ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие коммуникативных навыков учащихся
Одной из целей учебной программы является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах. Для реализации этой цели необходимо развивать коммуникативные навыки через развитие видов речевой деятельности, создавать такую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различной форме, где учащийся уверенно выражает свое мнение, учится грамотно использовать русский язык в устной и письменной формах для общения со сверстниками, учителями и более широкой аудиторией.
Примеры видов заданий по аудированию и говорению по предмету «Обучение грамоте»: - артикуляционные разминки; - звуковой анализ слов; - восприятие звучащей речи, выделение из речевого потока языковых единиц (предложение, слово, слог, звук); - выявление из прослушанного текста информации в соответствии с поставленной целью; - понимание устных выступлений одноклассников, принятие точки зрения собеседника; - постановка вопросов и формулирование ответов на основе прослушанного текста; - составление высказываний на знакомые и интересные для учащихся темы; - составление рассказов по личным впечатлениям, картинкам, по аналогии с прочитанным; - словесное рисование/описание; - рассказывание/пересказ знакомых историй, сказок; чтение стихотворений наизусть; - донесение информации до собеседника и слушателей;
Примеры видов заданий по чтению по предмету - звукобуквенный анализ слогов, слов; анализ предложений с целью освоения плавного послогового чтения с переходом на чтение целыми словами и пропедевтики орфографических навыков; - работа над лексическим значением слова; - игры со словами (анаграммы, палиндромы (перевёртыши: шалаш, потоп), нахождение слова в слове и т.д.); - прогнозирование развития событий по началу текста или по заголовку; - различные виды чтения: - чтение за диктором; - игра в прятки: (ведущий начинает читать текст с любого места, не с начала, учащимся необходимо найти место, которое читает ведущий, и следить за чтением); - чтение по ролям; - ознакомительное чтение; - поисковое чтение; - комментированное чтение; - чтение для нахождения информации; - чтение для высказывания точки зрения; - чтение с остановками; - составление карты рассказа.
Примеры видов заданий по письму по предмету «Обучение грамоте»: - анализ буквы с целью выявления составляющих ее элементов; - конструирование и переконструирование букв из соответствующих элементов; - ориентирование в пространстве рабочей строки и межстрочного пространства; - освоение зрительно-двигательных образов письменных букв и видов их соединений в слогах, сочетаниях, словах; - звукобуквенный анализ слов и анализ предложений с последующей записью; - предоставление информации в форме рисунков и диаграмм; - списывание слов, предложений, текстов с печатного образца; - восстановление деформированного предложения, текста; - письмо герою; - составление текста по опорным словам; - письмо по памяти; - письмо нескольких предложений к серии картинок (подписывать картинки) как пересказ прочитанной истории; - корректирование собственных текстов с помощью учителя. 8 Подходы к оцениванию результатов изучения предмета «Обучение грамоте» Оценивание результатов изучения предмета «Обучение грамоте» осуществляется с применением системы критериального оценивания. Критериальное оценивание – процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса (учащимся, администрации школы, педагогическому персоналу, родителям и иным законным представителям) критериями, соответствующими целям и содержанию начального образования, способствующими формированию учебно-познавательных умений учащихся. Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса. Система критериального оценивания в начальной школе включает формативное оценивание (ФО) и внутреннее суммативное оценивание (ВСО). Формативное (текущее) оценивание определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в повседневной работе на уроке и/или дома и осуществляет оперативную взаимосвязь между учащимся и педагогом в ходе обучения, позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и насколько эффективно достигают целей обучения. Внутреннее суммативное оценивание определяет уровень усвоения знаний и сформированность навыков по завершении изучения крупного раздела или блока учебных материалов по классам. Внутреннее суммативное оценивание осуществляется педагогами школы. Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых оценок за отчетные периоды обучения. В 1 классе с учетом возрастных особенностей учащихся применяется только формативное оценивание. Четвертные оценки выставляются в 3 и 4 четвертях. Итоговая оценка за год в 1 классе выставляется по результатам формативного оценивания.
II Содержание предмета 1 Содержание предмета «Обучение грамоте» Предмет предназначен для первоначального обучения чтению, письму и формированию навыков слушания, говорения на основе лексических тем. Содержание предмета «Обучение грамоте» направлено на формирование коммуникативно-речевых навыков. В процессе обучения грамоте выделяются три периода: добукварный, букварный, послебукварный. Продолжительность этих периодов учитель может регулировать сам в зависимости от уровня усвояемости учебного материала, достижения целей учащимися и выполнения задач каждого периода. Задачи добукварного периода: - развитие интереса к учебной деятельности; - развитие фонематического слуха; - формирование первоначальных понятий о звуке, слоге, ударении, слове, предложении, речи; - формирование представления о том, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный, восклицательный знаки; - формирование представлений об ударных/безударных гласных звуках, звонких/глухих, мягких/твердых согласных звуках; - формирование умения производить звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог; - развитие мелкой моторики рук (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв); - развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания. Задачи букварного периода: - развитие интереса к учебной деятельности; - развитие фонематического слуха; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; - освоение функций букв алфавита; - формирование правильного, плавного слогового чтения на материале текстов учебника; - освоение орфографического и орфоэпического чтения; - формирование навыков каллиграфического письма при написании букв, слогов, слов, предложений; - развитие устной и письменной речи. Задачи послебукварного периода: - постепенный переход к чтению целыми словами, формирование умения читать «про себя»; - развитие связной речи (пересказ, рассказывание и т.п.); - развитие навыков письма в соответствии с нормами каллиграфии; - формирование первоначальных навыков грамотного, безошибочного письма (обозначение безударных гласных в корне слова, парных по звонкости/глухости согласных в корне и на конце слова, обозначение мягкости/твердости согласных с помощью гласных букв и мягкого знака, правописание имен собственных, написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,-чк-, -чн-, -нщ-, -шн- и т.д. Содержание обучения Аудирование и говорение (Развитие устной речи и фонематического слуха). Формирование умений слушать речь учителя и учащихся, аудио/видеозаписи, понимать смысл услышанного, правильно и точно отвечать на вопросы. Развитие навыков общения в соответствии с коммуникативными целями (общение в группе, участие в диалоге, инсценирование, ролевые игры), использование слов речевого этикета, расширение словарного запаса на основе лексических тем. Развитие артикуляционного аппарата через заучивание скороговорок, чистоговорок. Разучивание стихотворений, считалок, пословиц, поговорок, загадок. Формирование умений строить высказывания в монологической и диалогической форме на заданные и интересующие учащихся темы. Беседы по картинкам, по наблюдениям, беседы об увиденном, о пережитом и услышанном/прочитанном. Передача отношения к поступкам и переживаниям других людей, способы передачи собственных эмоциональных состояний. Использование невербальных средств общения (интонация, мимика, жесты, позы). Рассказывание сказок с опорой на серию сюжетных картинок и без опоры. Составление рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке. Понимание содержания прослушанного текста. Пересказ прослушанного/прочитанного текста с опорой на карту текста и без опоры на нее. Слово. Значение и смысл слова. Понимание значения и смысла слова, употребление слова по назначению. Расширение словарного запаса. Произнесение слов согласно орфоэпическим нормам, правильная постановка ударения в словах. Составление предложений. Составление коротких текстов. Чтение (Формирование навыков чтения, изучение букв алфавита ) Определение количества слогов в слове, слов в предложении). Слог как минимальная произносительная единица. Звуковое строение слов и слогов. Классификация звуков на гласные и согласные (артикуляционный, акустический, функциональный аспекты). Классификация согласных по твёрдости/мягкости и по звонкости/глухости. Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги. Слабая и сильная позиции для гласных и согласных звуков. Установление соответствия/несоответствия звукового и буквенного состава слова, произношение слов с соблюдением орфоэпических норм русского языка. Смыслоразличительная роль звука и ударения (замок — замок). Сравнение произведений разных жанров на основе их особенностей. Формирование умения давать характеристику основным действующим лицам произведения. Проведение звукового и звукобуквенного анализа. Различение звука и буквы. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Обучение плавному слоговому чтению слов различной структуры с переходом на чтение целыми словами, предложений, состоящих из 2-6 слов, и правильному чтению текстов, состоящих из 4-8 предложений. Обучение выборочному чтению небольших текстов по вопросам учителя. Наблюдение за интонационной организацией речи (интонация конца, восклицание, вопросительная интонация). Изучать звуки и буквы рекомендуется в следующей последовательности: а, у, и, о, ы; м, т, н, л, с, р, ш; к, п, б, г, д, з, ж; е, ё, в, й, ь, э, я, ю, х, ц, ч, щ, ф, ъ, ь (разделительный); Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные слова). Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его самостоятельном чтении. Чтение деформированного текста повествовательного характера, егосоставление. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного; выделение особенностей различных жанров; определение темы, главной мысли произведения; выразительное чтение художественных и нехудожественных текстов, чтение по ролям, высказывание отношения к содержанию прочитанного (нравится/не нравится, потому что…). Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя). Понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем. Письмо (Формирование навыков письма) Подготовка к письму (правильная посадка, освещение, положение тетради и умение держать карандаш/ручку при письме). Формирование умения ориентироваться в пространстве (рабочая строка, межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии). Рисование, штриховка, обводка. Моделирование звукового состава слова с помощью схем. Моделирование предложения. Письмо элементов букв, заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением. Списывание предложений, текста с рукописного и печатного текста. Письмо предложений с учетом правил пунктуации: точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Раздельное написание слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Разграничение понятий: «предмет» и «слово» как название предмета. Слова-названия предметов, явлений окружающего мира; слова, обозначающие признаки предметов; слова, обозначающие действия предметов в момент говорения, до момента говорения, после говорения. Слова, обозначающие один предмет, много предметов; слова, которые соотносятся со словами «он», «она», «оно», «они». Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике: - обозначение гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу); - раздельное написание слов; - большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения; - большая буква в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - правописание - чк-, -чн-, -нщ-, -шн- в словах; - правописание мягкого и твердого знака в словах; - правописание безударных гласных (двусложные слова); - правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Таблица 1– Навыки речевой деятельности
Примечание Работа по следующим целям обучения из раздела 3 «Письмо»– 3.1 «Создание текстов разных типов»; 3.2 «Создание текстов разных стилей» –будет проводиться на уроках русского языка во 2-4 классах. Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения. Система целей Раздел 1 «Аудирование, говорение»
Раздел 2 «Чтение»
Раздел 3 «Письмо»
Долгосрочный план
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|