. Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная, гедонистическая. Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, так как способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познавательной деятельности. Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями. Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обучения сокращаются, рационализируются и модифицируются переходы от одного уровня к другому, снижается неопределенность, возрастает объем получения семантической и эстетической информации. Чтение изображений может быть расчленено на ряд этапов операций, включающих в себя поиск и обнаружение изображения, различение, идентификацию, обобщение и систематизацию графической информации. Возможности обнаружения элементов изображения зависят от чувствительности и разрешающей способности осязания у слепых, от чувствительности, разрешающей способности цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора у слабовидящих. Кроме того, чтение изображений предполагает активизацию смыслового восприятия, формирования. Процесс обучения чтению рисунков детей с нарушением зрения начинается с ознакомления с приемами ориентировки на изобразительной плоскости и формообразующими элементами. Вначале они должны научиться ориентироваться на изобразительной плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме (прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиральные, замкнутые). На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами основных плоских геометрических фигур (треугольником, четырехугольником, окружностью и др.). Изображения, выполненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов и др.), воспринимаются с помощью остаточного зрения и осязания. Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и переходят к пониманию более сложных изображений (ножниц, ключей, ракетки, портфеля и т. п.). После овладения процессом чтения изображений плоских предметов приступают к изучению изображений объемных предметов, чертежей и схем. Для их чтения необходим высокий уровень представлений и способностей пространственного воображения. Для формирования представлений и овладения умениями в пространственных преобразованиях необходимо подбирать изображения с разной степенью трудности анализа и перевода плоскостного изображения в объемную форму. При графическом воспроизведении пространственных свойств и отношений предметов можно выделить ряд компонентов, которыми должны овладеть дети. Основными из них являются наблюдение, измерение и построение. В этой связи важно организовать наблюдение предметов детьми на тактильной, визуальной и визуально-тактильной основе; сформировать знания о системе мер, научить производить сенсорную и инструментальную оценку величины предметов, а также осуществлять самоконтроль и регуляцию графических движений. Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и динамики изменения зрения, направленное на интермодальное развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование нагляднообразного мышления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующими им предметами в условиях предметно-практической деятельности (моделирование, рисование с натуры, труд и др.), усиление мотивации и целей графической деятельности, эстетическое воспитание ведет детей к овладению тифлографикой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|