Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕСТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ




Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948).
В год 6457 (949).
В год 6458 (950).
В год 6459 (951).
В год 6460 (952).
В год 6461 (953).
В год 6462 (954).

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956).
В год 6465 (957).
В год 6466 (958).
В год 6467 (959).
В год 6468 (960).
В год 6469 (961).
В год 6470 (962).
В год 6471 (963).

Комментарии

Комментарии приводятся по сборнику "За землю Русскую!" (М.Сов.Россия,1981), С.М.Соловьев История России с древнейших времен и др.

земля Венгерская - Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в.

... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.

поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра;
древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти;
дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной;
полочане - восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины;
славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень;

к Царьграду - Константинополь, столица Византийской империи;

Болгары - имеется в виду Волжская Булгария;

Корсунь - Херсонес;
Андрей - апостол Андрей Первозванный.

[ Автор ПВЛ счел нужным описать путешествие апостола Андрея Первозванного по пути "из варяг в грекы" и установку крестов в Новгороде и на Киевских горах. Следовательно, крещение Руси произошло не в 988 году, а задолго до него и не каким-то добровольным крестителем, а самим первым апостолом учеником живого Бога Иисуса Христа. Удивляться тут нечему: в то время наш регион представлял из себя окраину Римско-Персидского мира, за преобладающие влияние в котором мировые державы того времени боролись с переменным успехом. ПВЛ содержит рассказ о Вадиме-новгородце, возмутившем сограждан против призванного князя Рюрика. Даже в настоящее время многие искренне считают имя ВАДИМ русским, или славянским, В святках по этому поводу однозначно сказано — перс.
Примечание Д.Зенина ].

... на горе, где ныне подъем Боричев - Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом, расположенным под горой;

... Щековица... Хоревица - два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.

Киев - первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях под 860 г.;

... стал род их держать княжение - см. Происхождение названия "князь";

белые угры - хазары;

... при царе Ираклии - Византийский император Ираклий (610-641) вел частые войны с иранским царем Хосровом II Парвизом (591-628);

обры - авары;

Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;

... братьев этих - т.е. Кия, Щека и Хорива;

... при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея - Моисей, библейский иудейский пророк, выведший свой народ из египетского плена. Согласно Библии Моисей еще ребенком, играя, свалил с головы фараона царский венец. Жрец предсказал, что Моисей погубит Египет;

В год 6360 (852) - Летоисчисление в средневековой Руси велось от мифического "сотворения мира", дата которого устанавливалась Библией: согласно последней Иисус Христос родился в 5508 году от "начала мира". Это летоисчисление через посредство греков и болгар получило распространение и стало общеупотребительным на Руси с конца X века по 1700 год. Здесь и далее в скобках приводится дата по современному летоисчислению;

Индикт - порядковое число данного года в пределах текущего пятнадцатилетия, согласно византийскому счету времени, принятому на Руси с конца X века. Календарный год начинался с 1 сентября или с 1 марта;

Михаил - византийский император Михаил III (852-867);

Константин - римский император Константин I Великий Флавий (306-337), основатель г.Константинополя;

И избрались трое братьев

Василий - византийский император Василий I (867-886);

взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев:
Варяги - норманны, жители Скандинавии, находившиеся на русской военной службе по договору ("вар" - договор);
Чудь (эсты) - народ финно-угорской группы, живущий на территории Эстонии;
Кривичи - восточнославянской племя, жившее по Западной Двине;
Меря (меряне) - народ финно-угорской группы, живший у озер Неро и Клещина и в Волго-Окском междуречье;
Радимичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Радима, жившие по р.Сожу, левому притоку Днепра;
Вятичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Вятка, жившие по рекам Оке и Десне;
Хорваты белые (т.е. некрещеные) - восточнославянской племя, жившее в предгорьях Татр и Карпат;
Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;
Тиверцы - восточнославянской племя, жившее по Западному Бугу и Днестру;

"Великая Скифь" - Великая Скуфь или Великая Скифия - собирательное название народов Восточноевропейской равнины, бывшее в ходу у византийцев;

Суд - залив Золотой Рог, отделяющий Константинополь от его предместья Галаты;

святой Дмитрий - Дмитрий Солунский, христианский мученик (ум. в 306г.), наиболее почитаемый у византийцев и славян святой-воин, покровитель г.Солуня;

гривна - серебряный слиток определенного веса (51-68 граммов), имевший хождение в денежном обращении Киевской Руси. Новгородская гривна весила больше - 204 грамма;

Цари же Леон и Александр - византийский император Лев VI (886-911) и его брат Александр (император 911-913);

... слывет могилой Олеговой - в XII веке в Киеве еще показывали на горе Щековице "могилу Олега". Легенда о смерти Олега напоминает рассказ одной византийской хроники о смерти императора Михаила III от своего коня.

царь Роман - Роман I Лакапин (?-948), византийский император;

страну Вифинскую - Вифиния, область Малой Азии, примыкающая к Мраморному морю;

по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили:
Понт - море, в данном случае Черное море;
Ираклия - Гераклея, город в Малой Азии, на южном берегу Черного моря, основанный в VI веке до н.э.;
Пафлагония - область на северо-востоке Малой Азии;
Никомидия - область на северо-западе Малой Азии, примыкающая к проливу Босфор;

Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами:
Панфир, Варда Фока, Федор - византийские военачальники;
Деместик - страж, охранявший византийского императора;
Патриций - знатный муж Византийской империи;
Стратилат - воин;
Фракийцы - народ индо-европейской группы, живший в древности на Балканском полуострове и на северо-западе Малой Азии, позднее участвовал в этногенезе болгарского и румынского народов;

... и стал трубами пускать огонь - во время морского боя византийцы применяли так называемый "греческий огонь": через медные трубы, установленные на борту корабля, выбрасывалась горящая смесь на неприятельские корабли и поджигала их. В состав этой смеси входила нефть, масла, жженая известь, селитра, уголь, смола, сера;

корсунцы - жители Херсонеса;

... Роману - Роман I Лакапин, византийский император (919-944);

... убили Игоря - Византиец Лев Диакон говорит, что древляне, привязав Игоря к двум деревьям, разорвали его;

Вышгород - город на правом берегу Днепра, в 15 км севернее Киева, основанный в VIII-IX вв., впервые упоминается в летописи под 946 год (в данном месте);

Отправилась Ольга в Греческую землю - С.М.Соловьев (см. том 1 глава 6) на основании других источников относит это событие к 957 году;

Константин - византийский император Константин VII Романович Багрянородный (905-959+);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных