ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции и задачи органов прокуратуры. Место прокуратуры РФ в системе правоохранительных органов.
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение: – верховенства закона; – единства и укрепления законности; – защиты прав и свобод человека и гражданина; – охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций. Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права); 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.); 5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции: – уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; – участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов; – рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством; – координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ; – участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов; – издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов РФ является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 "Судебная власть". На этом основании некоторые ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в России осуществляют только суды (ст. 118). Не принадлежит прокуратура и к законодательной власти, поскольку она Конституцией не наделена законотворческими функциями. Законодательная деятельность в Российской Федерации - прерогатива Федерального Собрания. Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство РФ пи в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, федеральной службы. И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти - за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 10). Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|