Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и развитие американской школы управления качеством




 

Зарубежных специалистов в области качества принято разделять на две группы. К первой относятся те, кто считает, что конкурентный мир требует полного отказа от привычных подходов и стиля работы, для того чтобы создать совершенно новую культуру управления. Такие взгляды характерны в основном для японских специалистов и для У.Э. Деминга — широко известного во всем мире американского уче­ного. Взгляды представителей второй группы более прагматичны. Они полагают, что постоянное совершенствование имеющихся систем с ак­центом на качество позволяет компаниям выживать и сохранять кон­курентоспособность. К этой группе, как правило, относят Дж. Джура-на, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума. В соответствии с другой классификацией выделяют четыре школы управления качеством: Дж. Джурана, У.Э. Де­минга, Ф. Кросби, а также японскую.

Наиболее известным ученым XX в. в области управления качеством является У.Э. Деминг. Американец по происхождению, он имел уче­ную степень в области физики и в течение 1920—1930-х гг. работал в компании Western Electric, где участвовал в разработке методов ста­тистического контроля качества. Во время Второй мировой войны У.Э. Деминг обучал применению статистических методов контроля качества инженеров и рабочих предприятий оборонной промышлен­ности. Он считал, что решение фундаментальных вопросов качества простирается далеко за пределы технического контроля.

После Второй мировой войны У.Э. Деминга пригласили в Японию читать лекции представителям ведущих японских промышленных ком­паний. Влияние его философии качества было так велико, что произ­вело переворот в японском менеджменте, а затем и в масштабах всей экономики. Япония за два десятилетия превратилась из отстающей страны в процветающее государство — лидера мирового рынка. В США имя У.Э. Деминга оставалось практически неизвестным вплоть до 1980 г., когда на экраны телевидения вышла программа, повествую­щая об истоках японского экономического чуда и роли У.Э. Деминга в формировании особого японского подхода к управлению. Передача произвела фурор. С этого времени У.Э. Деминг активно сотрудничал с ведущими американскими компаниями, оказывая им помощь во вне­дрении новейших методов управления качеством. До сего дня его кон­цепции остаются актуальными, поэтому изучение его подхода важно не столько в историческом, сколько в прикладном аспекте [27].

Подход Деминга к управлению качеством включает четыре основ­ные составляющие:

1) статистическое управление процессами;

2) научные основы управления;

3) психологию управления;

4) системный подход.

В соответствии с постулатами У.Э. Деминга любая работа — это про­цесс, в ходе которого люди трансформируют полученное от постав­щиков сырье, материалы, информацию в результаты, предлагаемые потребителю. Процессы в рамках предприятия формируют систему, цель которой — создание конечного продукта, не просто соответству­ющего ожиданиям потребителя, но и превосходящего их. В книге «Выход из кризиса» он пишет: «Нам совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен. Неудовлетворенный по­требитель, конечно, уйдет от нас. Но, к сожалению, удовлетворен­ный потребитель также может уйти, полагая, что он немного потеря­ет, а зато может приобрести что-то лучшее. Основную часть дохода предприятия приносят постоянные потребители, которые хвастают­ся вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей» [7, с. 154]. Таким образом, задача менеджера состоит в опти­мизации всей системы процессов на предприятии. Для этого менед­жеры должны понимать, что они управляют прежде всего процесса­ми, а не людьми.

Управление процессами предполагает использование статисти­ческого подхода, так как любой процесс изменчив по своей приро­де. С вариациями мы встречаемся везде; как правило, ни одно дей­ствие невозможно совершить два раза совершенно одинаково, будь то бросок мяча, приготовление салата или забивание гвоздя. Любой про­изводственный процесс содержит различные источники вариаций. На­пример, разные партии материалов отличаются по влажности, плот­ности и другим характеристикам. Физические и эмоциональные стрессы воздействуют на точность выполнения операторами своих функций. Кроме того, недостаточная точность измерительных прибо­ров ведет к появлению вариаций на стадии технического контроля ка­чества. Взаимодействие всех случайных вариаций в среднем достаточно стабильная величина. Таким образом, факторы, которые являются естественной (неизбежной) составляющей процессов, называются общими причинами вариаций. Они вызывают 80—90 % наблюдаемых вариаций в производственном процессе. Остальные 10—20 % представ­ляют собой воздействия специальных причин, возникающих вследствие внешних факторов, не заложенных в сам процесс. К таким факторам относятся, например, некачественная партия материалов, плохо обу­ченный работник, неисправное оборудование. Появление специаль­ных причин ведет к изменению стабильного уровня вариаций процес­са, и поэтому их достаточно легко обнаружить с помощью статисти­ческих методов контроля.

Таким образом, общие причины вариаций служат результатом про­ектирования и организации процесса, т.е. деятельности менеджеров.

У.Э. Деминг обращал внимание на то, что управление должно быть направлено на снижение вариаций. Чем их меньше, тем меньше бра­ка, снижается необходимость переделок и контроля, повышается про­изводительность. Потребитель в этом случае получает гарантию того, что вся продукция предприятия имеет стабильное качество. Поэтому для управления процессами необходимо применять статистические методы контроля и выявления вариаций. Подобные методы, являющи­еся важнейшим инструментом управления качеством, широко разра­батывались зарубежными и отечественными учеными [27].

Научный подход построен на принятии решений и формировании политики предприятия на основе надежной информации. Это означа­ет, что управленческие решения должны приниматься на основе фак­тов, а не эмоций или необоснованных предположений. Объективные данные, анализ и планирование должны стать основой принятия ре­шений.

У.Э. Деминг был сторонником менеджмента, основанного на пло­дотворном сотрудничестве, в противовес менеджменту на основе кон­фликта. В соответствии с таким подходом в организации необходимо создать условия, при которых каждый работник осознает свой вклад в достижение качественных результатов деятельности всей организации. На практике, по мнению ученого, этот принцип часто не соблюдается из-за применения методов управления, которые он считал порочны­ми, таких, например, как ежегодная аттестация и использование ус­ловных количественных показателей. Данные методы, по мнению уче­ного, провоцируют конкуренцию и конфликты между людьми.

Важнейшим положением философии Демингабыл системный под­ход к решению проблем качества, известный как цикл Деминга, или PDCA(pnc. 4.3).

Рис. 4.3. Цикл Деминга (PDCA)

По мнению У.Э. Деминга, любая деятельность по управлению ка­чеством должна состоять из четырех последовательных этапов, пред­ставляющих собой систему:

Р _ разработка плана или стандарта для достижения поставленных целей (определение целей и принятие решения о необходимых пере­менах);

D — реализация плана или выполнение стандарта (осуществление

перемен);

С — измерение и анализ результатов (проверка);

д — проведение необходимых изменений, если результаты не отве­чают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха [7].

Наиболее полно взгляды У.Э. Деминга отражены в 14 принципах управления. В кратком виде их содержание приведено ниже.

1. Постоянство цели. Постоянное, непрерывное улучшение каче­ства продукции, услуг, деятельности организации.

2. Новая философия. Восприятие необходимости глубоких фун­даментальных изменений в организации, лидерство менеджеров на пути к переменам.

3. Уничтожение зависимости от массового контроля. Исключение зависимости от массовых проверок и инспекций как способ достиже­ния качества путем «встраивания» качества в продукцию.

4. Отказ от практики закупок по самой дешевой цене. Уменьше­ние числа поставщиков одного и того же продукта путем отказа от ус­луг тех, кто не смог подтвердить качество своей продукции. 78 Глава 4. Формирование и развитие научных школ управления качеством

5. Улучшение каждого процесса. Постоянный поиск и решение проблем в рамках каждого процесса.

6. Введение в практику подготовки и переподготовки кадров. Обу­чение является такой же частью процесса улучшения качества, как и собственно производственный процесс.

7. Учреждение лидерства. Важную роль в процессе улучшения де­ятельности играет система управления персоналом. Процесс руко­водства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою ра­боту.

8. Изгнание страхов. Поощрение эффективных двусторонних свя­зей и других средств для искоренения страхов, опасений и враждебно­сти внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать более эф­фективно.

9. Разрушение барьеров. Исследования, проектирование, произ­водство и реализация должны осуществляться вместе, чтобы предви­деть проблемы производства и эксплуатации.

10. Отказ от пустых лозунгов и призывов. Откажитесь от использо­вания плакатов, лозунгов и призывов к работникам, которые требу­ют от них бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не говорят о методах достижения этих целей.

11. Устранение произвольно установленных заданий и количествен­ных норм. Устраните рабочие инструкции и стандарты, которые уста­навливают произвольные нормы, квоты для работников и количествен­ные задания для руководителей, замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей с тем, чтобы непрерывно со­вершенствовать качество и производительность.

12. Работники должны иметь возможность гордиться своим трудом. Упраздните почасовиков среди рабочих, управляющих и инженеров; упраздните определение годовых и других рейтингов и управление постановкой задачи.

13. Поощрение стремления к образованию и совершенствованию. Учредите программу образования и поддержки самосовершенствова­ния для всех работников.

14. Действия для осуществления изменений. Позвольте каждому работать так, чтобы достигать изменений. Координация работ всех людей, связанных с организацией, внесет значимый вклад в снижение вариаций и оптимизацию системы в целом.

Первостепенная значимость решения проблемы качества на пред­приятии может быть раскрыта благодаря цепной реакции Деминга, представленной на рис. 4.4.

Другой американский ученый, Дж. Джуран, как и У.Э. Деминг, пос­ле Второй мировой войны работал в Японии. Он один из первых поставил вопрос о комплексном подходе к обеспечению качества. Дж. Джуран счи­тал, что 85 % недостатков в работе организации определяются самой системой, и говорил о необходимости ее постоянного совершенствова­ния. Однако, в отличие от У.Э. Деминга, который призывал к измене­нию культуры всей организации, Дж. Джуран считал, что проводимые усовершенствования должны максимально соответствовать уже сложив­шейся корпоративной культуре и особенностям системы.

Дж. Джуран создал концепцию «триады качества», согласно кото­рой управление качеством состоит из трех ориентированных на каче­ство процессов:

1) планирования;

2) контроля;

3) улучшения.

В табл. 4.2 дана краткая характеристика процессов «триады качества».

Таблица 4.2 Содержание процессов «триады качества» Дж. Джурана

Процесс Краткая характеристика Конечный результат 1
Планирование качества Процесс подготовки к дости­жению поставленных целей в области качества Способность процесса отве- чать целям, поставленным в области качества, при действу­ющих условиях
Контроль качества Процесс достижения соответ­ствия поставленным целям в области качества в ходе вы­полнения операций Выполнение операций в соот­ветствии с планом качества
Улучшение качества Разрыв с предшествующим уровнем характеристик Выполнение операций на уров­не качества выше запланирован­ных характеристик

Основную роль Дж. Джуран отводил планированию качества. По его словам, качество не появляется случайно, оно должно планироваться.

Важнейший вклад Дж. Джурана в развитие теории и практики уп­равления качеством заключается в разработке модели системы каче­ства, получившей название «спираль качества». Она отображает про­цесс непрерывного формирования и улучшения качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, начиная с этапа обследования рынка до этапа послепродажного обслуживания. Данная модель пред­ставлена на рис. 4.5 [16].

Рис. 4.5. Спираль Дж. Джурана: 1 — обследование рынка и изучение эксплуатационных показателей качества продукции; 2 — составление проектных заданий на изготовление продукции улучшенного качества; 3 — проектно-конструкторские работы; 4 — составле­ние технических условий для процесса производства изделий; 5 — разработка технологии и подготовка производства; 6 — приобретение материалов, комп­лектующих изделий и деталей, технологического оборудования и инструмента; 7 — изготовление инструмента, приспособлений и контрольно-измерительных приборов; 8 — изготовление продукции; 9 — технический контроль процесса про­изводства; 10 — технический контроль готовой продукции; 11 — испытание продукции; 12 — сбыт; 13 — техническое обслуживание в период эксплуатации; 14 — обследование рынка и изучение эксплуатационных показателей качест­ва продукции; С — связь с поставщиками; Р — реклама и продажа; Н — наладка, техническое обслуживание при ремонте и пуске в эксплуатацию

Как показано на рис. 4.5, модель системы качества Дж. Джурана в отличие от ранее существовавших моделей не только охватывает все стадии жизненного цикла продукции, но и отражает процесс непре­рывного улучшения ее качества на каждом новом витке спирали.

Ярким представителем американской школы управления качеством является Ф. Кросби, в течение многих лет работавший вице-пре­зидентом и директором по качеству корпорации ITT (International Telephone and Telegraph) и отвечавший за качество ее продукции по всему миру. В 1979 г. Кросби опубликовал книгу «Quality is Free» («Ка­чество бесплатно»), которая стала бестселлером. Впоследствии вышли в свет и другие его книги, внесшие значительный вклад в развитие уп­равления качеством («Качество без слез», «Искусство выбора свое­го собственного светлого пути»). Суть философии Ф. Кросби отража­ют четыре абсолютных постулата [28]:

1) качество определяется как соответствие требованиям, поэтому требования к продукции должны быть четко установлены, что являет­ся обязанностью руководства предприятия;

2) качество достигается предупреждением, а не оценкой;

3) измерителем качества служит цена несоответствия (потери от несоответствия требованиям), а не какие-либо индексы. Кросби от­мечает, что на многих предприятиях от 15 до 20 % общего объема про­даж составляют затраты на качество, которые включают в первую оче­редь стоимость брака и переделок. В компаниях, где внедрена хорошо налаженная система управления качеством, затраты на эти цели со­ставляют в среднем 2,5 % объема продаж и включают затраты на обес­печение и мотивацию качества;

4) единственный приемлемый стандарт качества на предприятии — это отсутствие дефектов. Ф. Кросби разработал концепцию Zero De­fects, за которую получил награду от Министерства обороны США.

Подобно У.Э. Демингу Ф. Кросби разработал программу по улуч­шению качества, состоящую из 14 шагов [28]:

1) формирование команды по улучшению качества из представите­лей каждого подразделения;

2) создание предпосылок для решимости менеджеров улучшить ка­чество;

3) создание системы измерения качества во всей компании;

4) оценка затрат на качество;

5) создание в организации всеобщей озабоченности качеством;

6) инициирование корректирующих действий;

7) создание местного комитета по программе Zero Defects;

8) организация обучения руководителей и работников;

9) проведение дня Zero Defects для создания нового подхода;

10) формирование задач для работников, которые должны быть ре­шены за 30, 60 и 90 дней;

11) устранение причин ошибок следом за сбором информации;12) создание системы поощрения для тех, кто выполняет задачи и работает лучше других;

13) организация регулярных встреч членов совета качества, состо­ящего из специалистов по качеству;

14) повторение всего цикла.

Значительный вклад в развитие теории и практики управления ка­чеством внес американец А. Фейгенбаум, являющийся одним из ос­новоположников концепции всеобщего управлением качеством. Его идеи первоначальное распространение также получили в Японии. Это­му способствовало, во-первых, то, что, являясь одним из высших ру­ководителей General Electric, ответственным за качество, А. Фейген­баум имел частые контакты с такими компаниями, как Toshiba и Hitachi. Во-вторых, на японский язык были переведены его книга «Quality Control: Principles, Practice and Administration» («Контроль качества: принципы, практика и администрирование»), вышедшая в 1951 г., и статьи по всеобщему управлению качеством.

Модель системы качества, предлагаемая А. Фейгенбаумом, осно­вывается на контроле. Она представляет собой пирамиду, состоящую из последовательно осуществляемых на различных стадиях жизнен­ного цикла продукции определенных видов контроля [16]. Эта модель представлена на рис. 4.6.

Рис. 4.6. Пирамида А. Фейгенбаума:

1 — выбор методов контроля; 2 — оценка поставщика; 3 — разработка планов приемки материалов и оборудования; 4 — контроль измерительных приборов; 5 — оптимизация стоимости качества; 6 — организация системы обеспечения качества; 7 — испытание прототипов изделий, определение их надежности; 8 — исследование эффективности различных методов контроля; 9 — анализ стоимо­сти качества; 10 — разработка технологии контроля качества; 11 — обратная связь и контроль качества; 12 — разработка системы сбора информации о качестве; 13 — контроль новых проектов; 14 — входной контроль материалов; 15 — конт­роль производственных процессов и изделий; 16 — анализ производственных про­цессов; 17 — комплексный контроль качества






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных