ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фотография рабочего дня.Выполнила Кожанова Е.С. студентка 31 группы
Проверила Клюева О.А. к.психол.н., доц.
Тверь, 2011 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учеб. пособие. Самара. 2000; 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2001; 3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Уч.пособие. СПб.,2003; 4. http://www.efbr-invest.ru/Motivatsiya/Hronometraj.php; 5. http://www.forbant.com/; 6. http://www.superjob.ru/community/kadrovyj_uchet_deloproizvodstvo/16970/.
Введение Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Главные требования, предъявляемые научному психологическому наблюдению: наличие цели, организованность процесса наблюдения и регистрация получаемых данных. К этому нужно добавить требования полноты и адекватности фиксируемого материала изучаемым явлениям. Одним из видов наблюдения является хронометражное наблюдение (хронометраж). Хронометраж - это метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, многократно повторяющимися элементами операции. Хронометражные наблюдения позволяют выявить резервы связанные со временем выполнения оперативной работы. При помощи хронометража определяют только действия, входящие в состав оперативной работы, т.к. из всех видов производительной работы циклически повторяется только она. Хронометраж разделяют на индивидуальный и групповой (бригадный) в зависимости от численности наблюдаемых рабочих. С помощью индивидуального хронометража определяют затраты времени отдельными исполнителями, что позволяет изучить работу с максимальной степенью ее детализации. При групповом хронометраже один наблюдатель изучает работу группы рабочих, выполняющих одну производственную операцию. Его применяют для изучения состава группы и рационального распределения в ней работы между рабочими. Хронометражные наблюдения всех разновидностей осуществляют только методом непосредственных замеров времени. Хронометражные исследования позволяют изучить, прежде всего, оперативное время и потому при использовании хронометража для установления норм приходится пользоваться нормативными материалами и материалами фотографий рабочего дня. Еще одним методом наблюдения за рабочим временем, является фотография рабочего дня. Фотография рабочего времени (ФРВ) — это вид наблюдения, при котором измеряют все без исключения затраты времени исполнителя за определенный период работы. Фотографией рабочего дня называется изучение путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении полного рабочего дня или определенной его части (фотография рабочего времени). Существует два вида фотографирования рабочего дня: выполняемое самим исполнителем работ (самофотографирование) и выполняемое нормировщиком, мастером или технологом. Оба вида могут быть применены как к отдельным исполнителям работ, так и к их группам. При этом фотографирование рабочего дня одинаково применимо как к рабочим, так и к служащим, руководителям и специалистам. С точки зрения целевой установки фотографирование рабочего дня имеет несколько разновидностей: индивидуальное, бригадное, групповое, маршрутное, фотографирование рабочего дня многостаночников. Применение фотографии рабочего времени поможет улучшить организацию труда и повысить его производительность за счет эффективного использования всего фонда времени.
Методика. Цели и задачи. Хронометраж. Основной задачей хронометража является выявление факторов, влияющих на продолжительность каждого элемента исследуемой операции с целью проектирования ее рациональной структуры в целом и нормальной продолжительности отдельных ее элементов. Целями хронометража является: 1. установление норм времени и получение данных для разработки нормативов времени; 2. изучение и внедрение передовых приемов и методов труда; 3. проверка качества действующих норм; 4. выявление причин невыполнения или значительного перевыполнения норм отдельными работниками; 5. совершенствование организации трудового процесса на рабочем месте. Можно выделить основные этапы хронометража: 1. Подготовка к наблюдению - ознакомление с операцией и расчленение операции на отдельные элементы с помощью фиксажных точек. Фиксажная точка – это отчетливый внешний признак, воспринимаемый глазом или на слух, сигнализирующий о начале и конце того или иного элемента операции. Документально оформляются хронометражно-наблюдательной карты куда заносятся данные обо всех видах деятельности и затраты времени. 2. Непосредственно хронометраж На этом этапе осуществляется наблюдением и фиксация времени. 3. Обработка, анализ данных наблюдения - проверка длительности каждого элемента операции, проверка устойчивости хронометражных рядов, сравнение с действующими нормативами; определение с учетом передового опыта и внедренных мероприятий рационального состава операции, продолжительности ее элементов и операции в целом. Фотография рабочего дня. Основные цели проведения фотографии: 1. Выявление потерь рабочего времени, установление их причины и разработка мероприятий по совершенствованию организации труда за счет устранения потерь и не производственных затрат времени; 2. Получение данных для разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени на отдых и личные надобности, нормативов обслуживания; 3. Определение причин невыполнения норм рабочим, изучение лучшего опыта, определение возможности совмещения профессий и многостаночного обслуживания; 4. Получение исходных материалов с целью установления наиболее рациональной организации рабочих мест и их обслуживания. Можно выделить этапы проведения фотографии рабочего дня: 1) подготовка к наблюдению; 2) проведение самих наблюдений за выбранным объектом; 3) обработка и анализ данных наблюдения; 4) разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени и проектирование нормального баланса рабочего дня. Целью нашего исследования было ознакомление с методом наблюдения в анализе организации учебной деятельности и отдыха студентов. Задачами нашего исследования было: проанализировать собственную учебную деятельность, быт с целью более рационального использования времени; освоить методику хронометражного наблюдения и «Фотографию рабочего дня», научиться работать с хронокартами; зафиксировать полученные данные; составить графики, диаграммы, рассчитать коэффициент устойчивости; составить необходимые рекомендации по рациональной организации рабочего дня. Объектом исследования была студентка 3 курса, 31 группы факультета психологии и социальной работы. Предметом исследования был анализ организации учебной деятельности и отдыха студента. Для проведения исследования нами были изучены методики хронометражного наблюдения и фотографии рабочего дня. Исследование проводилось в течение недели. В первый день была составлена сплошная фотография рабочего дня, в протокол были подробно занесены все виды занятий и состояний, а также их чередование во времени (приложение). На основе анализа протокола были выделены категории поведения (приложение), которые необходимы для дальнейшего анализа. Далее в течение шести дней были заполнены хронокарты и построены диаграммы (приложение). В заключительном этапе работы были проанализированы полученные данные и выведены рекомендации по рациональной организации рабочего дня.
Приложение 1. Наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня. Дата: 4 октября 2011 года Начало наблюдения: 8:30 Окончание наблюдения: 00:15
Хронометражно-наблюдательная карта №1 (выделение категорий) Дата: 5 октября 2011 года
Хронометражно-наблюдательная карта №2
Дата: 5 октября 2011 года
Хронометражно-наблюдательная карта №3
Дата: 6 октября 2011 года
Хронометражно-наблюдательная карта №4
Дата: 7 октября 2011 года
Хронометражно-наблюдательная карта №5
Дата: 8 октября 2011 года
Хронометражно-наблюдательная карта №6
Дата: 10 октября 2011 года
Выводы Проведя анализ полученных данных, мы выделили следующие категории: · Гигиенические процедуры · Прием пищи · Сборы в университет, домой · Дорога (в университет, домой, магазин) · Учебная деятельность (занятия в университете) · Поход в магазин, кафе · Отдых · Работа по дому · Общение с друзьями и родителями · Учебная деятельность дома · Сон · Хобби (просмотр фильмов, телевизора, интернет)
Заключение Проведя наше исследование, мы выделили 12 категорий, проанализировали полученные данные, подсчитали коэффициент устойчивости. Можем обозначить следующие рекомендации испытуемому: · Полноценный сон (7-9 часов) в рабочие дни; · Чередование различных видов деятельности; · Необходимость в культурном просвещении; · Занятие спортом; · Коммуникация с друзьями и родными в рабочие дни; · Разумное посещение магазинов; · Выбирать путь, который будет занимать наименьшее время; · Полноценный отдых и восстановление после трудового дня; · Вести активный образ жизни; · Заниматься достаточно учебной и научной деятельностью; · Необходимо расширять круг интересов(хобби); · Выделять дополнительное время на учебную деятельность дома; · Необходимо вести здоровый образ жизни;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|