ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды человеческой любви (Фромм, Кон, Стернберг).Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологического анализа любви является теория Э. Фромма (1990). Э. Фромм считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потери гармонии с миром. Э. Фромм выделяет различные виды любви: — эротическую любовь — любовь между мужчиной и женщиной; — братскую любовь, выступающую как идеал отношений между людьми, отношений, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве; — материнскую любовь, пронизанную заботой и ответственностью. Это любовь — безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать; — любовь к себе, как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования. Отсутствие любви к себе не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя, не может дать любви и другому; — любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления. Э. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы, не врождена. Любовь — это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой будет любовь, определяется свободным выбором каждого человека. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие. И. С. Кон выделяет шесть видов любви (1989): — Эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером. — Гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний. — Любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего “Я” и суметь принять то, что дает тебе партнер. Умение взять то, что отдает партнер выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать ему что-либо. — Прагматическую любовь — рассудочную любовь, любовь по расчету, любовь, реализующую модус “иметь”. Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта. — Бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от родительско-детских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли “дающего”, ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей. — Любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества». По мнению И. С. Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви-дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины — к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить. Роберт Стернберг (1988) выделяет три компонента, составляющих в различных пропорциях чувство любви, образующих треугольник любви: страсть, эротическое влечение; близость, симпатию, сопереживание; обязательства. В зависимости от соотношения этих компонентов можно говорить о различных видах любви. Совершенная любовь предполагает гармоничное сочетание всех трех компонентов: близости, страсти и обязательств. Романтическая любовь определяется преобладанием близости, симпатии и страсти. Любовь-дружба выступает как сочетание близости и обязательств. Бессмысленная любовь — как страсть, подкрепленная обязательствами. В случае доминирования лишь одного из компонентов, в соответствии с теорией Р. Стернберга мы наблюдаем страстную влюбленность (страсть), интимность (близость) и пустую любовь (обязательства). 18. Динамика любви к мужчине или женщине. Стедналь 1-й этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почувствовать восхищение. Иногда — красивая внешность, походка, голос, иногда — тонкое суждение, глубокая мысль, иногда — поступок, смелость, благородство, доброта. Стендаль считает красоту непременным условием рождения любви. “Красота для рождения любви необходима, как вывеска. 2-й этап — изучение предмета любви — Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим проявлениям, внешнему виду, суждениям. 3-й этап Зарождение любви и первая кристаллизация чувства. Зарождение любви связано с переживанием наслаждения от вида предмета любви и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет кристаллизация чувств. Стендаль называет первую кристаллизацию особой деятельностью ума, направленной на наделение предмета любви всеми возможными достоинствами. 4-й этап — рождение сомнения Идеализация образа партнера в определенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому себе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего партнера, столь уважаемого, совершенного и “богоподобного” существа, каким является предмет его любви. 5-й этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения доказательств ответной любви направляет процесс самоисследования и саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. 6-й этап — развитие отношений любви, направленных на достижение полной близости и единства с объектом любви.
Блонский На первой стадии впервые возникает потребность в эротической любви, обусловленная процессом полового созревания. Это время, окрашенное переживанием «томления», неудовлетворенности, одиночества, страха, тоски, апатии. Вторая стадия — стадия любовной сенсибилизации и осознания потребности любить и начало поиска объекта любви. Интересно, что осознание потребности предшествует возникновению самого чувства. Задача влюбиться, полюбить выступает для подростка как значимая задача, подтверждающая его статус взрослого. Возникает повышенная чувствительность ко всему, что связано с любовью, нежностью, эротическим влечением. Начинаются интенсивные поиски объекта любви. Для этого периода характерно много кратковременных увлечений, непостоянство, ветреность. Поиск объекта любви представляет собой ситуацию опробования новых отношений, их примеривания к себе, моделирования и проигрывания с различными партнерами. Взрослая игра “в любовь” методом проб и ошибок. Наконец, наступает третья стадия — стадия влюбленности. Осуществлен выбор объекта любви, и игра закончилась. На этой стадии любовного эроса достигается единство переживания сексуального влечения и любви. Интенсивность, яркость и серьезность чувств молодого человека достигают пика своего развития. Четвертая стадия — стадия все большего сближения с объектом любви. Установление всех планов отношений, включая интимную физическую близость. 19. Эволюционная теория пола (В.А.Геодакян). Про мутации которые только у мужчин
20. Нейроандрогенетическая теория пола (Ли Эллис). Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин ‑ эстрадиол. Существуют 2 стадии влияния половых гормонов на мозг: первая, «организационная», имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая, «активационная», ‑ во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучение поведения до, во время и после пубертата. В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем). Соответственно, типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения (6, 10). 1. Наступательное эротическое поведение: от мужчин ждут инициативы, в то время как женщинам проявление эротических инициатив противопоказано, ибо оно приходит в противоречие с инстинктом. К.Лоренц в условиях эксперимента вынудил самку одной из рыбок плыть навстречу самцу, что привело последнего в состояние стресса, а половая щель у него надолго закрылась. 2. Агрессивное поведение: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое. 3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины, воспринимают пространство, удаленность, скорость. Поэтому они и более чувствительны к этим измерениям. 4. Территориальное поведение: мужчинам свойственно «помечать» и проверять свою территорию, а также охранять ее границы, поэтому «Кто сидел на моем стульчике?» ‑ типично мужская реакция, равно как разбрасывание и «забывание» вещей и пр. 5. Выносливость к боли: у мужчин изначально ниже болевой порог, чем у женщин, подготовленных природой к родам, поэтому они вынуждены с ней лучше справляться. 6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, в связи с чем у мальчиков часто отмечаются проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу. 7. Слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении, либо в психосоматических заболеваниях. 8. Настойчивость, или персистентность, при выполнении задания без подкрепления: мужчинам ввиду их слабой обучаемости свойственно наступать на одни и те же «грабли» и ломиться в закрытые ворота. 9. Слабая связь с ближайшими родственниками: мужчины, как правило, меньше скучают по членам своей семьи, чем женщины, реже вспоминают о родителях. 10. Периферизация: тяга к созданию «групп» по интересам у взрослых и особенно подростков (клуб, гараж, рыбалка). Женщинам от этого отказаться намного легче. 11. Поиск приключений, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от монотонности и поэтому иногда бывают склонны хорошее, но уже известное, променять на непонятное и новое, отсюда ‑ секрет их неожиданных на первый взгляд увлечений. 12. «Хищническое» поведение, связанное с охотой: тяга к соперничеству и опасностям, в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти в этом процессе соперников; победа без борьбы не приносит удовлетворения. Конечно, не обязательно все программы проявляются у мужчин, но то, что перечислено, относится к сфере полового дипсихизма. 21. Этология брачных отношений. том взрослых. Существование у человека нескольких брачных систем для биолога удивительнее, чем для остальных людей, ибо он знает, что брачная система — видовой признак, один вид животных имеет одну какую-то систему (или несколько ее вариантов) и никакую другую систему принять не может, она будет противоречить его естеству, его инстинктам. Но тогда естествен вопрос: откуда возникла такая избыточная по сравнению с необходимой для репродукции потребность, чему служит? Нет ни у одного животного. Короче говоря поощрительное удерживающее спаривание. 22. Особенности романтических отношений. Ожидания «романтического» партнера связаны с душевным согласием, единством переживаний романтического характера, с установлением отношений любви. Главное в семье для романтического партнера — это постоянные проявления любви, принимающей сентиментальный характер. Создаются определенные ритуалы выражения чувств к партнеру, приобретающие обязательный характер, сентиментальные символы, особый язык коммуникации. - эмоциональный, интеллектуальный и сексуальный союз, полнокровный союз двух душ, которые признают друг друга личностями, единомышленниками, при этом добровольно и взаимовыгодно принимают на себя обязательства разделять свои самые сокровенные и высшие ценности, надежды и желания. Эмоциональный, сексуальный и интеллектуальный компоненты романтических отношений нашли свое отражение в теории любви Штернберга. Он понимает любовь как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты: - интимность (верхняя вершина треугольника), - страсть (левая вершина у основания треугольника) - решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника). Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при романтических отношениях. Под компонентом "страсть" подразумевается романтическая сторона любви, физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений. Под компонентом "решение/обязательство" подразумевается принятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить эту любовь. Таким образом, компонент "решение/обязательство" включает в себя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении в любовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени. Принятие решений сопровождается не только выбором альтернатив, но и способностью брать на себя ответственность за сделанный выбор. А ответственность – есть один из наиболее важных компонентов социальной зрелости. 23. Выбор партнера. 23. 24. Мотивация супружества. Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут реализовать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать мотив быть рядом с любимым человеком, стать ему нужным (мотив, направленный на достижение) и соответствующий ему мотив избегания одиночества. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношение личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы: 1) мотивы, реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером; 2) самоутверждения и самореализации (в том числе, мотив социального утверждение и статусного утверждения). Примером такого мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи; 3) мотивы, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, где партнер выступает своеобразным заместителем родителя; 4) мотивы, реализующие потребность в аффилиации; 5) мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим; 6) мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя; 7) сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения; 8) прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера). Сам процесс поиска и выбора партнера представляется как процесс последовательного “испытания” (исследования) потенциального брачного партнера в соответствии с определенными критериями отбора. Murstein (1982) в своей теории “стимул — ценность — роль” представляет последовательность стадий такого отбора следующим образом. На первой “стимульной стадии” выбор партнера определяется внешними стимулами: внешней привлекательностью партнера, особенностями и манерой поведения, профессией, социальным статусом и т. д. На второй стадии сравнения ценностей осуществляется собственно исследование или “испытание” партнера на степень приемлемости и сходства его взглядов, ценностей и идей, изучение возможностей их принятия. Наконец, на третьей, “ролевой стадии” происходит исследование межличностных отношений и чувств, как своих, так и партнера для окончательного принятия решения о заключении брака. Согласно J. Udry, первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с партнером. Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности с учетом внешности, телосложения, возраста и т. д. Критерием третьего фильтра является сходство социального базиса, обеспечивающего принадлежность партнеров к одному «социально-психологическому миру», определяющему сходство/несходство ценностей, установок, привычек, образа жизни. Четвертый фильтр оценивает сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т. Пятый фильтр оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей направлен на установление способности каждого из партнеров отвечать своим поведением, деятельностью и соучастием потребностям другого, побуждающим его к заключению брака, и, в первую очередь, потребности любить и быть любимым. Последний шестой фильтр — фильтр социальной готовности к заключению брака.
— Стратегию целенаправленного тщательного подбора партнера в соответствии с критериями ответственности и заботы — стратегию “поиска отца (матери) своих детей”. Здесь выбор партнера выступает как поиск “надежного спутника жизни”, партнера в создании родительского дома (“уютного гнезда для будущего потомства”). Эта стратегия более характерна для женщин, чем для мужчин. — Стратегию выбора “настоящего мужчины (настоящей женщины)”. В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие качеств партнера представлениям об идеале мужчины или женщины, имеющимся у субъекта выбора. Подобная стратегия реализуется как мужчинами, так и женщинами, но преобладает у женщин. 25. Функции родительства. — воспитание подрастающего поколения. Семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство является социокультурным феноменом, характеризующимся определенной системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение функций ухода и воспитания детей в семье, содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, отвечающих задачам возрастного развития ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности личностного и умственного развития 26. Особенности материнства и отцовства как соц.-псих, феноменов. Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляя естественную природную характеристику женщины, и не нуждается в дальнейших объяснениях (J. Bowlby, 1988). Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку заботу и защиту (caregiving) на протяжении всей человеческой истории. Обоснованием такой уникальной позиции матери в реализации функции родительского ухода и воспитания является то обстоятельство, что матери, в отличие от отцов, наиболее адекватно могут реализовать свою репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком. Формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности. Известно, что у женщин, которые в период беременности осуществляют общение с ребенком — думают о нем, разговаривают с ним — эмоциональная связь с ребенком формируется быстрее. Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, противопоставлял материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка. Любовь матери, как указывает Э. Фромм, слепа и не знает справедливости. Отцовская любовь — требовательная, условная, любовь, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца — носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соответствие предъявляемым ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и, в силу этого, на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении достижений, карьеры, результатов. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы устанавливают, что обязанность мужчины состоит в том, чтобы дать семье и воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти (“Я люблю тебя, потому что ты похож на мен 27. Особенности материнской семьи. приводит к формированию излишней зависимости от матери, потребность в опеке и заботе, отсутствию дисциплины, автономии, ответственности, причем особенно губительно это сказывается на мальчике. Недостаток материнской любви приводит к центрации на матери и жажде безусловной материнской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому. 28. Особенности бездетной семьи. Бездетность является одной из причин острого переживания кризиса середины жизни мужчинами, когда «социальные часы» требуют отчета о том, “воспитал ли ты сына”. Для женщины время “социальных часов” пробивает раньше и вопрос о самореализации в рождении и воспитании ребенка приобретает остроту и актуальность уже в период кризиса 27—30 лет. 29. Социальная ситуация рождения ребенка Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Объективная зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе) Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека. Автономность, независимость и самостоятельность ребенка – результат его дальнейшего развития.
30. Характеристики родительско-детских отношений. Родительско-детские отношения составляют важнейшую подсистему отношений для них и могут быть определены следующие характеристик: 1. Характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. 2. Мотивы воспитания и родительства. 3. Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание родителя. 4. Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства. 6. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка. 5. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг. 7. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. Интегративными характеристиками родительско-детских отношений являются: 1. Родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством. 2. Тип семейного воспитания, характеризующийся параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации. 2. Характер эмоциональных отношений.Родительская любовь 31. Феномен привязанности младенца к матери. В отечественной психологии подробно изучалась проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте. Было показано, что эта потребность, связанная с эмоционально-позитивным переживанием ребенка основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является механизм опережающей инициативы взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отношения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалось с удовлетворением врожденного сексуального влечения (З. Фрейд), с формированием чувства базового доверия к миру (Э. Эриксон), с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К. Хорни). Сензитивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6—10 месяцев, в связи со становлением первой формы сохранения объекта, у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается. Можно выделить следующие этапы формирования привязанности: 1) 0—6 месяцев — начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенческой модели привязанности; 2) 6—12 месяцев — на основе формирования «сохранения объекта» сохранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности. Начало отделения своих от чужих (на чужих взрослых возникает реакция страха). Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности; 3) до 2 (3) лет — возникновение и развитие реакции на сепарацию и разлуку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формирование определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации). 4) 32. Факторы риска нарушения психического развития младенца (А.И.Захаров) Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны. Их отличительными чертами являются: — недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможно эмоциональное отвержение и амбивалентное отношение, отсутствие взаимности; — низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей; — высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителя с детьми; — ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; — завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность; — неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие; — повышенная конфликтность, характеризующая повседневное общение с ребенком; — недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Гармоничный тип семейного воспитания характеризуется: — взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой; — высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей; — признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка; — отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях; — признанием самоценности личности ребенка и отказом от попыток манипулятивной стратегии воспитания; — обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями, разумной и адекватно предъявляемой системой требований к ребенку; — систематическим контролем с последующей передачей функций контроля ребенку и переходом к самоконтролю; — разумной и адекватной системой санкций и поощрений; — устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение системы воспитания в соответствие с возрастом ребенка. 33. Неблагоприятные родительские установки на рождение ребенка. 33. Нарушения и искажения воспитания возникают тогда, когда ребенок является для родителя единственным человеком, в отношении которого может быть реализована потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке является естественным стремлением личности к установлению эмоционально-позитивной связи со значимым Другим 34. Отказ от ребенка как психологический феномен. . Психологические особенности матерей-отказниц и причины отказа стали предметом изучения в исследовании М. Радионовой и Ф. Е. Василюка, 1997. По данным авторов в Москве 1—1,5% матерей отказываются от своих детей в родильных домах. Было показано, что в основе отказа от ребенка лежит кризис, вызванный конфликтом мотивационно-потребностной сферы. Авторы выделили значимые компоненты структуры кризисной ситуации: сознательную установку матери на материнство или отказ от материнства, мотивы, реализующие неосознанные влечения, т. е. природное спонтанное влечение (потребность) в материнстве, трудности или проблемность социальной ситуации (негативное отношение близких к рождению ребенка; отсутствие материальных средств к существованию; необходимость продолжения учебы и т. д.). На основе противоречивого сочетания этих компонентов возникает кризис принятия женщиной своей материнской роли, находящий различные варианты своего разрешения. Причем основное значение при выборе того или иного варианта приобретают личностные особенности матери. Авторы делают вывод о том, что отказ от ребенка возможен только при определенном личностном типе. В работе выделено четыре типа личности: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Инфантильный тип личности выступает фактором риска отказа матери от ребенка, отказ носит импульсивный характер и представляет собой действие защитного типа. Для матерей инфантильного типа характерно амбивалентное или резко отрицательное отношение ребенку (“ребенок — виновник моего несчастья”). Если все-таки ребенок принимается, то в его отношении устанавливается симбиотическая связь (“ребенок — часть меня”). В случае отказа от ребенка прослеживается неблагополучный анамнез — мать в детстве была объектом отвержения и испытывала дефицит любви со стороны собственной матери. Стратегия переживания кризиса матерями инфантильного типа избегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении беременности наблюдается своеобразная “агнозия”: женщина может узнать о своей беременности в середине, а то и в последней трети, часто — от других. Как правило, не задумывается о своем состоянии, а пускает все на самотек. В результате наблюдается легкий отказ от ребенка непосредственно перед родами или сразу после. Нет переживаний, конфликтов, угрызений совести. Реалистический тип личности: отказ от материнства — целенаправленный поступок. Рационально взвешиваются все «за» и «против». Во главу угла ставятся интересы самой матери. Отношение к ребенку инструментальное, если может быть полезен для получения благ и привилегий — мать будет его воспитывать, если нет — последует отказ от ребенка. Например, ребенок нужен для улучшения жилищных условий — мать приходит в родильный дом и забирает его, хотя раньше категорически отказывалась от ребенка Для ценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль матери значима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного влечения к материнству или трудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка без мужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях. Кризис длителен, продолжается в течение всей беременности и после рождения ребенка Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность материнства и природное влечение к материнству велики Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что даже в случае признания природных предпосылок материнства, приоритет социально-исторических факторов в детерминации характера эмоционального отношения к ребенку неоспорим. 35. Родительские стили воспитания. Ф. Райс выделяет четыре основных стиля руководства и общения родителей с ребенком: автократический; авторитетный, но демократический; либеральный и хаотический. Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка. Авторитетный, но демократический стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми и учете интересов ребенка. Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком. Хаотический стиль характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно (Райс Д, 2000).
Д. Элдер расширяет указанный список и рассматривает уже семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми применительно к подростковому возрасту (М. Кле, 1992). Автократичный стиль, как крайний вариант родительского единоначалия, исключает участие подростка как в обсуждении проблем, так и в принятии решений. Авторитарный стиль, хотя и оставляет за родителем абсолютную власть и неограниченное право принятия решений, допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса. Демократичный стиль руководства предполагает равноправное участие родителя и подростка в обсуждении и принятии решения, учитывая при этом опыт и меру компетентности каждой из сторон. Эгалитарный стиль абсолютизирует равенство позиций родителя и ребенка, не дифференцируя их роли во взаимодействии, и, соответственно, не учитывая возрастные, индивидуальные и когортные различия между ними. Разрешающий стиль характеризуется усилением роли и влияния подростка, возрастанием активности в управлении семейным взаимодействием при возрастающей готовности родителя некритично согласиться с любым решением, предлагаемым подростком. При попустительском стиле взаимодействия право единоличного решения передается родителем подростку, а подросток уже сам выбирает, информировать ли ему родителей о своих действиях. И, наконец, игнорирующий стиль родительско-детского взаимодействия, представляет собой полную независимость и дистанцированность партнеров, когда родители не интересуются делами подростка и не принимают в них никакого участия, а подросток не считает нужным информировать их о своих планах и поступках. 36. Влияние искажений родительского стиля на развитие акцентуаций ребенка. демократический, авторитетный стиль взаимодействия оказывает наиболее благоприятное воздействие, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. (Ф. Райс, 2000). Авторитарный стиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчинения, приводит к формированию негативизма, протестных реакций, или, напротив, к чрезмерной зависимости, безынициативности, низкой волевой регуляции и недостаточной самоэффективности. Отношения родителей и детей оказываются пронизаны враждебностью, агрессивностью, недоверием и отчужденностью. Либерально-попустительский стиль взаимодействия не обеспечивает достаточной ориентации ребенка в социальных ожиданиях, нормах, требованиях, вследствие чего выступает фактором риска в генезисе девиантных форм поведения, социальной дезадаптации. Атмосфера вседозволенности рождает повышенную тревожность, страх, сомнение в собственной ценности, неуверенность в себе (Р. Бернс, 1986). Особенно неблагоприятно на развитии детей сказывается хаотичный или непоследовательный стиль руководства и общения, умножающий негативные следствия как авторитарного, так и попустительского стиля. Авторитетный и демократический стиль управления и взаимодействия, сочетающий поощрение самостоятельности и автономии ребенка, уважение его прав, с одной стороны, и разумную дисциплину, произвольность и ответственность поведения, с другой стороны, создает наиболее благоприятные условия для развития личности. 37. Общая характеристика отношений между сиблингами. Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребено к. Единственный ребенок в семье, как правило, центр внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». Старший ребенок в семье — раньше или позже, в связи с появлением младших детей в семье сталкивается с необходимости брать на себя ответственность, выполнять те или иные обязанности по хозяйству. Такая позиция в семье приводит к стремлению брать на себя в собственной семье роль опекуна. Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы, избалован всеобщим вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка. Средний ребенок в семье — это наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а, с другой стороны, нивелируются “плюсы” и преимущества обеих позиций. 38. Статус сиблинга как фактор развития индивидуальности. 39. Теория привязанности (Боулби, Эйнсворт)
Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adap-tedness), основную среду, в которой оно формируется. На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.
Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, — соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.
Один из явных сигналов — плач малыша. Плач — это сигнал бедствия;
Фазы привязанности:
* неразборчивая реакция на людей, * фокусирование внимания на знакомых людях, * интенсивная привязанность и активный поиск близости, * партнерское поведение. 40. Модели развития романтических отношений. Стедналь 1-й этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почувствовать восхищение. Иногда — красивая внешность, походка, голос, иногда — тонкое суждение, глубокая мысль, иногда — поступок, смелость, благородство, доброта. Стендаль считает красоту непременным условием рождения любви. “Красота для рождения любви необходима, как вывеска. 2-й этап — изучение предмета любви — Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим проявлениям, внешнему виду, суждениям. 3-й этап Зарождение любви и первая кристаллизация чувства. Зарождение любви связано с переживанием наслаждения от вида предмета любви и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет кристаллизация чувств. Стендаль называет первую кристаллизацию особой деятельностью ума, направленной на наделение предмета любви всеми возможными достоинствами. 4-й этап — рождение сомнения Идеализация образа партнера в определенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому себе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего партнера, столь уважаемого, совершенного и “богоподобного” существа, каким является предмет его любви. 5-й этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения доказательств ответной любви направляет процесс самоисследования и саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. 6-й этап — развитие отношений любви, направленных на достижение полной близости и единства с объектом любви.
Блонский На первой стадии впервые возникает потребность в эротической любви, обусловленная процессом полового созревания. Это время, окрашенное переживанием «томления», неудовлетворенности, одиночества, страха, тоски, апатии. Вторая стадия — стадия любовной сенсибилизации и осознания потребности любить и начало поиска объекта любви. Интересно, что осознание потребности предшествует возникновению самого чувства. Задача влюбиться, полюбить выступает для подростка как значимая задача, подтверждающая его статус взрослого. Возникает повышенная чувствительность ко всему, что связано с любовью, нежностью, эротическим влечением. Начинаются интенсивные поиски объекта любви. Для этого периода характерно много кратковременных увлечений, непостоянство, ветреность. Поиск объекта любви представляет собой ситуацию опробования новых отношений, их примеривания к себе, моделирования и проигрывания с различными партнерами. Взрослая игра “в любовь” методом проб и ошибок. Наконец, наступает третья стадия — стадия влюбленности. Осуществлен выбор объекта любви, и игра закончилась. На этой стадии любовного эроса достигается единство переживания сексуального влечения и любви. Интенсивность, яркость и серьезность чувств молодого человека достигают пика своего развития. Четвертая стадия — стадия все большего сближения с объектом любви. Установление всех планов отношений, включая интимную физическую близость. 41. Кризисы отношений до брака и в браке. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|