Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение отношения цен и положение бюджетной линии




Теперь рассмотрим, как изменится положение бюджетное линии, если изменится отношение цен товаров при неизменном денежном доходе. Предположим, что цена товара X снизилась при прежнем уровне цены товара Y. В этом случае уменьшится наклон бюджетной линии, определяемый соотношением цен товаров X и Y. Вырастет реальный доход, выраженный в единицах товара X, тогда как реальный доход, выраженный в единицах товара Y, останется прежним. Вернемся к нашему примеру. Пусть цена яблок снизится до 20 р. (при доходе 240 р.). Тогда уравнение бюджетной линии примет вид: Y= 8 — -тХ. Бюджетная линия АВ займет положение АВ'. По мере снижения цены на яблоки, бюджетная линия будет становиться все более пологой. Таким образом, снижение цены на яблоки приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с вертикальной осью (рис. 5-12). Наоборот, увеличение цены яблок приведет к повороту бюджетной линии по часовой стрелке вокруг той же точки. Так, при увеличении цены яблок до 30 р., уравнение бюджетной линии примет вид Y = 8 — X и бюджетная линия АВ займет положение АВ"'.

Рис. 10. Влияние изменения цен на положение бюджетной линии

 

Положение потребительского равновесия.Анализируя кривые безразличия, мы рассмотрели желания потребителя, придя к выводу, что для него предпочтительнее находиться на более высокой из них. Рассматривая бюджетные линии, мы установили возможности потребителя, определив, что для него предпочтительнее находиться на более высокой бюджетной линии. В условиях ограниченного дохода потребитель вынужден

удовлетворять те желания, которые не выходят за пределы его бюджетных возможностей, но вместе с тем он сделает оптимальный выбор только в том случае, если ему удастся в максимальной степени удовлетворить потребности в рамках своих возможностей, т. е. добиться максимизации общей полезности потребляемого набора благ.

Чтобы установить, каким образом потребитель может достигнуть такого положения, следует совместить анализ желаний с анализом возможностей. Для этого нанесем на карту безразличия бюджетную линию. Определяя положение точки оптимального выбора на этой карте, прежде всего укажем, что она должна находиться на бюджетной линии, так как только в этом случае доход будет израсходован полностью. За пределы бюджетного ограничения потребителю не позволяют выйти размеры его дохода. Однако нахождение на бюджетной линии является необходимым, но недостаточным условием оптимального выбора потребителя, так как разные точки на этой линии характеризуют различную структуру удовлетворяемых потребностей. Между тем только в одной точке поведение потребителя оказывается оптимальным, максимизирующим общую полезность набора благ. Каким образом найти ЭТА точку? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос обратимся к рис.11.

Пусть потребитель первоначально находится в точке В. Его путь по бюджетной линии вверх будет проходить через множество «перекрестков» данной линии с кривыми безразличия. В целях упрощения обозначим на рисунке только четыре из них — С, D, F, Н. Свернуть с бюджетной линии потребитель не может. Как было указано выше, нахождение на бюджетной линии — необходимое условие потребительского равновесия. Пойдя направо, потребитель выйдет за пределы своих бюджетных возможностей, пойдя налево — не израсходует полностью свой доход. В какой точке он должен остановиться? В точке H? Ни в коем случае, так как он окажется на кривой безразличия i1, нижней из представленных на рисунке. Положение в точке F окажется предпочтительнее, чем в точке Н, так как она расположена на более высокой кривой безразличия i2 и общая полезность набора благ окажется более высокой. Но и эта кривая не является самой высокой. Нашему индивиду следует двигаться дальше. На его пути оказывается точка Е, находящаяся на кривой безразличия i3. Если он продолжит свой путь, то окажется уже на более низкой кривой безразличия, что ухудшит его потребительское положение. Следовательно, ему следует остановиться в точке. Тем самым он очутится в положении равновесия, любой шаг в ту или иную сторону только ухудшит его положение. Если проследим путь потребителя из точки А тип по бюджетной линии, то придем к тому же результату. В нашем примере оптимальный выбор состоит в потреблении набора. состоящего из 4 кг апельсинов и 5 кг яблок. Приобретая такой набор, индивид расходует свой доход 240 р. полностью и максимизирует полезность потребляемого набора благ.

Рис. 11. Потребительское равновесие

Как видно из рис. 11, точка Е — это точка касания бюджетной линии и одной из кривых безразличия.

Равновесие потребителя– состояние потребителя, при котором он покупает товары и услуги при данных ценах и денежном доходе в таких объемах, что достигает максимальной общей полезности и расходует при этом весь доход.

У потребителя отсутствуют стимулы к изменению своего положения. В точке равновесия наклон бюджетной линии совпадает с наклоном кривой безразличия. Поскольку наклон кривой безразличия равен — MRSX,Y, а наклон бюджетной линии равен

, то условие потребительского равновесия означает, что (2)

 

Левая часть равенства (2) показывает, в какой пропорции потребитель желает заменить один товар другим, правая часть – в какой пропорции он может это сделать. Эта возможность определяется соотношением цен товаров

 

 

Эффект замещения и эффект дохода.

 

 

Как было нами ранее установлено, одним из главных факторов потребительского выбора является полезность того или иного товара. Однако полезность - понятие индивидуальное. Даже если выбранный продукт полезен для потребителя, есть обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Поэтому существуют концепции альтернативные теории полезности. Такой подход не связан непосредственно с предельной полезностью и измерением полезности. Предлагается объяснение закона спроса, основанное на концепциях эффектов замещения и эффектов дохода. На анализе зависимости спроса от цены товара, цен на другие товары и дохода мы и остановимся.

"Нисходящий" характер кривой спроса, как мы знаем, отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий. Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров.

Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности на графике (Рис. 7.6.).

Первоначальная бюджетная линия обозначена RS. Потребитель максимизирует полезность за счет выбора "потребительской корзины" (одежда и продукты питания) в точке А, достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1.

При снижении цены бюджетная линия проходит по линии RT. Теперь в точке В на кривой U2 потребитель выбирает свой набор. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF1 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF2, т.е. увеличение объема покупок продуктов питания представлено отрезком F1F2. На этом фоне заметно снижение покупок одежды от C1 до C2. Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии параллельно новой бюджетной линии RT, которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия. При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке С и, следовательно, потребляет OE единиц продовольствия. Отрезок линии FE представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.

 

 

Теперь рассмотрим изменение потребления продовольствия, вызванное ростом доходов при изменении цены. Предположим, что цены на продукты питания снова уменьшились, а цены на все остальные товары и услуги остались неизменными. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.

Если вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OE до OF2 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается тем, что пунктирная бюджетная линия, проходящая через точку С, смещается к бюджетной линии RT. Потребитель приобретает теперь набор товаров В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.

Для некоторых товаров эффект дохода теоретически может быть достаточно высоким, чтобы вызвать подъем кривой спроса. Чтобы это произошло, на потребление товара, о котором идет речь, должна приходиться значительная часть бюджета потребителя. Допустим, первоначально потребитель покупает относительно немного одежды и много продовольствия. Затем цена продуктов питания снижается. Это высвобождает достаточную часть дохода на приобретение большего количества одежды и питания. Кривая спроса приобретает "восходящий" вид, положительный наклон. Такой товар был назван товаром Гиффина (Роберт Гиффин - английский экономист, выявил, снижение потребления низкосортных товаров (типа картофеля) с уменьшением их цены). Эффект Гиффина встречается весьма редко, потому для большинства товаров кривая спроса имеет "падающий" характер.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных