Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Археология наших дней




Если в письменных источниках информации нет, ее нужно искать на местах событий. Этот, по сути, археологический подход подтолкнул нас отправиться туда, где осенью 1942 года разворачивалась (или - если Пятигорский заблуждался - не разворачивалась) трагедия 145-го полка морской пехоты. В свободное от учебы время мы отправились в станицу Куринскую.

Нам было известно, что на базе станичной школы существует военный музей. Надеясь найти интересовавшую нас информацию, мы отправились туда. Хранитель музея Елена Георгиевская позволила нам ознакомиться с архивными фондами. Среди документов с воспоминаниями, картами, газетными статьями мы обнаружили небольшую папку с анкетами. Это оказались воспоминания бойцов… 145-го полка морской пехоты.

Эти не известные никому документы проливают свет на историю полка и события, происходившие под Куринской в октябре 1942-го. Особенно ценны, на наш взгляд, воспоминания Петра Эдуардовича Бисовского, моряка, командира пулеметного взвода 3-го батальона 145-го ПМП. Из них стало известно, что формировался полк в городе Поти, после чего был погружен на крейсер «Красный Кавказ» и доставлен в Туапсе.

Вот как описал эти события Петр Эдуардович:

«Выгрузили нас в городе Туапсе. Откуда мы своим ходом пошли до станицы Куринка - разъезд... Не доходя до поворота, свернули влево на высотку, а чтобы пройти до передовой, надо было пройти через балочку, которая густо поросла рощей,
т. е. кустарниками и мелкими деревьями. /Нечитаемо, предположительно - «1-й»/ и 2-й батальон ушли через рощу к передовым окопам. Третий батальон, в составе которого я был помощником /командира/ пулеметного взвода, остался в резерве. Это так считалось, а в самом деле был направлен на высоту 612,7, где был немецкий тыл. Выйдя на высотку, при оплошности нашей разведки, мы попали под неожиданный кинжальный огонь. Что творилось на этой высотке: выкрики бойцов «Бей гадов!», другой призывает к помощи, третий выкрикивает: «За Сталина, за партию, вперед, товарищи!..»

Воспоминания о боях их непосредственного участника, безусловно, важны. Но еще важнее, с точки зрения историков, то, что в конце своих воспоминаний Петр Бисовский привел небольшой список погибших на его глазах однополчан. Этот список состоял из шести имен и фамилий. При проверке этих сведений через ОБД «Мемориал» выяснилось, что они совпадают с данными о потерях, которые понесли советские войска в бою за высоту… 527.

Но в истории 145-го полка морской пехоты упоминаний об этой высоте не встречается!

Две твердыни

Находясь под впечатлением от прочитанного и понимая, что обнаруженный нами источник никому не известен, мы решили организовать экспедицию на высоту 612,7 и высоту 527,0.

Хранитель музея из Куринской посоветовала взять в проводники местного жителя, энтузиаста, также увлекающегося историей, Сергея Колесникова. Совершив непростой подъем на высоту 612,7, мы потратили целый день на ее исследование с металлоискателем. Однако никаких артефактов, хотя бы косвенно подтверждавших жестокие бои, описанные в воспоминаниях, обнаружено не было. Что же касается высоты 527,0 - с ней оказалось еще хуже. Дело в том, что высоты с такой отметкой на современных картах просто нет.

В последующем мы совершили еще две попытки осмотра высоты 612,7, но повторяющиеся неудачи окончательно нас обескуражили. Становилось понятно, что имеющихся в нашем распоряжении фактов явно недостаточно для продолжения поиска. Исследование замерло на полгода. В это время мы занимались проверкой других фактов и версий, предложенных Пятигорским. Разработав специальные анкеты, мы опрашивали участников войны и детей войны. Интерес к загадке 145-го полка у нас не исчезал. И скоро вновь появилась возможность вернуться к этой теме.

Свидетель

Во время нашего очередного визита в куринский музей хранитель музея сообщила, что на днях с ней связалась внучка одного из выживших бойцов 145-го ПМП. Как она на нас вышла, неясно. Но мы тут же ухватились за эту возможность. Выяснилось, что ветеран этого полка живет в станице Федоровской Абинского района. Решено было немедленно отправиться туда.

Николай Андреевич Самко встретил нас радушно. Оказалось, что мы были первыми, кто обратился к нему по поводу восстановления данных о судьбе его родного полка. Он отвечал с готовностью, и вот что рассказал:

«У нас на вооружении были гранаты, пулеметы максим. Минометов не было. Полк реку Пшиш не форсировал. Мы шли над рекой. Старая дорога проходила вдоль реки, а потом через Пшиш шла в Куринскую. Потери были большие. Погибших сразу прикапывали по ходу. После того как меня ранило, я спустился вниз, там находилась санчасть, это было 17 октября (это же подтверждает справка, выданная в госпитале на имя Самко Н. А.). По пути видел, что пришло к нам пополнение - тоже моряки с эскадр».

Это небольшие фрагменты из воспоминаний, однако, весьма важные, так как нам удалось установить, что 145-й полк реку Пшиш не форсировал, а это значит, что старая дорога проходила по левому берегу Пшиша, а не по правому, как она проходит сегодня.

Из этих сведений следует предположение, что высотой 612,7 ошибочно называют другую - пока не локализованную - высоту. Истинное место гибели морских пехотинцев, скорее всего, располагается на противоположном берегу реки. После возвращения из Федоровской мы засели за работу над картами, однако картографические источники, находящиеся в нашем распоряжении, не соответствуют картам военного времени. Номера большинства высот в данном районе были изменены в середине 60-х годов прошлого века, что и стало причиной путаницы.

Сегодня наша поисковая группа, ее численность увеличилась до пяти человек, занимается поиском картографических материалов, источников, которые будут соответствовать данным военного времени. Мы располагаем современными картами небольшого масштаба, но карт военного времени, к сожалению, пока не обнаружили.

Версия

Опираясь на полученные из письменных (воспоминания Бисовского) и устных (свидетельства Самко) источников сведения, сегодня мы можем предположить, что 145-й полк морской пехоты был сформирован из военнослужащих разных частей. Вероятно, из раненых, выписанных из госпиталей Поти и отведенных с передовой в Туапсе красноармейцев из частей, защищавших подступы к этому порту.

В условиях тяжелейших боев полк был сразу отправлен на передовую и погиб еще до того, как информация о части попала в официальные донесения. Весь период участия полка в боях за Туапсе укладывается в
20 дней октября 1942 года.

Бои полк вел не там, где сегодня географы определяют высоту 612,7, а на противоположном берегу реки Пшиш. Высота 527, в боях за которую архивы фиксируют потери Красной Армии, и высота 612,7, которая упоминается у Пятигорского и Бисовского, - это одна и та же точка, сегодня еще не обнаруженная.

Где-то на подступах к ней со стороны станицы Куринской, по левому берегу реки Пшиш, и сегодня лежат останки более чем двух с половиной тысяч советских солдат - морпехов 145-го полка.

Мы продолжаем поиск.

Сергей Киндяков, Юлия Жукова

 

PS По словам авторов этого исследования, повторная экспедиция на места боев 145-го полка морской пехоты может быть организована, как только удастся обнаружить требуемые картографические материалы, либо новые свидетельства непосредственных участников этих событий. Быть может у кого-то из наших читателей есть какая - либо информация об этом, воспоминания, либо старые карты района, способные помочь установить точное место гибели 145-го ПМП.

Если вы можете поделиться ими - обращайтесь в редакцию "КИ"

Дата: 26.12.2014

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных