Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ 15 страница




УРАЖНЕНИЕ 51.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любые объекты. Тот, у кого окажется мяч, назовет страну, которая для него ассоциируется с этим объектом».
При выполнении этого упражнения наряду с задачей совершенствования ассоциативных механизмов, может решаться задача тренировки беглости (для этого тренер побуждает участников увеличивать темп работы) и точности мышления.

УРАЖНЕНИЕ 52.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Бросаем кому-то из сидящих в кругу мяч, называя при этом два предмета. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Велосипед, резинка". Возможны разные варианты ответа. Таня, назови свой вариант».
После того как участник группы, которому тренер бросил мяч, даст свой вариант ответа, можно обратиться к другим участникам и попросить их назвать свои варианты. Далее тот участник группы, у которого находится мяч, бросает его следующему, называя при этом два предмета и т. д.
Приведем примеры объединений, предложенные в тренинговых группах: велосипед, резинка — стиральная машина, крапива, яблоко — еж.
Задание становится сложнее, если участники группы называют не только предметы, но и явления, события, действия. Например, «дождь» и «езда на автомобиле». Возможный ответ: прыжок с парашютом.
В основе этого упражнения лежит принцип получения чего-то нового за счет объединения разных сторон, качеств, признаков двух или более предметов, явлений, событий. В своем комментарии проделанной работы тренер может привести группе идею И. Канта о том, что связь — это единственное, что не представлено в объекте и не может воспринято в нем.

УРАЖНЕНИЕ 53.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Тот, кто захочет начать это упражнение, возьмет мяч, бросит его любому из нас и скажет два любых прилагательных. Поймавший мяч назовет предмет, явление — что угодно, что с его точки зрения обладает этими характеристиками».
В ходе выполнения упражнения тренер обращает внимание группы на особенно оригинальные, нестандартные варианты, тем самым поощряя участников к преодолению стереотипности мышления.
Приведем примеры оригинальных вариантов: мокрый, дерзкий — новорожденный, скользкое, пестрое — жизненный путь, гладкий, враждебный — клиент (вариант предложен в ходе занятий со специалистами в области страхования).

УРАЖНЕНИЕ 54.

Участники группы сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь сейчас на своей личной истории. Постарайтесь „осмотреть" внутренним взором весь свой опыт, все, что Вы видели, слышали, чувствовали в ходе своей жизни. Найдите в Вашем опыте фрагмент, который, по Вашему мнению, будет наиболее удивительным, новым, неожиданным и необычным для Вашего соседа слева. На подготовку у нас есть три минуты».
Через три минуты тренер предлагает кому-либо из участников группы начать работу и рассказать своему соседу слева выбранный им фрагмент опыта. Сосед, выслушав рассказ, сообщает рассказчику балл, который на 10-балльной шкале показывает степень новизны и неожиданности для него услышанной информации:
О — известная, ожидавшаяся информация;
10 — неизвестная, неожиданная информация.
Работа продолжается до тех пор, пока каждый не расскажет свой фрагмент и не получит ответную реакцию, выраженную в баллах.
Упражнение направлено на расширение опыта участников группы, развитие их прогностических способностей и умения находить маловероятные варианты поведения. Заметим, что творчество, и в общении в том числе, не имеет отношения к высоковероятным событиям, а связано с областью малых вероятностей.
Работа в рамках этого упражнения дает дополнительный материал для осознания индивидуальных и социальных стереотипов, что ослабляет их влияние на мышление и поведение участников группы.

 

 

УРАЖНЕНИЕ 55.

Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас я буду предлагать Вам описания предметов и ситуаций. После того как Вы выслушаете описание надо будет закрыть глаза и представить себе предмет или ситуацию в виде картинки или изменяющегося образа. Если образ не появится сразу, подождите. Постарайтесь добиться отчетливого представления предложенного предмета или ситуации. На работу с каждым образом мы будем затрачивать примерно две минуты».
Затем тренер предлагает описания предметов и ситуаций: «Белый кубик», «Белый кубик лежит на красном ковре», «Дети играют в мяч на берегу реки», «Другие дети играют на берегу другой реки», «Дети начали громко смеяться», «Дети остановились как вкопанные» и т. д.
Упражнение направлено на развитие воображения и навыков управления им.
Трудности, с которыми сталкиваются в ходе выполнения этого упражнения участники тренинговых групп, носят различный характер и определяются самыми разными причинами: дефицитами в области саморегуляции, в частности, неустойчивым вниманием; спецификой имеющегося опыта. Так, вместо белого кубика может упорно появляться синий, потому что именно такой лежит в детской комнате в квартире этого человека. Дети могут не остановиться как вкопанные или сделают это не все. В этих случаях тренер может использовать различные варианты работы: предлагает вообразить, что участники сами делают белый кубик или перекрашивают постоянно возникающий синий в белый цвет и т. д.

УРАЖНЕНИЕ 56.

Участники группы сидят по кругу. В центре круга на полу лежит мяч.
«Кто-нибудь из нас по желанию, начнет работу. Возьмет мяч и скажет любое слово (пусть это будет существительное). После этого мы все на 15 секунд закроем глаза и постараемся как можно отчетливее представить себе тот образ, который возникает у каждого из нас 6 связи с названным словом. Я буду следить за временем и через 15 секунд попрошу всех открыть глаза, после чего тот, кто назвал слово, бросит мяч любому из нас. И тот, к кому попадет мяч, по возможности максимально детально опишет ту картину, которая возникла в его воображении. Затем он называет свое слово и по истечении 15 секунд, в течение которых мы все будем сосредотачиваться на возникающих у нас образах, бросит мяч тому, чей рассказ он хотел бы услышать. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока каждый из нас не назовет слово и не опишет „увиденную" им картину».
Это упражнение направлено на развитие воображения. Кроме того, оно дает возможность еще раз осознать и пережить факт многообразия видения мира. Действительно, как это не очевидно, но участников тренинга каждый раз удивляет, и они говорят об этом, насколько разные образы возникают у разных людей в ответ на одно и тоже слово.
Проделанная работа очень сближает участников группы, наполняет групповое пространство различными, в основном позитивными, эмоциями.

УРАЖНЕНИЕ 57.

Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги.
«Когда я скажу „начали", каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к Вам».
В ходе обсуждения проделанной работы тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные. Во время обсуждения появляются различные идеи. Участники говорят о влиянии стереотипов на развитие сюжета («хотелось нарисовать солнце», «Андрей нарисовал море, и я нарисовал корабль»), об обнаруженных ими критериях нестандартности (совмещение, на первый взгляд несовместимых, событий; использование необычных изобразительных средств, изменение масштаба и ракурса рассмотрения сюжета и т. д.).
Хотя упражнение приведено в разделе, посвященном развитию креативности, оно может также быть направлено на осознание барьеров ее проявления.

УРАЖНЕНИЕ 58.

(Это упражнение один из авторов каталога впервые увидел на семинаре у Артура Сигала, профессора из США)
Участники группы сидят по кругу. У каждого небольшой лист бумаги.
«Сейчас каждый из нас напишет на листе бумаги фамилию (имя) человека, ныне живущего или уже умершего, при этом безусловно известного всем присутствующим здесь участникам нашей группы».
После того как все выполнят это задание, тренер предлагает каждому приколоть свой листок булавкой на спину кому-то из участников группы, не сообщая при этом, что на нем написано, в результате чего у каждого на спине оказывается листок с фамилией (именем) известного всем человека.
После этого тренер продолжает инструкцию: «Перед каждым из нас стоит задача: узнать, кто он? Для решения этой задачи можно обращаться к любому участнику группы с вопросами, предполагающими ответы „да" или „нет".
Например, „Я мужчина?", „Я писатель?" и т. д. По ходу дела отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы относительно того, какое имя написано на листке у него на спине. Осознавайте, на каком этапе креативного процесса вы находитесь, какие чувства, реакции, состояния сопровождают пребывание на каждом из этапов.
У каждого из нас в процессе поиска ответа будет возможность взять тайм-аут, другими словами, уйти в инкубацию».
Опишем некоторые из наиболее распространенных эффектов, наблюдавшихся нами в ходе работы с этим упражнением в тренинге креативности.
Участники группы по-разному проявляются в ходе выполнения этого упражнения. Чаще всего встречается одна из перечисленных ниже трех тактик поиска ответа.

ПЕРВАЯ ТАКТИКА.

Человек действует случайно; вопросы, которые он задает группе, не систематизированы, достаточно часто один и тот же вопрос задается неоднократно; заметно, что отгадывающий плохо помнит, что он уже узнал о том человеке, чье имя написано у него на спине. Участник группы, действующий в рамках такой тактики, которую, строго говоря, нельзя назвать тактикой, не замечает многочисленных невербальных сигналов, которые посылают ему отвечающие на его вопросы.
Люди, действующие таким образом, часто делают перерывы в поиске ответа, уходят в инкубацию, которая по сути ею не является, так как они продолжают бессистемный поиск ответа и во время тайм-' аута, что сопровождается заметным напряжением. У этих участников на этапе фрустрации негативные эмоции проявляются наиболее заметно, а наличие внутреннего барьера — недостаточного уровня саморегуляции — не дает возможности изменить это состояние и в полной мере перейти на этап инкубации. Найдя в конце концов ответ, эти люди внешне не проявляют сильных позитивных эмоций.

 

ВТОРАЯ ТАКТИКА.

Человек задает вопросы в соответствии с выбранным им алгоритмом, ориентируясь на пространственные, временные, профессиональные и другие области, пытаясь определить точку нахождения в каждой из этих областей того человека, имя которого написано у него на спине. Выводы, которые делает человек, действующий таким образом, как правило, являются достаточно обоснованными. Иногда он берет тайм-аут и использует его для того, чтобы выйти на новые содержательные области, в рамках которых можно задавать вопросы. Использование этой тактики – проявление скорее логического, а не креативного способа решения проблемной ситуации, однако и ней несомненно присутствуют элементы креативного процесса.

ТРЕТЬЯ ТАКТИКА.

Участники, действующие таким образом, как правило, являются наиболее креативными. Они задают вопросы, в большинстве своем направленные на получение субъективной информации. Например, участник, на спине которого был прикреплен листок, на котором было написано «Николай II», после того как он пояснил, что он — мужчина и уже умер, задавая такие вопросы: «Я тебе нравлюсь?», обращаясь к тому участнику, чьи ценностные ориентации, предпочтения и отвержения были ему наиболее знакомы, «Я любил детей?», «Я любил Россию?», «Есть ли у тебя желание придти на мою могилу?» и т. д.
Люди, действующие в соответствии с этой тактикой, очень внимательны ко всем невербальным проявлениям тех, кто отвечает на их вопросы, а также окружающих. Порой они демонстрируют почти фантастические результаты, давая точный ответ после двух-трех вопросов.
Достаточно часто отвечающий таким образом участник не успевает осознать, как возник ответ, что свидетельствует о преимущественной активности правого полушария во время поиска ответа.
Участники, реализующие третью тактику, демонстрируют явное наличие этапа инсайта, хотя далеко не всегда могут осознать и проговорить предшествующие ему моменты.
Следует отметить, что, несмотря на различия в поведении членов группы в ходе этой работы, наблюдаются эффекты, связанные с имеющимися у участников на этот момент тренинга знаниями об этапах креативного процесса. По их реакции очевидно, что они замечают, а часто специально отслеживают свое пребывание на том или ином этапе. Кроме того, они замечают в поведении других участников группы сигналы, свидетельствующие об их нахождении на том или ином этапе.
В ходе выполнения этого задания тренер может сам создавать этап инкубации, предлагая сделать что-то (например, поиграть), уводящее участников в сторону от поиска ответа и тем самым от фрустрации. При этом можно стимулировать работу подсознания по поиску решения подбором подходящих игр и упражнений.
В ходе обсуждения работы, проделанной в процессе выполнения этого упражнения, целесообразно спрашивать у нашедшего ответ участника о том, когда и как он возник. Можно спрашивать о тех трудностях, с которыми столкнулся участник в процессе поиска ответа, а также о тех эмоциях и чувствах, которые у него возникали.

4. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНУЮ ПОДДЕРЖКУ
УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА.

Результатом проведения упражнений этого раздела является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности. Все это в совокупности увеличивает «устойчивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодействия с другими людьми и миром.

УРАЖНЕНИЕ 59.

Участники группы сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь на сбоем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во бремя нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».
Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.
Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений «люблю грозу в начале мая», некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.

УРАЖНЕНИЕ 60.

Участники группы сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей совместной работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет три минуты».
По истечении трех минут тренер продолжает инструкцию; «Вокруг нас, да и в нас самих тоже, постоянно все движется. Колышутся листья на деревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Характер движения может быть очень разный. Найдите такой образ движения, который бы отражал ваше впечатление о вашем соседе справа (слева).
Когда все будут готовы, каждый, по очереди, сообщит своему соседу возникший у него образ».
Это задание по своему характеру аналогично предыдущему. Кроме того, оно в полной мере соответствует одному из параметров креативной среды: неопределенность, что создает благоприятные условия для творчества.

УРАЖНЕНИЕ 61.

Участники группы сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все, что он говорил, делал во время нашей работы. Вспомните все те чувства и отношения, которые возникали у вас по отношению к этому человеку и выберите наиболее яркое впечатление из всего того, что у вас связано с этим человеком. На размышления у нас будет три минуты».
По истечение трех минут тренер предлагает каждому по очереди высказать свое наиболее яркое впечатление о соседе слева (справа).

УРАЖНЕНИЕ 62.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас мы будет, бросая друг другу этот мяч, называть безусловное достоинство того человека, которому вы бросаете мяч. Будем внимательны и сделаем так, чтобы все мы. участвовали в этой работе.

 

УРАЖНЕНИЕ 63.

Участники группы сидят по кругу.
«Я прошу всех сосредоточиться на своем соседе слева (справа). Вспомните все, что вы знаете об этом человеке, все, что вы чувствовали, когда он что-либо говорил, какие мысли у вас возникали по поводу любых проявлений этого человека».
Тренер дает возможность группе сконцентрироваться на своих партнерах, после чего продолжает инструкцию: «Сейчас подумайте и решите для себя, с образом какого архитектурного сооружения у вас ассоциируется ваш сосед слева? Мы подождем, до тех пор, пока все не будут готовы... Теперь тот, кто захочет, начнет, и мы все по очереди скажем своему соседу слева, с каким архитектурным сооружением он или она у нас ассоциируется. Если вашему партнеру неизвестен тот дом, мост и т. д., о котором вы. говорите, постарайтесь его описать так, чтобы ему было хотя бы в общих чертах понятно, как выглядит возникшее у вас по ассоциации с ним архитектурное сооружение».
После того как все участники сообщат о характере появившихся ассоциаций, тренер предлагает по очереди пояснить, что, по мнению авторов ассоциаций, в их партнере стало причиной их появления.
Упражнение дает очень разнообразные эффекты. В группе возникают образы башен, часовен, домов-пятистенок, мостов, небоскребов без стекол, колонн и т. д. Поясняя свои ассоциации, участники группы говорят о том, как они у них возникали. У некоторых образ возникает мгновенно, без каких бы то ни было усилий, иногда это сразу ряд образов, из которых выбирается наиболее подходящий. В этих случаях поиск объяснений начинался после возникновения образа. В другом случае участники с самого начала выделяли для себя некоторые обобщенные характеристики своего партнера, его отдельные качества и присущие только ему особенности и только потом начинали поиск подходящего под эти характеристики образа. Иногда возникают ассоциации по внешнему сходству: колонна — на высокого человека, крепостная башня — на плечистого мужчину. Упражнение имеет сложную функциональную нагрузку: с одной стороны и нем реализуется базовый развивающий механизм программы, с другой — упражнение вызывает значительную мотивацию участников, получающих метафорические образы собственной личности, которые становятся существенным средством личностной поддержки. К закономерным и вследствие этого воспроизводимым эффектам упражнения относится существенное «потепление» групповой атмосферы, большая раскованность и спонтанность проявлений участников группы. В рамках одной программы целесообразно неоднократное проведение психогимнастических упражнений, направленных на оказание личностной поддержки, которая, кроме позитивного влияния на ход тренинга и на конкретного участника, выполняет и функции средства переноса результатов тренинга в реальную жизнь. Так как каждый участвующий в тренинге получает образные и вербальные отражения собственной личности, ассоциированные с архитектурным сооружением, с каким-либо животным, с литературным героем, то это обогащает представление человека о себе значимыми для него деталями, которые в критических ситуациях выполняют стабилизирующую роль, о чем прошедшие программу сообщают в своих отчетах, получаемых через продолжительное время. Человек сохраняет в своей памяти информацию о себе, увиденном другими, как о привлекательном и устойчивом архитектурном сооружении, жизнеспособном животном, романтичном герое литературного произведения. Эта информация востребуется в критических для него ситуациях, предотвращая неоправданные колебания самооценки и сохраняя ощущение своей значимости для других людей.
Отметим также, что при проведении этого упражнения на завершающем этапе работы группы тренер может несколько модифицировать групповую работу. После того как ассоциации будут высказаны, предлагается такая инструкция: «Сейчас каждый должен подумать и через некоторое время сказать своему соседу слева (или справа, в зависимости от того, как был задан порядок порождения ассоциаций), что, по его мнению, в его облике, поведении, мировоззрении есть такого, что могло вызвать именно ту ассоциацию, которая была ему сказана. При этом авторы ассоциации могут внести свои дополнения к прозвучавшей интерпретации».

УРАЖНЕНИЕ 64.

Участники группы сидят по кругу.
«Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: „Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано..." проговаривая текст, который, с нашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого — нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

 

Литература.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.
3. Матюшкин А, М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
4. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
5. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.
7. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. — Вопросы психологии, 1990, 3, с. 165.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
9. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1988.
10. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. — Вопросы психологии, 1985






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных