ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государственный долг и методы управления имГосударственный кредит тесно связан с государственным долгом. Государственный долг – это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д. В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на определенный момент времени (начало года). Займы административно-территориальных единиц и получаемые им кредиты к государственному долгу не относятся. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга по отношению к ВВП. Под внешним государственным долгом понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; займы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Основными целями внешних займов являются: покрытие дефицита республиканского бюджета; пополнение валютных резервов страны; реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Республики Беларусь. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты, подлежащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил в отчетном периоде. Общая сумма государственного долга является показателем состояния финансов государства. Причинами возникновения государственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продукции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Управление государственным долгом состоит в совокупности мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Осуществляет управление государственным долгом в Республике Беларусь Правительство Республики Беларусь; долгом местных Советов депутатов - местные исполнительные и распорядительные органы власти. При этом используются различные методы регулирования государственного долга: - новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством; - рефинансирование - погашение прежнего займа путем выпуска новых займов; - конверсия - изменение первоначальных условий займа, его доходности; - унификация - объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа; - консолидация - изменение сроков действия уже выпущенных государственных займов, как правило, в сторону увеличения; - отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов; - аннулирование государственного долга – применяется государством в случае его несостоятельности; изменении политического режима, не желающего принимать на себя финансовые обязательства предыдущих властей. Конверсия, унификация, консолидация осуществляются только для внутренних займов; новации и отсрочка погашения обязательств могут применяться для внешних займов по согласованию с кредиторами. Может проводиться также реструктуризация долга, т.е. перенос на более поздние сроки платежей по долгу. Эффективное управление государственным долгом является важнейшим инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите общие и отличительные признаки государственного и банковского кредита. 2. Охарактеризуйте основные функции государственного кредита. 3. Чем предопределяется необходимость использования государственного кредита? 4. Что такое государственный долг и по каким признакам он классифицируется? 5. Назовите основные этапы управления государственным долгом. 6. Какие меры могут использоваться в управлении государственным долгом? 7. Охарактеризуйте роль контроля в управлении государственным долгом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|