ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Представление знаний в экспертных системахПервый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, — это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний. По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме. Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма. Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, будем включать следующие: определение состава представляемых знаний; организацию знаний; представление знаний, т.е. определение модели представления. Состав знаний ЭС определяется следующими факторами: проблемной средой; архитектурой экспертной системы; потребностями и целями пользователей; языком общения. В соответствии с общей схемой статической экспертной системы (см. рис. 1) для ее функционирования требуются следующие знания: знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем); знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом); знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний; поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом. знания о методах взаимодействия с внешним окружением; знания о модели внешнего мира. Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем: какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь; каковы предпочтительные способы и методы решения; при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача; каковы требования к языку общения и организации диалога; какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю; каковы цели пользователей. Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения, так и от требуемого уровня понимания. С учетом архитектуры экспертной системы знания целесообразно делить на интерпретируемые и не интерпретируемые. К первому типу относятся те знания, которые способен интерпретировать решатель (интерпретатор). Все остальные знания относятся ко второму типу. Решатель не знает их структуры и содержания. Если эти знания используются каким-либо компонентом системы, то он не "осознает" этих знаний. Не интерпретируемые знания подразделяются на вспомогательные знания, хранящие информацию о лексике и грамматике языка общения, информацию о структуре диалога, и поддерживающие знания. Вспомогательные знания обрабатываются естественно-языковой компонентой, но ход этой обработки решатель не осознает, так как этот этап обработки входных сообщений является вспомогательным для проведения экспертизы. Поддерживающие знания используются при создании системы и при выполнении объяснений. Поддерживающие знания выполняют роль описаний (обоснований) как интерпретируемых знаний, так и действий системы. Поддерживающие знания подразделяются на технологические и семантические. Технологические поддерживающие знания содержат сведения о времени создания описываемых ими знаний, об авторе знаний и т.п. Семантические поддерживающие знания содержат смысловое описание этих знаний. Они содержат информацию о причинах ввода знаний, о назначении знаний, описывают способ использования знаний и получаемый эффект. Поддерживающие знания имеют описательный характер. Интерпретируемые знания можно разделить на предметные знания, управляющие знания и знания о представлении. Знания о представлении содержат информацию о том, каким образом (в каких структурах) в системе представлены интерпретируемые знания. Предметные знания содержат данные о предметной области и способах преобразования этих данных при решении поставленных задач. Отметим, что по отношению к предметным знаниям знания о представлении и знания об управлении являются метазнаниями ("знания о знаниях"). В предметных знаниях можно выделить описатели и собственно предметные знания. Описатели содержат определенную информацию о предметных знаниях, такую, как коэффициент определенности правил и данных, меры важности и сложности. Собственно предметные знания разбиваются на факты и исполняемые утверждения. Факты определяют возможные значения сущностей и характеристик предметной области. Исполняемые утверждения содержат информацию о том, как можно изменять описание предметной области в ходе решения задач. Говоря другими словами, исполняемые утверждения — это знания, задающие процедуры обработки. Однако мы избегаем использовать термин "процедурные знания", так как хотим подчеркнуть, что эти знания могут быть заданы не только в процедурной, но и в декларативной форме. Управляющие знания можно разделить на фокусирующие и решающие. Фокусирующие знания описывают, какие знания следует использовать в той или иной ситуации. Обычно фокусирующие знания содержат сведения о наиболее перспективных объектах или правилах, которые целесообразно использовать при проверке соответствующих гипотез. В первом случае внимание фокусируется на элементах рабочей памяти, во втором — на правилах базы знаний. Решающие знания содержат информацию, используемую для выбора способа интерпретации знаний, подходящего к текущей ситуации. Эти знания применяются для выбора стратегий или эвристик, наиболее эффективных для решения данной задачи. Качественные и количественные показатели экспертной системы могут быть значительно улучшены за счет использования метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Метазнания не представляют некоторую единую сущность, они могут применяться для достижения различных целей. Перечислим возможные назначения метазнаний: метазнания в виде стратегических метаправил используются для выбора релевантных правил; метазнания используются для обоснования целесообразности применения правил из области экспертизы; метаправила используются для обнаружения синтаксических и семантических ошибок в предметных правилах; метаправила позволяют системе адаптироваться к окружению путем перестройки предметных правил и функций; метаправила позволяют явно указать возможности и ограничения системы, т.е. определить, что система знает, а что не знает. Вопросы организации знаний необходимо рассматривать в любом представлении, и их решение в значительной степени не зависит от выбранного способа (модели) представления. Выделим следующие аспекты проблемы организации знаний: организация знаний по уровням представления и по уровням детальности; организация знаний в рабочей памяти; организация знаний в базе знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|