Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общественно-политический форсайт





Появившись около 30 лет назад, форсайт сейчас стал одним из основных инструментов инновационной экономики. Сначала его применяли для формирования образов будущего в сфере технологий, там он отработан особенно хорошо. Затем технология форсайта стала использоваться в бизнесе – дорожные карты и результаты форсайт-проектов стали основанием для разработки стратегий в бизнесе. При использовании форсайта для бизнес-компаний возник ряд проблем, разрешение которых впоследствии было заложено в технологию форсайта. Во-первых, объект, с которым начинают иметь дело разработчики, зачастую не определен и требует специальной проработки (например, такой объект как «экология» далеко не очевиден и объединяет в себя большое количество сфер). Во-вторых, участие в проекте, как правило, принимает большое количество разных позиций, экспертная среда оказывается очень разнородной (начиная от позиции инвестора, заканчивая вышеупомянутой домохозяйкой).

С 90-х годов прошлого века форсайт начал использоваться в общественно-политической сфере. Последние десять лет активно проводятся форсайт-проекты городов: Дублин, Барселона, Штутгарт; форсайт-проекты социального развития стран: Великобритания, Австрия, Финляндия, Франция, ЮАР. Дорожные карты формируются по темам: образование, качество жизни, культура и межнациональное общение, сотрудничество между поколениями.

Идея поддержания традиционного уклада социальной жизни уже в прошлом. Идея изменения социальной жизни в соответствии с интересами одного класса, как это было у нас – в прошлом. Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности. Страны, претендующие на лидерство в современном мире, уже не могут позволить себе жить так, как жилось раньше. Они начали работать на создание своего социального будущего и активно включают в этот процесс общество и соответствующим образом пытаются трансформировать устаревшие институты.

Форсайт в общественно-политической сфере радикально отличается от технологического. Когда мы ставим технологическую задачу, например, по снижению веса летательных аппаратов на 50%, мы понимаем, о чем мы говорим. В общественно-политической сфере такой определенности уже нет. Если мы хотим улучшить качество жизни населения, или увеличить уровень доверия в обществе – что мы действительно при этом имеем в виду? Оказывается, что это не очевидно. Обычный ход российских социологов – попытаться построить модель объекта и выбрать референтную группу, которая бы отвечала на вопросы о его состоянии.

Опыт форсайт-проектов западных стран показывает, что в первую очередь необходимо отказаться от того, что такие объекты, как например, качество жизни населения, уже есть. Необходимо отвечать на другие вопросы: чего же хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия. Это связано с тем, что такие понятия как качество жизни, уровень доверия, гражданское общество – являются социокультурными феноменами, они не существуют объективно, а формируются как эффект определенной социальной практики.

При проведении технологического форсайта разработка или продукт, то есть зона приложения усилий, чаще всего задается заказчиком. Здесь же он требует специальной проработки и организации сложной коммуникации. В общественно-политических форсайт-проектах этот этап выделяется в отдельный и называется выработкой «существенных условий»[11].

Следующим шагом прорисовывается экспертная среда и вырабатываются ответы на вопросы:

Ø Кто главные «стейкхолдеры»?

Ø Кого считать экспертом?

Ø Кого, на каком этапе и в каком качестве включать в проект?

Ø Кто составляет круг лиц, принимающих решения?

Ø Какие тенденции существуют и как оценить их влияние?

Все эти вопросы требуют выработки ответа. И только следующим этапом определяются методы, которые будут использоваться в проекте – определяется, какие прогнозы нужны и как к ним относиться, каким способом будет осуществлено исследование (метод Дельфи, экспертные панели или какой-то другой).

На западе за 30 лет работы в этом направлении сформирована обширная практика проведения форсайт-проектов, издано большое количество литературы, как правило, непереведенной на русский язык, но при желании, все это можно найти.

Методологические инновации форсайт-проекта «Детство»


Для России практика форсайта нова, а ее запуск осложняется целым рядом проблем (о них мы говорили в разделе «Сложности проведения форсайта в России»). Поэтому для форсайт-проекта «Детство» был специально разработан ряд методологических блоков, по которым была проведена работа. Эти блоки не содержатся в стандартных западных исследованиях, описывающих методы форсайта.

Блок 1. Проблематизация предметных представлений и построение объекта форсайта. Детство как комплексный объект отсутствует: эксперты распределены по профессиональным сферам, в значительной степени ангажированы и не включены в коммуникацию по поводу детства. Они могут дать узкий ответ о детстве исходя из своей предметной области, но не могут ответить на вопрос, что такое детство в целом. Кроме того, тема «детство» оказывается закрытой рядом стереотипов и предположений, из-за чего обсуждение сводится к частным примерам. Поэтому оказалось необходимо проведение специально сконструированных проблемных и экспертных семинаров, которые не предусмотрены в стандартных технологиях форсайта. При организации этих семинаров проводилась специальная методологическая работа по комплексированию междисциплинарного и сложного объекта детства. Такой подход позволяет уйти от предметных, профессиональных и административных классификаций, которые закрывают важные компоненты объекта. Результаты работы см. в разделе «Ход реализации проекта».

Блок 2. Определение ситуации проведения проекта. Для проведения форсайт-проекта необходимо понимание общих рамок работы - понимание возможных перспектив и вариантов социально-экономического развития страны. Западные форсайтеры с такой проблемой не сталкиваются, поскольку там социально-экономические перспективы являются предметом широчайших дискуссий, вырабатываются усилиями многих крупнейших организаций (ООН, «Rand Corporation» и др.), которые формируют четкое и ясное видение перспектив. Для этого блока была сконструирована специальная методология работы, по которой был проведен ряд мероприятий с привлечением различных экспертов. Результаты работы описаны в Приложении 1.

Блок 3. Выработка существенных условий. В проводящихся в России форсайт-исследованиях часто существенные условия называют «целями». Это не так. Целей у Заказчика форсайта может быть масса, вопрос состоит в превращении этих целей в качественные характеристики. Каким образом Россия к 2030-2040 году перейдет на путь инновационного развития, как достигать этого и оценивать шаги к достижению – вопросы, требующие специальной проработки. Результаты см. в разделе «Ход реализации проекта», пункт «существенные условия».

Блок 4. Организация экспертной коммуникации. Эксперты темы детства – представители самых разных областей, каждый из которых несет собственное содержание, решает собственные задачи и пользуется собственной терминологией. Для того чтобы эксперты могли разговаривать и понимать друг друга, чтобы их коммуникация строилась именно по поводу детства и по поводу будущего, была проведена специальная работа по организации экспертной коммуникации. О ходе реализации этапа и результатах подробнее см. раздел «Ход реализации проекта» пункт «Сканирование».

Блок 5. Креативные семинары по сценированию. Работа по формированию сценариев будущего требует особой техники и квалификации – техники социального воображения и способности к имитации. В рамках проекта организована серия мероприятий, на которых проводилась работа по формированию сценариев будущего.

Часть 3. Ход реализации форсайт-проекта «Детство»


Тема «детство» была заявлена Общественной Палатой Российской Федерации и фондом «Мое Поколение» и как тема, требующая формирования общественной позиции. Позиции, которая не ограничивается указанием на недостатки и проблемные зоны существующего уклада жизни, а формирует собственные ответы на вызовы времени и готова нести ответственность за полученный результат. Главной задачей проекта было выделение областей, общественные усилия в которых могут привести к переходу России на инновационные принципы развития, запуск дискуссий по данным областям и мобилизация усилий общества по их развитию и изменению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных