Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Литературные герои на карте современного Санкт-Петербурга

Где застало наводнение пушкинского Евгения из поэмы «Медный всадник»? Что это за дом, на сторожевом льве которого сидел Евгений?
Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений…
Площадь у Сената, где в 1782 году был открыт памятник Петру I, стала именоваться Петровской, но название это не прижилось. Площадь продолжали называть Сенатской. Пушкин в своей поэме описал наводнение 1824 года, самое страшное петербургское наводнение, когда вода поднялась на 410 сантиметров выше ординара и причинила Петербургу немало бед. В то время дом со львами у строившегося Исаакиевского собора был действительно новым. Он появился четыре года назад. Строил его О. Монферран для богатого сановника князя А. Я. Лобанова-Ростовского. Дом-дворец необычной треугольной формы. На высоком крыльце стояли мраморные сторожевые львы, исполненные итальянским ваятелем П. Трискорни. Вот на одном из этих львов и просидел Евгений до тех пор, пока вода не спала. От этого дома № 12 по Адмиралтейскому проспекту шел дальнейший путь пушкинского героя (к переправе у памятника Петру I и далее по Васильевскому острову до селения Галерной гавани, где жила его возлюбленная). Селение это находилось у самого залива, на том месте, где Большой проспект Васильевского острова выходит к заливу.
Интересная подробность: на одном из сторожевых львов дома князя Лобанова-Ростовского во время наводнения 1824 года действительно спасался от разбушевавшейся воды один из жителей города.
Дом со львами находился во владении князя недолго. Он продал его казне. В особняке на Адмиралтейском проспекте разместилось Военное министерство Николая I. В 1930-е годы здесь находилась школа планеристов и музей Осоавиахима. Во время блокады Ленинграда в бывшем княжеском особняке размещалась школа № 239, а сейчас его занимают различные учреждения.
Где мог находиться дом старой графини — «Пиковой дамы»?
В повести Пушкина «Пиковая дама» Германн впервые подходит к дому старой графини: «Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другой катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.
— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини*"’"-,— отвечал будочник…»
Трехэтажный старинный дом № 10 по Малой Морской улице, считавшейся «одной из главных улиц Петербурга», построен в конце XVIII века. В 1830-х годах здесь жила княгиня Наталья Петровна Голицина, в прошлом фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских самслержцев. Ее внешность, ее характер и привычки были отражены Пушкиным в повести «Пиковая дама». Вскоре после выхода повести в свет Пушкин в апреле 1834 года записал в дневнике: «Моя „Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».
Это многозначительное «и, кажется, не сердятся» говорит само за себя. А ведь могли и рассердиться. Княгиня, отличавшаяся умом и крутым нравом, олицетворяла своей сухой, сгорбленной фигурой незыблемость и преемственность монаршей власти. К ней в дом на Малой Морской являлись, как к начальству, и юнкер, и важный сановник. Суровый нрав унаследовала княгиня от своего деда, начальника тайной сыскной канцелярии при Анне Иоанновне, известного истязателя Ушакова.
Здание, где жила княгиня, в основном сохранило свой внешний вид. Сохранилась и угловая спальня княгини на втором этаже. В ней альков и две маленькие двери по обеим сторонам алькова, внутренняя винтовая лестница — все напоминает описание опочивальни старой графини в повести Пушкина.
Существовала легенда о том, что дом Пиковой дамы — это особняк княгини 3. И. Юсуповой на Литейном, д. № 42. Поэт Н. Агнивцев писал:
— На Литейном прямо, прямо. Возле третьего угла. Там, где Пиковая дама. По преданию, жила!
Но этот дом построен в 1858 году, более чем через 20 лет после смерти А. С. Пушкина.
Куда направился Самсон Вырин, герой повести Пушкина «Станционный смотритель», в поисках своей дочери?
Старик смотритель был безутешен, когда узнал, что его дочь Дуню увез в Петербург проезжий гусар. Вырин слег. Когда же старику стало чуть полегче, он направился на поиски дочери в северную столицу. «Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель решил к нему явиться».
Прежде чем рассказать, где же находился в Петербурге Демутов трактир, скажем несколько слов о доме станционного смотрителя. Имя герою Пушкин, скорее всего, дал по названию поселка Выра, где была известная поэту почтовая станция. Мимо этой станции Пушкин не раз проезжал в своих странствиях, направляясь в Михайловское или Псков. Поэт любил, ожидая смену лошадей, подолгу разговаривать со знакомым смотрителем, пил чай из самовара, слушал доносившееся издали пенье крестьянских девушек.
Теперь здесь, в 69 километрах от Петербурга, размещается первый в России музей пушкинских литературных героев и музей дорожного быта того времени.
От этого восстановленного энтузиастами дома станционного смотрителя на территории старой почтовой станции (она тоже воссоздана почти в прежнем виде) и отправился Самсон Вырин в Петербург.
Демутовым трактиром называли в пушкинское время известную в городе гостиницу. Она находилась на участке между домами № 40 по набережной Мойки и № 27 по Большой Конюшенной улице. Само название гостиница (в ней был и трактир) получила от фамилии первого владельца Филиппа-Якоба Демута, основавшего это заведение в 1770-е годы. Гостиница была хорошо знакома останавливавшимся в ней Пушкину, Грибоедову, Тургеневу. В Демутов трактир приходил в 1829 году юный Гоголь-Яновский в надежде познакомиться с Пушкиным. Дом, в котором размещался Демутов трактир, не сохранился.
Почему Эрмитажный мостик часто называют мостиком Лизы? Эрмитажный мостик переброшен через Зимнюю канавку. Его часто называют мостиком Лизы, героини «Пиковой дамы». Но это название пришло не из повести Пушкина, а из оперы Чайковского «Пиковая дама». В отличие от повести опера заканчивается тем, что Лиза, не дождавшись свидания с Гер-манном на Эрмитажном мостике, бросается с него в воду.
Бессмертная музыка Чайковского к опере «Пиковая дама» облетела весь мир. Либретто оперы стало более известным, чем сама повесть. У петербургской поэтессы Н. Карповой есть такие строки:
Канавка Зимняя… То тут, то там Мелькают Лиза, Германн и Евгений. Взлетать мостам, рождаться здесь стихам. О город мой! Неповторим твой гений.
В повести Гоголя «Записки сумасшедшего» автор упоминает дом Зверко-ва. Где находился он? Что связывало Гоголя с этим домом? К этому массивному, сохранившемуся до наших дней зданию на набережной канала Грибоедова, д. № 69/18, Гоголь приводит Поприщина, героя повести «Записки сумасшедшего». Поприщин идет следом за двумя дамами: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец, к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. „Этот дом я знаю,— сказал я сам себе.— Это дом Зверкова. Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит"».
Гоголь направил Поприщина тем же путем, каким он сам — мелкий чиновник одного из петербургских департаментов — в 1830 году возвращался к себе в дом Зверкова у Кокушкина моста.
В произведениях Гоголя можно наблюдать удивительную последовательность. Автор приближает некоторых своих героев к тем местам, где жил сам.
Где, на каких улицах города проживали герои повести Гоголя «Нос» майор Ковалев и цирюльник Иван Яковлевич?
Коллежский асессор Ковалев (он сам называл себя майором) жил на Садовой улице, а цирюльник Иван Яковлевич на Вознесенском проспекте. Более точного адреса персонажей автор повести не дает. Однако можно предположить, что цирюльня Ивана Яковлевича находилась неподалеку от Садовой, которую пересекал Вознесенский проспект. Ведь в противном случае майору Ковалеву приходилось бы проделывать изрядный путь до цирюльника.
Интересно, что памятная гранитная доска с изображением носа майора Ковалева была установлена несколько лет назад на доме № 38 по Вознесенскому проспекту, вблизи от Садовой улицы. Этот район был хорошо известен Гоголю. В 1829 году он жил в доме на набережной Екатерининского канала рядом с Вознесенским проспектом. На этом же проспекте находилась гостиница «Неаполь», где Николай Васильевич сжег все скупленные им экземпляры своей незрелой юношеской поэмы «Ганц Кюхельгартен».
Герой комедии «Ревизор» Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину и выводит на конверте: «Его благородию, милостивому государю Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо». Что означает этот странный адрес?
Здесь многое совпадает с адресом самого автора «Ревизора», когда он с 1833 по 1836 год жил в доме придворного музыканта Лепена на Малой Морской (ныне д. № 17). Чтобы попасть в маленькую квартирку Гоголя, надо было, войдя через ворота во двор этого дома, повернуть направо и подняться на третий этаж. Номер дома — 97 действительно совпадал с тем, под которым числился в то время дом Лепена. Расхождение в названиях улиц легко объяснимо. Почтамтская была как бы продолжением Малой Морской по другую сторону Исаакиевской площади. На Почтамтской находилось управление всеми почтовыми службами России. Вот почему упоминание Почтамтской улицы вызвало волнение почтмейстера. Он решил, что письмо это принесет ему неприятности.
Таким образом, Гоголь «поселил» Тряпичкина (он дал ему даже свое отчество) рядом с собой в том же доме. Зачем? Быть может, в память о трудной поре своих петербургских мытарств, когда будущий писатель выполнял подобно Тряпичкину мелкую черновую работу, переписывая статейки господ журналистов.
Где, скорее всего, был ограблен Башмачкин, герой повести Гоголя «Шинель»?
Автор повести не называет ни адреса дома Башмачкина, ни департамента, в котором он столь усердно служит. Персонаж этот сам по себе настолько неприметен, что, кажется, он растворен в сером своем прозябании. И только обратный путь Акакия Акакиевича от одного «значительного лица» домой приоткрывает завесу в топографии повести. Башмачкин идет из светлого и шумного центра Петербурга, постепенно погружаясь в темноту и запустение окраины города.
На его пути потянулись редкие тусклые фонари, деревянные заборы. Наконец улица, которой шел бедный чиновник в своей новой шинели, пересеклась огромной мрачной площадью. Здесь на Башмачкина и напали грабители, стащили с него драгоценную шинель. После смерти тишайшего Башмачкина тень его вырастает в зловещий карающий меч. По свидетельству коломенского будочника (полицейского), эту огромную тень, срывающую теплые шинели с генеральских плеч, видели у Калинкина моста. Этот мост рядом с Покровской площадью, где в первой половине XIX века действительно нередко совершались ограбления. Призрак мстителя должен был появиться неподалеку от места, где несчастный чиновник лишился шинели. Можно представить, что Башмачкин возвращался к себе домой по длинной Садовой улице и был ограблен на Покровской площади. Конечно, любое художественное произведение не является документальным и, строго говоря, историческим. Мы лишь можем догадываться о том, где, скорее всего, могло происходить действие, описываемое автором произведения.
Герой какого произведения М. Ю. Лермонтова ехал к своему дому на Фонтанке по следующему маршруту: «Между тем белый султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по канаве, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке и тут остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверями с медною блестящею отделкой…»? Григорий Александрович Печорин — герой романа М. Ю. Лермонтова «Княгиня Литовская» — едет к своему дому на набережной Фонтанки. Предположительно это дом № 32.
В драме Лермонтова «Маскарад» главный герой ее Арбенин приглашает князя Звездича:
Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскерад
У Энгельгардта…
Куда же направились Арбенин и князь Звездич?
Маскарады у Энгельгардта в 1830-е годы проходили в Петербурге в доме № 30 на углу Невского проспекта и Екатерининского канала. Здесь в четырехэтажном здании сегодня вестибюль станции метро и Малый зал Филармонии.
Старший приятель Пушкина, богатый полковник в отставке Василий Васильевич Энгельгардт, перестроил в 1829 году доставшееся ему в приданое за женой здание, существовавшее ранее на этом месте. Энгельгардт решает создать дом увеселений на манер парижского Пале-Рояля. Архитектор Жако перестраивает дом. В нем появляются роскошные залы, дорогая мебель, хрустальные люстры. Владелец нового особняка получает право на устройство в своем доме публичных маскарадов. Они открыты для всех. Дамам следовало появляться в масках, мужчины могли обходиться без масок. Мелькали в толпе костюмы эфиопов, пиковой, червонной дамы, домино. Завязка драмы Лермонтова происходит в этом доме.
Где мог Мечтатель из повести Достоевского «Белые ночи» встретить впервые Настеньку? Однажды Мечтатель по своему обыкновению под вечер пошел побродить по городу. Он рассказывал: «Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города… Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение. В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала».
Мечтатель жил «в отдаленнейшей части города». Но где именно? Такой же вопрос задала ему однажды Настенька. Герой «Белых ночей» отвечал: «Там, у -ского моста».
Каналом (а иногда и канавой) называли в прошлом самый извилистый и один из самых протяженных в Петербурге Екатерининский канал. В «отдаленнейшей части города» находится Ново-Никольский мост, переброшенный через канал. Рядом Никольский собор, колокольня этого собора и бывший Никольский рынок вдоль Садовой улицы. Все названия эти заканчиваются на -ский. Подходя к своему дому, перед тем как увидеть Настеньку, Мечтатель услышал, как часы пробили десять. На колокольне Никольского собора до сих пор сохранились часы, отзванивающие каждые полчаса.
Таким образом, мы можем представить, что встреча Мечтателя с Настенькой произошла у колокольни Никольского собора, а дом Мечтателя находился поблизости от этого места. Достоевский не случайно выбрал это место встречи своих героев. Он не раз проходил по Садовой вдоль Екатерининского канала весной 1846 года за два года до создания повести «Белые ночи». Писатель посещал «пятницы» у Михаила Петрашевского, дом которого находился на углу Садовой улицы и Покровской площади.
Где Раскольников встречает сестру старухи-процентщицы Лизавету Ивановну?
«Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной… У самого-то К-ного переулка, на углу, мещанин и баба замешкались, разговаривая с подошедшей знакомой. Знакомая эта была Лизавета Ивановна…»
Если встать на Сенной площади спиной к гауптвахте (одно из зданий, сохранившееся здесь со времен Ф. М. Достоевского, где он, как редактор журнала «Гражданин», за нарушение цензурных правил отбывал двухдневный арест), то увидим справа Конный переулок (ныне пер. Гривцова), он выходит на Сенную площадь.
Какая площадь все время притягивала к себе Родиона Раскольникова, героя романа Достоевского «Преступление и наказание»? Действие этого романа в основном происходит в районе Петербурга, торговым центром которого была Сенная площадь. В своих кружениях по городу Раскольников часто приходил к Сенной. На том месте, где сегодня находится павильон метро «Сенная площадь», стояла большая старинная церковь «Спас на Сенной». Здесь, на площади перед церковью, Раскольников опускается на колени после убийства старухи-процентщицы. Так начинался тяжкий путь раскаянья Родиона Раскольникова.
В каком доме мог, скорее всего, жить Родион Раскольников?
В период создания первых глав романа «Преступление и наказание» (1864) Ф. М. Достоевский жил в доме купца Алонкина на углу Столярного переулка и Малой Мещанской (Казначейская улица, д. № 7). Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, вспоминала этот адрес: «Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе „Преступление и наказание“, в котором жил герой романа Раскольников». Это было первое впечатление. Позже Федор Михайлович показал Анне Григорьевне многие места города, связанные с действием романа.
Важное место в топографии «Преступления и наказания» занимает дом, в котором Раскольников снимал крохотную каморку под самой кровлей. Этот угловой дом стоит на скрещении бывшей Средней Мещанской (Гражданской) улицы и Столярного переулка. Современный его адрес — Гражданская улица, д. №19/15.
Этот дом больше других напоминает тот, что изображен в романе. Здесь сохранилась лестница с низко нависающими сводами и старыми ступенями. И так же, как в романе, тринадцать крутых ступеней ведут вверх с площадки последнего этажа. Когда-то вместо чердака здесь был низенький мансардный этаж. Раскольников, спускаясь по крутым ступеням, мог видеть окно квартиры хозяйки, которая сдавала ему крохотную каморку.
Сегодня этого окна нет, но до капитального ремонта дома оно существовало. Была и дворницкая в подворотне, где Родион нашел топор. Восстановлено крыльцо с козырьком у входа на лестницу Раскольникова (она находится справа от подворотни в угловой части двора). Если встать на скрещении Столярного переулка и Гражданской улицы и взглянуть на все четыре стороны, можно обнаружить удивительную особенность этого места: взгляд упирается в дома. Создается впечатление, что этот перекресток никуда не ведет. Он словно подчеркивает безвыходность положения героя романа.
Примерно 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища старухи-процентщицы на Средней Подъяческой, д. № 15/104. Это число шагов насчитал Родион, когда не раз проделывал путь от своего дома до того, где жила процентщица. При этом надо идти кратчайшим путем: Гражданская улица, Вознесенский проспект и Вознесенский мост, набережная канала Грибоедова, Средняя Подъяческая улица.
Достоевский зашифровал в своем романе многие названия улиц, мостов, проспектов. Известно, что Раскольников живет в «С-м» переулке, неподалеку от «К-на» моста, что дом процентщицы выходит одной стороной на «канаву», а другой на *-ю» улицу. Впрочем, эти сокращения не так уж трудно расшифровать. Однако при этом нельзя забывать, что писатель не ставил своей задачей точное изображение конкретных домов. Он улавливал наиболее типичные черты их. И все же нам — читателям — интересно находить дома литературных героев Достоевского, те, что больше других похожи на изображенные в романе. Сегодня дом Алонкина, дом Раскольникова и дом Сони Мармеладовой находятся в охраняемой заповедной зоне Достоевского.
Где мог находиться дом Сонечки Мармеладовой? Если встать у дома купца Алонкина (ныне Казначейская ул., д. № 7) и взглянуть в сторону Вознесенского проспекта, можно увидеть дом № 73 на углу этой улицы и Вознесенского проспекта. Его часто называют домом Сони Мармеладовой. Он находился ближе других домов литературных персонажей романа к церкви Вознесения, которая возвышалась на противоположном берегу Екатерининского канала у Вознесенского моста. Достоевский не случайно поселил свою героиню именно здесь. Соня была ближе других персонажей романа к Богу и Церкви. Ее комната отличалась тем, что в ней были разные углы. Углы эти символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки.
Можно ли отыскать в городе дом Рогожина? Где он находится? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте проследим путь князя Мышкина, когда он впервые приходит к Парфену Рогожину. Вот что об этом сказано в романе Достоевского «Идиот»: «Он знал про дом, что он находится в Гороховой, неподалеку от Садовой… Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он и не ожидал, что у него с такой болью будет биться сердце. Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: „Это, наверное, тот самый дом". С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами… В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: „Дом потомственного почетного гражданина Рогожина"».
Князь Мышкин шел из района Песков (мы уже рассказывали о происхождении этого названия). Поэтому он должен был идти по Гороховой улице со стороны Загородного проспекта. Не доходя Садовой улицы, Мышкин почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Он всего в три этажа. Фасад без каких бы то ни было украшений. В центре дома — подворотня. Дом старый и весьма прочный, он длинный и приземистый, как добротный купеческий сундук. Правда, дом не имеет редких окон на фасаде, но в остальном весьма похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение. Дом служил своего рода продолжением характеристики персонажа. Наблюдательный и чуткий князь Мышкин замечает, что рогожинская цитадель весьма похожа на самого Парфена. Трагической сценой в доме Рогожина заканчивается роман «Идиот». Князь и Рогожин безмолвно и отрешенно взирают на убитую Парфеном Настасью Филипповну. У Мышкина вновь начинается приступ эпилепсии. Рогожин близок к умопомрачению, а над ними картина, изображающая мертвого Христа, только что снятого с креста. И холодом веет от этого дома-склепа.
Что связывало Достоевского и его героев с Разъезжей улицей?
Но прежде несколько слов о роли Невского проспекта и Летнего сада в жизни и творчестве Гоголя и Пушкина. Среди петербургских повестей Гоголя «Невский проспект» занимает центральное место. Здесь встречаются художник Пискарев и поручик Пирогов. Мечтательный художник устремляется по Невскому за прекрасной незнакомкой, которая оказывается женщиной легкого поведения. Это известие настолько поразило Пискарева, что он слег. На главном проспекте столицы проплывают гоголевские маски, а не живые одухотворенные лица. Обманчивы блеск и мишура Невского.
Летний сад был знаком Пушкину с той поры, когда 12-летнего мальчика привез в Петербург для поступления в Царскосельский лицей его дядя Василий Львович. И может быть, это знакомство с первым садом Петербурга повлияло на рождение в будущем таких строк о маленьком Онегине:
Monsieur I’Abbe, француз убогой. Чтоб не измучилось дитя. Учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой. Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
Живя в доме Оливье на Пантелеймоновской улице, Пушкин летом 1834 года часто по утрам в домашнем халате и туфлях с книгой в руке приходил в расположенный неподалеку от дома Летний сад. Здесь он чувствовал себя привольно, называл этот сад своим огородом.
Разъезжая улица на первый взгляд не имеет прямой связи с Достоевским. Однако он действительно мог часто бродить по этой старой улице. Ведь дом № 5/2 в Кузнечном переулке на углу Ямской улицы находился близко от Разъезжей. В этом доме, где сегодня литературно-мемориальный музей Достоевского, писатель жил в начале 1846 года и с октября 1878 по февраль 1881 года. Из романа «Идиот» известно, что Настасья Филипповна жила у пяти углов. До наших дней сохранился старый угловой дом № 18 по Загородному проспекту, выходящий одним из фасадов на Разъезжую улицу. В нем могла проживать героиня романа Достоевского.
Какие герои романа Льва Толстого «Война и мир» жили в Петербурге? На каких улицах находились их дома? В Петербурге проживали многие персонажи романа. Здесь был великосветский салон мадам Шерер, который посещали представители высшего света северной столицы. В одном из богатых особняков екатерининского вельможи на Английской набережной состоялся первый бал Наташи Ростовой. У Пьера Безухова один дом находился в Москве, другой — в Петербурге. Известно, что петербургский дом Безухова был огромным, стоял на набережной Мойки и к нему вели ворота. Все это напоминает дворец Г. К. Разумовского на набережной Мойки, д. № 48, где сегодня располагается главный корпус Педагогического университета имени А. И. Герцена. Дворец Разумовского был построен во второй половине XVIII века А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Анатолий Курагин жил в «большом доме у Конногвардейских казарм». Они находились в доме № 4 по Конногвардейскому бульвару. Скорее всего, Курагин жил в одном из домов Ново-Исаакиевской улицы (ул. Якубовича), принадлежавших Конной гвардии.
Впрочем, Толстой не склонен был давать подробное описание домов своих литературных героев. Чаще всего мы знаем лишь название улиц, где они проживали в Москве и Петербурге.
Где жили в Петербурге герои романа Льва Толстого «Анна Каренина»?
Дом Карениных находился на Владимирской улице, как часто называли в середине XIX века Владимирский проспект. Вронский проживал на одной из самых аристократических улиц города — Малой Морской. Княгиня Бетси жила неподалеку, на Большой Морской улице, где стояли пышные здания петербургской знати.
Где успел побывать в Петербурге лесковский Левша? Левша, привезенный из Тулы атаманом Платовым в столицу, предстал перед государем Николаем Павловичем в Аничковом дворце: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Доволен остался Николай Павлович, рассмотрев с помощью Левши в «мелкоскоп» мельчайшую и тончайшую работу туляков. Для выяснения природы «аглицкой нимфорозии» еще раньше Левши в Аничков дворец был приглашен аптекарь из «противной» аптеки, иначе говоря той, что находилась напротив дворца. И сегодня на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, в доме № 66/29, в первом этаже находится одна из старейших аптек Петербурга. Государь повелел Левше отправиться с подкованной блохой в Англию, чтобы там убедились, на что способны русские умельцы. Возвращаясь в Россию, Левша на пари с помощником английского шкипера крепко выпил и простудился. В Петербурге еще не протрезвевшего больного Левшу свезли в квартальный участок. Ни одна больница его без «тугамента» не принимала. Тогда один лекарь посоветовал везти Левшу в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают». Это была старинная Обуховская больница, название свое получившая от Обуховского проспекта и моста, рядом с которыми она находилась. Одновременно больница была и вытрезвителем, и домом умалишенных. Напомним, что после рокового проигрыша пушкинский Германн угодил именно в эту больницу. В Обуховской простонародной больнице Левша и умер.
Когда Александр Куприн встретил реального штабс-капитана Рыбникова? Где это произошло? В своих воспоминаниях жена писателя М. К. Куприна-Иорданская рассказывала: «Однажды Александр Иванович пришел домой после его возвращения из Балаклавы.— Знаешь, Маша, что я скажу тебе? Сегодня я познакомился с японским шпионом. Я пошел в „Капернаум"… спросил себе рюмку водки и миногу и обратил внимание на оказавшегося рядом армейского офицера. Он тоже закусывал водку миногой… Какое странное лицо,— подумал я,— не русское. А какое, сразу не пришло в голову. И только потом я подумал: а ведь он похож на японца, и нет ничего невероятного в том, что это японский шпион, переодетый в армейскую форму…»
Этот третьеразрядный ресторанчик, а точнее, трактир, где произошло знакомство Куприна с Рыбниковым, находился у Владимирской площади и Кузнечного переулка. Скорее всего, он был в доме № 1 по Загородному проспекту. Произошла эта встреча в 1905 году, когда шла русско-японская война. Куприн давно вынашивал мысль написать рассказ о японском шпионе, свободно разгуливающем по Петербургу. На самом деле штабс-капитан Рыбников не был японским шпионом. В Петербурге русский офицер-сибиряк оказался по делам службы. Но Куприн продолжал думать, что повстречал настоящего японского шпиона. Вскоре он написал рассказ, один из самых лучших из многочисленных своих рассказов, который назвал «Штабс-капитан Рыбников». Это был довольно редкий случай, когда литературный герой получил ту же фамилию, что и прототип.
Где жили герои «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского?
В известном романе Крестовского показан мир воровского, бездомного Петербурга и аристократичного, светского столичного общества. Частично роман Крестовского получил воплощение на телеэкране в прекрасном сериале «Петербургские тайны».
Сначала несколько слов о воровском, бандитском Петербурге в романе Крестовского. Малинником в старое время называли притон-ночлежку, самое неприглядное заведение. Крестовский описал в своем романе один из известных в Питере «малинников», находившийся на Сенной площади, на участке между улицей Петра Алексеева и переулком Гривцова. Трактир «Ерши», в котором происходит немало событий романа и фильма, существовал на самом деле. Правда, официально такого названия не было. Вблизи от Пяти углов, на Разъезжей улице, находилась вывеска «ресторация», рядом были намалеваны чайник, бильярд и какая-то рыба. Может быть, это и был ерш, давший название заведению. Существовала и другая версия: в трактире готовили очень вкусную уху из ершей. В «Ершах» могли обчистить какого-нибудь пьяного мастерового, а затем выкинуть его через малоприметный выход во двор. Там могли состряпать фальшивый паспорт, как это произошло с господином Бодлевским.
Крестовский бывал в этом трактире. Здесь он, как и в «малиннике» на Сенной, внимательно наблюдал за посетителями, прислушивался к их разговорам, запоминал воровские словечки. Однажды писатель видел в трактире «Ерши» отчаянную драку не поделивших что-то между собой воров. Напомним, что генеральша фон Шпице жила на Большой Морской улице в одном из богатых домов. Судя по нескольким штрихам в романе, чета князей Шадурских жила в доме на Дворцовой набережной. И Анна Чечевинская, и княгиня Шадурская побывали у повивальной бабки в одном из домов Свечного переулка. О доме Морденко сказано более определенно. Он стоял на Средней Мещанской, д. № 24.
Действие романа Крестовского переносится на Митрофаньевское кладбище. Здесь восстала из мертвых Юлия Николаевна Бероева. Кладбище это возникло в 1831 году, когда в Петербурге свирепствовала холера. Попутно отметим, что начало действия романа Всеволода Крестовского относится к 1838 году. Находилось Митрофаньевское кладбище неподалеку от Петергофского вокзала, известного ныне как Балтийский. Вдоль кладбища проходила Большая Мит-рофаньевская дорога (ныне Митрофаньевское шоссе).
На этом кладбище была похоронена и героиня романа Достоевского «Преступление и наказание» чахоточная Катерина Ивановна Мармеладова. На месте некогда обширного Митрофаньевского кладбища сегодня длинные ряды гаражей и складов.
Где в Петербурге находятся улица и переулок, на которых побывало наибольшее число литературных персонажей? Об этой улице весьма красноречиво рассказывал Макар Девушкин, герой первого романа Достоевского «Бедные люди»: «Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено — так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет… Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, все дамы сидят, такие разодетые, может быть, и княжны, и графини».
Вы узнали? Это Гороховая улица. Она и сегодня одна из самых шумных и интенсивных по движению улиц Петербурга.
В угловом доме на скрещении Гороховой и Малой Морской улиц жила княгиня Н. П. Голицына, прототип старой графини — Пиковой дамы, на Гороховой вблизи Садовой улицы находился дом Рогожина, похожий на прочный купеческий сундук. Душная и дорогая Гороховая не нравилась Илье Ильичу Обломову, который жил некоторое время на этой улице, но затем переехал на дачу за Лесным институтом.
Какой переулок города может похвастаться сосредоточием литературных персонажей разных русских писателей?
Это Столярный переулок вблизи Сенной площади. Ведь именно здесь у Кокушкина моста стоял огромный дом купца Зверкова, в котором жил в 1829-1831 годах Гоголь. К этому дому писатель привел своего Поприщина, героя «Записок сумасшедшего». К Кокушкину мосту не раз приближался и Родион Раскольников, дом которого мог находиться на углу Столярного переулка и Средней Мещанской (Гражданской улицы). В том же Столярном переулке у Кокушкина моста побывал и герой маленькой неоконченной повести Лермонтова «Штосе» художник Лугин.
Столярный переулок изобиловал питейными заведениями (трактирами, кабаками, рюмочными и полпивочными). Раскольников часто не мог заснуть из-за пьяных криков, доносившихся из соседних домов.
Таким образом, Гороховая улица объединила персонажей Пушкина, Достоевского, Гончарова, а Столярный переулок — героев Гоголя, Лермонтова и Достоевского.
Впрочем, читатель мог, наверное, убедиться, что по тротуарам Петербурга действительно «прошла» почти вся классическая литература, созданная великими русскими писателями XIX века.
С. Я. Маршак написал стихотворение, в котором есть такие выразительные строки:
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимые теоретические сведения | Редактор Л.М. Тонкошкур


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных