ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теории происхождения морали. Концепция добра и зла.теорий происхождения морали: 1) религиозная (мораль дается человеку от бога); 2) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально, заложена в нем самой природой); 3) социологизаторская (мораль возникла в связи с социально-историческими условиями и потребностями общества); 4) культурологическая (мораль возникла в связи с социально-культурными условиями). Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности. Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. Таким образом, категории чести и достоинства практически совпадают по содержанию, но различаются по форме. Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самим сотрудником высокой социальной ценности, необходимости и важности самоотверженного выполнения своего долга. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Функции морали. функции морали: 1) регулятивная (регулирует поведение людей); 2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей и позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения) 3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результате практического освоения); 4) воспитательная; 5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.); 6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации); 7) коммуникативная (мораль является средством передачи информации о ценностях жизни, является формой нравственных контактов людей). Перечисленные функции морали играют важную роль и в юридической этике. Мораль в юридической этике выступает, главным образом, дополнительной гарантией четкого, точного и неукоснительного выполнения правовых норм. Она также оказывает непосредственное воздействие на формирование позитивных профессиональных качеств и установок у различных категорий юристов (дознавателей, следователей, прокуроров, судей и т.д.). Необходимо отметить, что средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, в том числе и юристов, как определенная побудительная сила, являются этические категории и принципы. Они пронизывают всю жизнь людей, даже тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Этические категории и принципы определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
5. Мораль и право: грани взаимодействия. Мораль и право - два самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при регулировании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность. Мораль и право представляют собой сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают, но регулирование осуществляется специфичными для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем. Общее в правовой и моральной системах определяется не только входящими в них общественными отношениями, но и характером взаимодействия внутренних структурных элементов этих систем, прямыми и обратными связями между отношениями, сознанием, нормами, диалектикой взаимопереходов одних элементов в другие. Общественные отношения и соответствующие формы сознания синтезируются в устойчивых формах взаимодействия людей - правовых и нравственных. Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение -воздействие на поведение людей. Кроме того, они являются фиксацией сущего и формируют на его основе должное. Моральные нормы, оценивающие, отношения с позиции добра, зла, совести, долга, честности, способны нравственно интерпретировать и регулировать все общественные отношения, в том числе и правовые. Моральные нормы проникают в самые различные общественные отношения также и потому, что представляют собой универсальные критерии оценки. Правовые отношения воздействие норм морали «ощущают» всегда. Право является моральным по своей аксиологической характеристике. Практически не существуют регулируемые правом социальные связи, которые в конечном счете не подлежали бы моральным оценкам и, следовательно, моральному регулированию. В правовой системе можно встретить нормы, правила, не несущие этической нагрузки. Например, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания или порядок нотариального удостоверения документов не затрагивают каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил преследует цель упорядочить общественные отношения, внести четкость и определенность во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали. Таким образом, мораль - это ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. Под влиянием морального фактора право обогащается: расширяется его нравственная основа, усиливается моральная обоснованность правовых предписаний, повышается авторитет. Сегодня получает распространение точка зрения о возможности и допустимости «неморального» права, о несоответствии правовых норм требованиям морали (допустимость абортов, смертной казни и т.п.). На это необходимо возразить, что правовая норма всегда выражает, опосредует общественную ценность, и в связи с этим находится в моральной сфере действия. Даже «непопулярные законы» при соответствующем уровне правосознания находят у населения «моральное оправдание» и по своему содержанию могут быть «вненравственными», но никак не «безнравственными». Безнравственный закон отторгается обществом и либо переходит в категорию «мертвых законов», либо под его действием общество разрушается (геноцид). Право не призвано внедрять нравственные идеалы, передовую мораль, но должно выражать элементарные общепризнанные, общечеловеческие моральные начала, воплощать и актуализировать такую ценность, как справедливость, быть носительницей человеческого начала - нравственно-правовых требований свободы юности, должно быть направлено на обеспечение нравственных целей функционирования и развития общества. Нравственные начала все больше проникают в ткань правовой материи, усиливая моральную обоснованность правовых предписаний, и, с другой стороны, право проникает в толщу нравственной жизни общества. Правовые требования не только получают моральное обоснование, но и, в свою очередь, сами обогащают мораль новыми представлениями. Правовые нормы играют большое значение для восприятия и более глубокого осмысления идеалов морали, развития ее принципов, для совершенствования реализации нравственных нор.1 и, в целом, для повышения эффективности нравственного регулирования. Роль права в отношении нравственности можно определить следующим образом: 1) правовые средства используются для поощрения такого поведения людей, которое соответствует требование нравственности; 2) правовые средства способствуют более глубокому и правильному усвоению людьми смысла и содержания нравственных целей общества; 3) право является средством охраны нравственных ценностей; 4) право служит целям искоренения пережитков прошлого, предотвращения поступков и действий, противоречащих принципам и идеалам нравственности. Целесообразно определить основные нравственные функции права, на реализацию которых должна быть направлена каждая правовая норма.Это: 1) нравственно-информационная (право закрепляет в системе норм все нравственные ценности общества); 2) нравственно-защитная (право охраняет все нравственные ценности общества, в том числе права и свободы граждан, их общественные формирования); 3) нравственно-стимулирующая (право указывает на пути, средства совершенствования нравственных ценностей и качеств). Таким образом, право также воздействует на общественную мораль, нравственность и способствует более глубокому их укреплению в обществе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|