ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Положение женщин в Российской ФедерацииНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН НА 2017-2022 ГОДЫ Проект НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ НА 2017-2022 ГОДЫ I. Общие положения Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для женщин в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации, предусмотренными Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, сентябрь 1995 года), резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», рекомендаций Комитета Министров Совета Европы Rec(2003)3 о сбалансированном участии женщин и мужчин в процессе принятия решений в области политики и общественной жизни и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по гендерному (социальному) равенству в образовании, трудоустройстве и предпринимательстве от 29 мая 2013 г. с учетом современной социально- экономической ситуации и другими. Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации. II. Положение женщин в Российской Федерации В Российской Федерации проживает 78,6 млн. женщин - это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и высокой экономической активностью. Женщины составляют 49% от общей численности занятых в экономике. Уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 77%. Укреплению позиций женщин в обществе способствовали меры, принятые в течение последних десяти лет, включая: совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, и реализацией программы материнского (семейного) капитала; повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявления о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении, организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком); поэтапное повышение оплаты труда в бюджетном секторе - в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании, науке, где заняты преимущественно женщины; создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка- инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время); введение родового сертификата, строительство перинатальных центров; последовательную государственную поддержку социально ориентированных неправительственных женских организаций. Женщины активно участвуют в управлении. Доля женщин на государственной гражданской службе составляет 72%, (из них 58,1% женщин замещает государственные должности и должности федеральной государственной гражданской службы в центральных аппаратах федеральных государственных органов, 25,3% - должности руководителей высшей группы должностей). При этом необходимо отметить, что доля женщин, замещающих высшие должности государственной гражданской службы категории «руководители» в государственных органах Российской Федерации составляет 38,6%, а на региональном уровне - 42,3%. Доля женщин, замещающих должности муниципальной службы составляет 78,8%. Женщины составляют большинство по всем группам должностей муниципальной службы. За период 2010-2015 годов численность женщин, имеющих дипломатические ранги, увеличилась с 19,1% до 23,5% от дипломатического состава Центрального аппарата МИД России, причем половина из них занимает руководящие должности. Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16% (в 2010 году - 10,8%). Несмотря на то, что пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, данная норма на практике реализуется медленно. При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) число женщин, избираемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, сохраняется на низком уровне. На 1 января 2015 года среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17,1% женщин, что значительно ниже, чем рекомендовано международными организациями (не менее 30%). По результатам выборов в Государственную Думу 7-го созыва, состоявшиеся в сентябре 2016 года, женщины занимают 15,6% от общего числа депутатов (в предыдущем составе - 13,3%). В законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации доля женщин в среднем составляет 14%. В представительных органах муниципальных образований доля женщин составляет более 45%. В 2016 году в Государственную Думу седьмого созыва было избрано от «Единой России» 62 женщины из 343 депутатов (18,0%) (в предыдущем составе - 44 человека из 238 женщин (18,5%), от Коммунистической партии Российской Федерации - 3 из 42 депутатов (7%) (в предыдущем составе - 4 человека из 92 (4,3%), от «Справедливой России» - 3 из 23 депутатов (13%) (в предыдущем составе - 10 человек из 64 (15,6%), от Либерально-демократической партии России - 2 из 39 депутатов (5%) (в предыдущем составе - 2 человека из 56 (3,6%). В рамках реализации мер государственной поддержки структур гражданского общества путем выделения государством грантов были поддержаны женские организации, реализующие проекты по укреплению института семьи и семейных ценностей; охране и поддержке материнства; социальной адаптации детей-инвалидов; общественному мониторингу качества социальной сферы. Вместе с тем практически отсутствует государственная поддержка женских организаций, реализующих проекты по повышению статуса женщин, защиты их прав, что ослабляет позиции женских организаций, в том числе в международном женском движении. В течение XX века сформировалась высокая трудовая занятость женщин с ориентацией на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. Вместе с тем сохраняется профессиональная сегрегация работающих женщин. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, формирующие человеческий капитал), заработная плата ниже, чем в отраслях с преимущественной занятостью мужчин. Отрасли, в которых преимущественно заняты женщины - легкая промышленность, сфера услуг, торговля, социальная защита - медленно модернизируются. Женщины остаются в неравном положении по сравнению с мужчинами при занятии руководящих должностей в негосударственном секторе экономики. Среди работодателей 67% являются мужчинами. Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы у женщин, хотя этот разрыв сокращается. Заработная плата женщин в 2011 году составляла 67,9% от средней заработной платы мужчин, в 2015 году - 72,6%. В сфере профессиональной подготовки сохраняются традиционные стереотипы и обусловленные ими психологические барьеры, мешающие женщинам получать образование и вести исследования в наиболее передовых областях знания, таких как, нано и IT-технологии, ядерная энергетика, авиационная, ракетно-космическая техника, технологии кораблестроения и др. В стране не разработаны специальные программы, которые помогают женщинам преодолеть традиционную ориентацию на гуманитарные науки, повышают мотивацию к получению академической подготовки в области математики, информатики, естественных наук, технологии, инженерии и освоению «мужских профессий». Женщины медленно интегрируются в рынок занятости, связанный с новым технологическим укладом и не могут в полной мере участвовать в инновационном развитии страны. Также это ведет к увеличению гендерного разрыва в доходах и сохранению более низкого социального статуса женщин. Существует проблема, связанная с ограничениями видов работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Такое ограничение, в частности, касается работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, а также ряда других работ (456 наименований работ). Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 25 февраля 2000 г. № 162 и с тех пор не пересматривался. Развитие техники и технологий влечет существенные изменения условий труда (вредные производственные факторы либо исчезают, либо их воздействие ослабляется настолько, что они становятся безопасными для репродуктивного здоровья женщины, некоторые виды деятельности исчезают). Не везде созданы безопасные условия труда на производстве в различных отраслях. В 2015 году численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составила 1 145064 человека, (в 2014 год - 1 093 168 человек). Численность женщин, пострадавших на производстве, составила в 2015 году 8,6 тыс. человек, (в 2014 году - 9,4 тыс. человек, в 2013 году - 10,7 тыс. человек). Женщины составляют около 46% безработных. Уровень безработицы среди женщин в 2015 году составил 5,3% (5,8% у мужчин). Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2015 году составила 26,5%, среди безработных женщин - 30,4%. Несмотря на то, что женщины составляют меньшинство безработных, они дольше ищут работу. Доля женщин в возрасте 31-54 лет в составе малоимущего населения в 2014 году составила 20,3%, мужчин (в возрасте 31-59 лет) - 19,0%. Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе одиноких матерей, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей, а также женщин, имеющих инвалидность или серьезные заболевания (или других членов семьи, имеющих инвалидность или серьезные заболевания), значительно выше, чем у населения в целом. Необходимо принять меры по снижению рисков бедности для этих категорий женщин и развитию востребованных социальных услуг с учетом установленных в субъектах Российской Федерации критериев нуждаемости. Несмотря на то, малоимущим гражданам и семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предоставлено право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, данная технология стимулирования активных действий по выходу из тяжелой ситуации не получила широкого распространения. Современные женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, профессиональные и карьерные притязания. Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов, с трудовой деятельностью рассматривается обществом как важная составляющая часть политики, направленной на расширение возможностей женщин во всех секторах экономики, в управлении, в политической и общественной жизни. Успешному совмещению профессиональной деятельности с семейными обязанностями способствует обеспечение доступности услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, что особенно важно для неполных семей, а также расширение спектра услуг по уходу за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, имеющими инвалидность, ограниченные возможностями здоровья, нарушения развития, страдающими хроническими заболеваниями. Вместе с тем женщины заинтересованы в более активном участии мужчин в семейных обязанностях и воспитании детей, что способствует укреплению семьи, повышает статус отцовства, ведет к снижению числа разводов, повышению рождаемости. Открытая дружественная к женщинам-матерям и к мужчинам-отцам политика работодателей, должна рассматриваться как способ привлечения молодых кадров на предприятие или способ удержания квалифицированных специалистов на рабочем месте. В области охраны здоровья женщин большинство мер реализуется в соответствии с государственной программой «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 и Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. В области снижения материнской смертности Российская Федерация добилась значительных успехов. Российская Федерация одна из немногих стран мира достигла Цели № 5 в области развития тысячелетия (ЦРТ), в соответствии с которой показатель материнской смертности должен быть снижен на 3/4% за период с 1990 по 2015 годы, т.е. с 47,7 до 11,9 на 100 000 родившихся живыми. За период 1990-2015 годов данный показатель уменьшился на 78,8% и в 2015 году составил 10,1 на 100 000 родившихся живыми. В 2015 году зарегистрировано всего 196 случаев материнской смертности. В 20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности в 2015 году не зарегистрированы. В некоторых регионах материнская смертность соответствует уровню экономически развитых стран (в 2015 году в 26 субъектах Российской Федерации показатель материнской смертности составил менее 10 на 100 000 родившихся живыми). На фоне снижения смертности от прямых акушерских причин (акушерские кровотечения, преэклампсия, сепсис) на первое место в структуре материнской смертности выходят непрямые причины смерти (экстрагенитальные заболевания), как следствие увеличения распространенности соматической патологии среди беременных женщин, а также неблагоприятных социальных факторов и образа жизни. Это свидетельствует о необходимости первоочередного принятия мер, направленных на устранение причин социального характера. В результате проводимого комплекса мер (медико-социальная помощь женщинам в трудной жизненной ситуации, доабортное консультирование, повышение репродуктивной культуры населения) в Российской Федерации отмечается стойкая тенденция к снижению абортов во всех возрастных группах. За последние 5 лет общее число абортов и число абортов на 1000 женщин детородного возраста снизились. Число абортов сократилось с 1186,1 тысяч в 2010 году до 848,2 тысяч в 2015 году. Несмотря на позитивную динамику, остается высокой заболеваемость женского населения. В 2015 году впервые инвалидами было признано 330 тысяч женщин (47% от всех впервые признанных инвалидами), в том числе 117 тысяч - в трудоспособном возрасте. Диагноз «бесплодие» в 2015 году поставлен 94,2 тысячам женщин (280,3 женщин на 100 тысяч женщин в возрасте 18-49 лет). Уровень заболеваемости у женщин злокачественными новообразованиями выше, чем у мужчин. В 2015 году зарегистрировано 319,3 тысяч случаев заболеваний у женщин с диагнозом, установленным впервые, в то время как у мужчин - 270 тысяч. Особенно велик такой разрыв в возрастной группе 20-39 лет: у женщин заболеваемость в 2 раза выше (81,5 на 100 тысяч человек против 38,4 у мужчин). Наиболее высока заболеваемость женщин раком молочной железы (20,9% от общего числа злокачественных заболеваний женщин). За последние 10 лет в Российской Федерации число женщин с диагностированным раком груди увеличилось примерно на 32,5%. Число умерших от рака молочной железы за 2015 год составило 22 тысячи случаев. Ежедневно 47 детей лишаются матерей, и, прежде всего, это связано с выявлением заболевания на поздних стадиях (33 %). В Российской Федерации сохраняется один из самых высоких гендерных разрывов показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Женщины живут на 10,8 года дольше, чем мужчины, что влечет за собой одиночество женщин в старших возрастах (на 1 тысячу мужчин в возрастной группе 60-64 года приходится 1430 женщин, в группе 65-69 лет - 1594 женщины, а в возрастной группе старше 70 лет - 2441 женщин). В процессе старения у женщин наблюдается угнетение функции иммунной системы, снижение скорости обмена веществ, изменение функций системы пищеварения, ухудшение памяти, развитие нервно-психических болезней, деменции, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Решение данных вопросов осуществляется в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, включая совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической медицинской помощи, стимулирование занятости граждан старшего поколения, обеспечение их доступа к информационным и образовательным ресурсам и содержательному досугу, развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг. Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин к конфликту с законом. В 2015 году 172,2 тысячи женщин, совершили преступления, что составляет 16 % от всей численности правонарушителей (в 2014 году - 158,3 тысячи или 15,7%). В 2015 году в местах лишения свободы содержалось около 42,3 тысячи женщин (в 2014 - 44,4 тысяч женщин), что составило 6,5% от общего количества подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в 2014 году - 6,7%). Ежегодно 3% женщин, находящихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, наблюдаются по поводу беременности, которая в 13% случаев завершается родами в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, а в 87% в лечебных учреждениях муниципальной и государственной систем здравоохранения. В учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2014 году находилось под наблюдением 1858 беременных женщин, в том числе в следственных изоляторах - 861, зарегистрировано 494 родов, в 2015 году - 1761 беременная женщина, в том числе в следственных изоляторах - 837, регистрировано зарегистрировано 474 родов. Несмотря на то, что в последние годы удалось значительно улучшить условия содержания осужденных женщин, имеющих детей, обеспечить надлежащее медицинское обслуживание и диспансерное наблюдение беременных женщин, женщин во время родов и в послеродовой период, создать условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, в том числе укрепить материально-техническую базу домов ребенка исправительных учреждений, проблемы в сфере уголовно-исполнительного производства остаются. За последние три года увеличилось число женщин детородного возраста, поступающих в учреждения уголовно-исполнительной системы с ВИЧ-инфекцией (на 6,5%). Пенитенциарное законодательство в отношении женщин, особенно беременных и имеющих детей, нуждается в дальнейшей либерализации в части смягчения наказания за преступления небольшой тяжести, более широкого применения оснований освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Негативное воздействие на общее и психическое здоровье оказывают различные формы насилия, с которым сталкиваются женщины. Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье. В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тысяч женщин и более 10 тысяч несовершеннолетних девочек, подвергшихся насилию. Официальная статистика не отражает полной картины преступлений в Российской Федерации в отношении женщин, пострадавшие зачастую воздерживаются от обращения в правоохранительные органы. Проблема насилия, в том числе семейно-бытового, в отношении женщин является предметом озабоченности международного сообщества и важным направлением принимаемых на международном уровне стратегий и планов мероприятий. Как участник международных договоров Российская Федерация выполняет свои обязательства и принимает соответствующие меры. Но специального законодательства в сфере семейно-бытового насилия, как это уже сделано в 143 странах мира, в том числе в ряде государств-участников Содружества Независимых Государств, пока не принято. Распространение правовой грамотности, просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам российским и международным законодательством, пока не получило широкого распространения. Препятствием к более полной реализации женщинами всего комплекса прав человека являются сложившиеся в обществе представления (культурные и социальные взгляды, убеждения, мнения, суждения) об их социальных ролях. Эти стереотипы прочно проникают в общественное сознание и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин, как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни. Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров: среди кандидатов наук их 41%, а среди докторов наук - 25%. Научный и интеллектуальный потенциал женщин используется недостаточно. Ощущается нехватка научных и прикладных исследований в области положения женщин, более полных статистических данных, характеризующих положение женщин в обществе. Решение вышеперечисленных проблем позволит значительно улучшить положение женщин, создаст возможности для более активного участия женщин в социально-экономическом развитии страны. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|