Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава I. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности




ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Курсовая работа

 

Профессиональный модуль/ междисциплинарный курс Наименование ПМ/МДК
Студент Забродина Надежда Леонидовна
Группа  
Специальность Наименование, код
Руководитель Толстошеина Светлана Викторовна
Дата защиты  
Оценка  

 

Куртамыш 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.

1.1 Театр и его истоки ………………………………………………6

1.2. Характерные особенности театрализованной деятельности дошкольников

1.3. Классификация театрализованных игр в ДОУ…………………

Глава II Организация театрализованной деятельности дошкольников

2.1 Формы организации театрализованной деятельности детей на разных возрастных этапах…………………….

2.2 Роль педагога в организации театрализованной деятельности детей.

Заключение…………………………………………………………………..50

Список использованной литературы……………………………………….51

Приложение………………………………………………………………….55

 


 

Введение

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

В работах современных педагогов Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Предмет исследования: организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Объект исследования: процесс развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформировали следующие задачи:

Задачи:

1. исследовать литературу по театрализованной деятельности;

2. изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей;

3. выделить значение и специфику театрального искусства

4. Подобрать методы и приемы для развития театрализованной

деятельности у детей дошкольного возраста;

5. изучить организацию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах;

6. выявить роль педагога в организации театрализованной деятельности.

 


 

 

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

2. Анализ методической литературы;

3. Сбор практического материала.

В чём вы видите актуальность рассматриваемой темы?

Актуальность

 

Актуальность темы заключается в том, что театрализованная деятельностьпозволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей

Театрализованная деятельность, все виды детского театра, помогают:
1.Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
2. Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
3. Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
4.Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к мышлению.
Театрализованная деятельность разовьёт эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


 

Глава I. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности

1.1 Театр и его истоки


Театр создавался народом на заре своей жизни, в эпоху древнекаменного века, когда человек еще не считал его искусством.  Зародышами театрального искусства были ряжение и маскирование первобытного охотника в шкуры и подражание повадкам и голосу животных или птиц, к которым он подкрадывался; он становился похожим на них настолько, что те подпускали его на близкое расстояние. Так охотник оказывался как бы «актером», игравшим роль животного или птицы.
         Сюжет таких игр осложнялся; на древнерусском языке они назывались «игрищами», а изображение животного или птицы называлось «лицедейством».
        Еще позже они стали исполняться вообще независимо от охоты, например на народных празднествах. Тут игрища уже утрачивали связь с трудом, делались развлечением, и, наконец, стали восприниматься как художественные произведения. Так зародилось театральное искусство. Но это был только начальный, «игрищный» этап его развития. А за ним следовал «зрелый» этап, рассчитанный на стороннего зрителя.

    Первоначально игрища были беспорядочными, но постепенно приобретали круговую форму, а движения становились ритмически четкими. Игрища водились влево и вправо под хоровые песни, почему и стали называться «хороводами». Хороводы бывали простые - фигурные и сложные- драматические, т.е. воспроизводящие в действии содержание песни. Содержание заимствовалось из самых разнообразных областей трудовой жизни - охоты, земледелия, семейных отношений и прочее.

    По мере развития хор выделял из своей среды наиболее умелых певцов и лицедеев; они и разыгрывали между собой основное содержание песни, а хор им только подпевал. С развитием содержания песен число лицедеев постепенно росло и привело в конце концов к тому, что роль хора уменьшалась или он совсем умолкал. Так закладывалось основание драмы в современном нам понимании этого слова. Когда драматическое действие стало привлекать зрителей, оно начало развиваться с учетом их интересов и в нем усиливались зрелищные черты.
   Выделяющиеся из хора отдельные исполнители постепенно делали лицедейство своей специальностью, своей профессией. В средние века (XI-XVII) на Руси они получили название скоморохов и были главными участниками игрищ.   Скоморохи были мастерами, умельцами игрищного дела и входили в сословие ремесленников.
    Искусство скоморохов очень разнообразное. Они были певцами, сказителями, сказочниками, плясунами, лицедеями, музыкантами. Очень разнообразно и содержание их творчества, отличавшееся исключительной жизнерадостностью.

Искусство скоморохов было подлинно народным. Все это привело к тому, что по мере усиления церковного влияния на Руси духовенство стало всячески преследовать скоморохов объявило их служителями дьявола, а их искусство «бесовским», «сатанинским». Однако народ любил своих скоморохов, и их искусство пускало все более и более глубокие корни в массы, становилось массовым.
 В 1648 году по царскому указу представления скоморохов были запрещены. Объясняется это, во-первых, политическими причинами. Немудреные шутки скоморохов веселили по-прежнему, но русскому зрителю этого было уже мало. Ему был нужен настоящий театр.
   Однако искусство скоморохов не умерло, а лишь приняло в новых условиях новые формы. Оно живет в народе и в наше время.

Новый период русского театра, начался приблизительно в XVII веке Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Для театральных представлений стали строить специальные здания.
     В то же время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры. Появился кукольный театр Петрушки. В театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.
    Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным: Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.
Церковношкольный театр в России создал ученый монах Симеон Полоцкий. В середине 60-х годов XVII века он написал комедию «Блудный сын».     Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра - Потешная палата (1613). Сперва пытались использовать искусство скоморохов. Но вскоре обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Поэтому обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать постоянно действующий профессиональный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к иностранцам, и с 1660 года начали приглашать в Москву немецких актеров.     После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но развитие театра в России не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне Софье и молодом Петре I.
    Принявшись за дело преобразования России, Петр I впервые организовал общедоступный театр (т.е. не только для царя и придворных).
     Но государственный театр по-настоящему был создан только в 1756 году благодаря энергии актера Ф.Г. Волкова и писателя драматурга А.П. Сумарокова.

1.2. Характерные особенности театрализованной деятельности дошкольников (добавить особенности театр.деят)

Теарализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогаетосознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.[14.c.4]

Роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная деятельнось

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки:

• через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром;

• поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

• активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй;

• улучшается речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Приобщение к театру детей младшего дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.

Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В работе с младшими дошкольниками выделяются основные направления развития театрализованной деятельности, которые состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

 

Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных