Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 16 ДОКТОР ДЖЕКИЛ И МИСТЕР ХАЙД




Если вам удалось прочесть все упражнения, приведенные в этой книге, вы, должно быть, находитесь в некотором заме­шательстве и не знаете, что делать дальше. Перед вами ле­жит столь грандиозная задача, что вы никак не осмеливаетесь к ней приступить.

Но не отчаивайтесь! Любой из этих примеров может по­служить в качестве отправной точки и каждый даст вам шанс достичь сосредоточения. Когда вы сможете сосредотачивать­ся при выполнении любого из этих заданий, остальные не представят для вас затруднения.

Назвав метод, обрисованный в данной книге, терапией со­средоточением, я имел в виду две вещи:

(1) Сосредоточение есть наиболее эффективное сред­ство, с помощью которого можно достичь излечения невроти­ческих и параноидальных расстройств. «Конечный выигрыш» здесь — отсутствие: снятие, уничтожение расстройства.

(2) Само по себе сосредоточение также является «ко­нечным выигрышем». Это позитивная установка, сопряжен­ная с чувством здоровья и процветания. Это симптом par excellence здорового холизма.

Искусство сосредоточения даст вам в руки важное ору­дие личностного развития; но орудия, применяемые не по на­значению, перестают быть таковыми. Подобным же образом

Доктор Джекил и мистер Хайд 353

орудие неадекватное задаче — никакое не орудие1. Поэто­му необходимо осознавать важность, структуру и примене­ние сосредоточения. Поскольку мы уже достаточно занима­лась первым и вторым, мне остается лишь сказать несколь­ко слов о третьем — о его применении. Исходя из наших по­знаний касательно возможностей исцеления, заключенных в самой личности, нам необходимо сосредоточить внимание на тех «средствах», с помощью которых возникают психические расстройства.

В России при выявлении слабого звена в цепи мер по переделу национально-общественного устройства вся стра­на — народ и официальные лица, газеты и радио, ученые и рабочие — концентрирует свои усилия на устранении «узко­го места». Тогда взаимная идентификация приводит к на­правлению всеобщего внимания на то, чтобы справиться с общим врагом. Тем самым слабое звено уничтожается, но не путем вытеснения и разрушения, не с помощью идеалис­тических требований, а путем анализа и реорганизации. Так­же и военном деле, где сосредоточение усилий играет ре­шающую роль; это признавалось стратегами всех времен. Степень необходимого сосредоточения, конечно, относитель­на: чем слабее сопротивление, тем меньше войск и ресур­сов требуется для атаки.

Подобным же образом и человеческий организм спосо­бен к различным степеням сосредоточения. «Слабые звенья» — такие как болезненный недуг или навязчивые мысли — тре­буют небольшого сознательного усилия для концентрации; более того, они даже сами привлекают к себе внимание. С другой стороны, существуют могущественные «факторы», ко­торые требуют от человека выхода из тьмы собственного ав­тономного существования на свет сознания.

Эти «факторы» входят в состав человеческой личности и отличаются сильнейшей консервативной тенденцией, тенден­цией, которую нам приходится принимать как данность и оп­равдывать, называя ее «силой привычки», «характером», «кон­ституцией» и т.д. «Факторы» не изменяются произвольно и их реорганизация не может быть проведена без сознательной концентрации внимания. А без подобной реорганизации не может быть осуществлена перестройка личности.

1 Домашние ножницы, используемые для разрезания бумаги, являются орудием. Если же вы начнете применять их для того, чтобы попытаться разрезать стальной лист, они станут объектом насмешки.

354 Терапия сосредоточением

Организмические «факторы» известны под несколькими названиями: поведенческие реакции, черты характера, комп­лексы, «средства достижения». Последнее выражение (при­надлежащее Ф.М.Александеру) особенно полезно, так как не­сет в себе значение орудия. В «Конструктивном сознатель­ном контроле индивида» Александер четко выявляет потреб­ность в сенсорной оценке, сознаванию «средств достижения», их анализу и изменениям, необходимым для осуществления желательной перемены, выступающей в качестве «конечного выигрыша». В своем осуждении психоанализа Александер, однако, переступает ту черту, до которой его работа имела характер лишь вынесения приговора методам терапевтичес­кой работы с психическими «холоидами», например, навязчи-востями и комплексами. Фактически, Фрейд и Александер не­зависимо друг от друга открыли потребность в детальном анализе и полном осознании «факторов».

Оба метода сосредотачиваются на «средствах достиже­ния» — на деталях процедуры. Конечный выигрыш или цель подавляется или подвергается забвению. Методу Алексан-дера такое сосредоточение присуще изначально, в случае фрейдизма оно является побочным продуктом сосредоточе­ния на актуальной процедуре анализа. Подобная односторон­няя ориентация в конечном итоге столь же безуспешна, как и односторонняя концентрация на конечном выигрыше в пре­дыдущем случае, например, на изменении привычек вслед­ствие принятого решения, или внушении, или изменении черт характера путем применения наказаний.

Относительно психоанализа можно сделать следующее наблюдение: до тех пор пока пациент заинтересован лишь в собственном излечении и ни о чем другом не желает разго­варивать, он очень медленно идет на поправку. Ситуация ме­няется только тогда, когда он начинает интересоваться самим процессом анализа и забывает о «конечном выигрыше», ис­целении. Но несмотря на очевидное сосредоточение на ана­литической процедуре и несмотря на постоянно происходя­щие подвижки к лучшему, анализ продолжается бесконечно без какого бы то ни было фундаментального сдвига. Полнос­тью сосредотачивая внимание на процессе лечения, пациент забывает, вытесняет свое желание быть вылеченным. Посто­янный поиск причин изгоняет из памяти цель лечения: психо­анализ становится простой «игрой с пустышкой».

Александер, верно указывая на решающее значение пе­рестройки системы «средств достижения», неправильно упот-

Доктор Джекил и мистер Хайд 355

ребляет термин «забывание». Он подразумевает под этим не забывание, но временный отказ от «конечного выигрыша», культивацию способности откладывать (фрейдовское «чув­ство реальности»). Игрок в гольф, сосредотачивающийся лишь на «средствах достижения» — таких как, например, пра­вильное держание клюшки или поворот запястья, — совер­шенно забывающий о цели, с какой он предпринимает все эти усилия, либо утратит интерес к гольфу и совсем прекра­тит игру, либо позволит себе втянуться в чисто обсессивную и бессмысленную «пустышейную» деятельность.

Если вы учитесь музыке, вы, конечно же, не превратитесь в музыканта только лишь благодаря стремлению к конечной цели: стать великим мастером; в лучшем случае вы стане­те талантливым любителем. С другой стороны, если вы буде­те сосредотачиваться исключительно на «средствах дости­жения» — технике — и совершенно забудете о «конечной цели» — оценке, воспроизведении, а может, и составлении музыкальных композиций — ваше занятия станут механичес­кими и обессмыслятся. В лучшем случае вы можете превра­титься в «виртуоза», но не в артиста.

Не следует забывать о «конечном выигрыше». Это «сред­ство достижения» должно оставаться в поле зрения сознания на заднем плане, находясь в то же время в состоянии «боего­товности» и подготавливая временное выступление иных «средств достижения» на передний план. «Средства дости­жения» не должны изолироваться ни при каких условиях и совсем утрачивать свое опосредующее значение.

Когда давным-давно вы учились писать, вам приходилось уделять внимание лишь «средствам достижения», т.е. воспро­изведению на бумаге букв. Планирование, учет конечной цели входил в задачу учителя. Но теперь вы выросли, и у вас не всегда есть под боком учитель, и если вы собираетесь из­влечь пользу из приведенных в этой книге упражнений, вам следует постоянно держать в уме взаимозависимость цели и метода. Вам необходимо выяснить в деталях, «как» вы реаги­руете (структура «средств достижения») на те или иные вещи; для того чтобы осознать эти детали, вы должны их прочув­ствовать (сенсорно оценить). Если во время этого процесса вы «забудете» конечную цель, вас захватит и понесет поток идей и событий. Подобное забвение цели (бесцельная речь или деятельность) служит признаком душевного нездоровья. Теперь вы сможете разобраться в том, что разница между «за­быванием конечной цели» и «удержанием ее на заднем пла-

356 Терапия сосредоточением

не» не просто игра слов, но влечет за собой решающую смену смыслового акцента.

Конечная цель исходно совпадает с биологическим фор­мированием «фигуры-фона» (см. часть 1, главы 3 и 4). Орга­низм использует инструментарий — «средства достижения», — имеющиеся в его распоряжении, и коль скоро они становятся неадекватными, изобретает новые. Стремление младенца к его конечной цели, пище, влечет за собой использование простых «средств достижения»: плача и цепляющегося прикусывания. Взрослый, для того чтобы обеспечить свое существование, должен уметь обращаться с бесчисленными «средствами до­стижения», и зарабатывание на жизнь является всего лишь одним из них.

В большинстве случаев конечный выигрыш и «средства достижения» сливаются в единое психофизиологическое це­лое. До тех пор пока работа этого психофизиологическое це­лого удовлетворительна, организм не испытывает потребнос­ти в пересмотре отношения к процессу, который он полагает знакомым или «правильным». Но такая удовлетворительная работа может быть простой фикцией; на моей памяти тому множество примеров. Если вам не спится, вашими «средства­ми достижения» сна будут лекарства или решение во что бы то ни стало заснуть, тогда как в действительности бессонни­ца сама является «средством достижения» конечной цели: завершения незавершенных ситуаций.

Мы понимаем, что без необходимых материалов дом не построить; мы осознаем, что в своем стремлении к удовлет­ворению организм изобретает тот инструментарий, с помо­щью которого может его добиться; во всех этих случаях мы с легкостью признаем, что «средства достижения» и конечная цель представляют собой части одного целого. Но для этого правила существует по меньшей мере одно исключение, про­являющееся в тот момент, когда «средствами достижения» либо пренебрегают, либо применяют их «антибиологическим способом»: идеализм, являющийся установкой, которая с оче­видностью характеризуется сосредоточением исключительно на конечном выигрыше. Я говорю «с очевидностью», посколь­ку, переходя к более пристальному изучению индивидуальных случаев идеализма, выясняется, что сами идеалы выступают в роли средств, при помощи которых достигается удовлетво­рение потребности в любви, оценке по заслугам и восхище­нии. Даже если носитель высоких идеалов утверждает, что его стремление к совершенству проистекает единственно от

Доктор Джекил и мистер Хайд 357

любви к совершенству, он обыкновенно ошибается; он хочет «очутиться в списке праведников», либо же насытить свое тщеславие, выставляя себя в виде совершенства.

Он неспособен принять себя таким, каков он есть, по­скольку утратил «чувство самости», а с ним и побуждение к достижению биологических конечных выигрышей. Утратив осознавание своего биологического бытия, он оказался пе­ред необходимостью оправдания своего существования при помощи измышления «смысла жизни». Эти выдуманные цели, носящие имя идеалов, оторванные от биологической реаль­ности, словно висят в воздухе, ни на что не опираясь, и любая попытка осознать их заставляет человека почувствовать свою приниженность, бессилие и даже отчаяние. Те биологические цели, которые еще не подверглись вытеснению или не могут быть вытеснены в принципе, переживаются в то же время про­тивостоящими идеалам, и борьба с ними ведется до полного изнеможения. В результате — нервные срывы и импульсив­ные вспышки эмоций.

Родители, устанавливая невозможные нормы поведения, превращают жизнь своих детей в ад. Их базовое заблужде­ние состоит в их стремлении к совершенству, а не к разви­тию. Своей идеалистической, амбициозной установкой они достигают как раз противоположного первоначальным наме­рениям: они задерживают развитие, вселяют в детские души смущение и глубокое чувство неполноценности.

Существует одна книга, которая, будучи правильно поня­та, с достаточной ясностью показывает катастрофические по­следствия идеализма: история доктора Джекила и мистера Хайда. Доктор Джекил представляет собой живое воплоще­ние идеала, а не реального человека. Это бескорыстный бла­годетель человечества, остающийся лояльным, несмотря на фрустрации, и стойко сопротивляющийся мощным инстинк­там. Чтобы воплотить в жизнь свой идеал, он использует та­кое «средство достижения» как вытеснение; он вытесняет свою животную сущность, он скрывает под маской мистера Хайда шакала1. Человек разделяется на две противополож­ности: «ангела» и «дьявола», в сторону одного из них разда­ются приветствия и восхваления, другой вызывает отвраще-

1 Раскрывая смысл фантазии Стивенсона, Ф.Перлз отмечает фонетичес­кое сходство фамилии Хайд (Hyde) с глаголом «hide» — «прятать, скры­вать». Фамилия Джекил (Jekyll) также многое может поведать о ее носите­ле, являясь созвучной слову «jackal» — шакал {прим. перев.).

358 Терапия сосредоточением

ние и отторжение, но один не может существовать без друго­го, также как не может существовать свет без тени. Изоляци­онисту с благими намерениями не по нутру такая правда. Все-таки идеализм и религия — в своих попытках достичь не­возможного, превратить человеческие организмы в «докторов Джекилов» — создают одновременно миллионы их противо­положностей, «мистеров Хайдов». Без принятия своей биоло­гической «реальности» «идеалист» доктор Джекил и «матери­алист» мистер Хайд продолжат существовать до тех пор, пока человечество не уничтожит самое себя.

Индивид может быть излечен от пристрастия к опиуму, его даже можно вылечить от духовного опиума, идеализма. Одна­ко поймет ли в конце концов человечество, что идеал — не более чем прекрасный мираж, неспособный предоставить ре­ального верблюда и реальную воду для реального перехода через реальную пустыню?

Научное издание

Фредерик Перлз Эго, голодиагрессия

Издательство «Смысл», 103050, Москва, 50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328 e-mail: npf_smysl@mail.ru

http://www.smysl.ru Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996.

Подписано в печать 29.08.2000. Формат 84x108/32.

Бумага офсетная. Гарнитура Pragmatica. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,34. Тираж 5000.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных