Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;НЕДЕЛАНИЕ". ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА. МЕТОДЫ




Не может быть никакого безмолвия ума до тех пор,
пока существует тот, кто его ищет.Безмолвие
спокойного ума есть только тогда, когда нет
ищущего, когда нет никакого желания....

Путь к высшему не лежит через волю, через
желание. Высшее может проявляться только
тогда, когда тот, кто создает усилие, отсутствует.

Джидду Кришнамурти.

 

Отталкиваясь от толтекского знания, мы приходим к выводу, особенно близкому и понятному тем психологам, что занимаются восприятием. Мы узнаем, что воспринимаем не реальный, а определенным образом "сделанный мир". Собственно, для того, чтобы подчеркнуть этот тезис, и преподносится знаменитая истинная пара - тональ и нагуаль. Причем, как ни странно, именно концепция тоналя должна интересовать практика в гораздо большей степени.

Тональ - это наш главный строитель мира, тот, кто возводит стены и изолирует нас от нагуаля, так как печется о нашей безопасности. Он, определяет, сколько нам нужно энергии и на что ее необходимо потратить. Его "щиты" - самая надежная консервная банка на свете.

Поскольку тональ владеет всеми нашими психическими процессами, мы всегда в его власти. Он распоряжается не только выбором диапазона восприятия и интерпретацией воспринимаемого, он заведует нашей памятью (вытесняя из нее "ненужное" или продуцируя "ложные воспоминания", если это необходимо для поддержания гомеостазиса), он руководит нашим вниманием, поскольку поставляет ему мотивы и ценности. Иными словами, тональ непрерывно занимается деланием. Можно вслед за Кришнамурти сказать: "Он тот, кто создает усилия". Причем не только явные усилия, которые мы традиционно связываем с "силой воли", но и усилия бессознательные, неприметные, однако существующие каждое мгновение. Тональ прилагает усилие, чтобы адаптировать внешнюю Реальность к совокупности перцептивных шаблонов (паттернов), удерживающих нашу точку сборки в привычном человеческом состоянии.

Я не стану разбирать все механизмы тонального делания, с которым мы сталкиваемся ежеминутно. В конце концов, это ведь не монография по психологии восприятия. Однако важно понять главные моменты в этой громоздкой психической машине. Что превращает делание в непрерывный и неконтролируемый процесс, намертво фиксирующий точку сборки?

1) импринты как нейрофизиологического, так и психологического характера;

2) инстинкты и рефлексы; мгновенно срабатывающие автоматизмы, осознание которых всегда запаздывает, а потому может лишь пассивно наблюдать за их активностью;

3) привычки;

4) внутренний диалог.

Последний пункт особенно интересен. Он возник относительно недавно вместе с появлением речи и мышления и ведет себя как привычка, т. е. поддается модификации, коррекции, иным видам произвольного воздействия. При этом внутренний диалог - безусловная опора нашего разума, нашей речи и фундамент всей воспринимаемой картины мира. В момент полной остановки внутреннего диалога лишь инерция психического аппарата (она длится всего несколько секунд) заставляет нас воспринимать то же, что и всегда. После чего рамки воспринимаемого непредсказуемым образом расширяются в результате 1) сильного расширения светимости вокруг точки сборки, 2) перемещений точки сборки в области, ранее не доступные осознанию.

Но не будем забегать вперед. Обратимся к тому положению, которое уже повторялось неоднократно (его можно найти и в книгах Кастанеды), - "большая часть толтекских психотехник является видами неделания". А поскольку внутренний диалог обеспечивает основную массу тональных функций, остановка внутреннего диалога становится важнейшим, почти универсальным инструментом "приручения" тоналя.

Не-делая избранную перцептивную область, вы получаете шанс сместить точку сборки и "собрать" мир в новой позиции. Начиная с самого простого и легкого. Например, глубокая релаксация с полной потерей ощущения собственного тела есть не-делание тела.

Подобные не-делания часто встречаются в различных оккультно-мистических дисциплинах - просто их адептам никогда не приходило в голову, что они именно "не-делают". В йоге, скажем, самая банальная тратака (пристальное созерцание точки) может рассматриваться как не-делание зрения. Поскольку в нормальном состоянии человек никогда не разглядывает полчаса неподвижную точку не отрывая от нее глаз. Это - нарушение стереотипа как для внимания, так и для восприятия. Игры с размерами объектов и тенями - это уже чисто толтекские приемы.

Однако ни один из методов не-делания не работает на фоне активного внутреннего диалога. Он всегда имеет возможность компенсировать необычные ситуации восприятия, либо предложив иллюзорное "узнавание", либо занимаясь ментальным комментированием. Поэтому основное внимание в этой главе мы уделим именно остановке внутреннего диалога (ОВД).

Прежде чем погрузиться в изучение этого феномена и практических способов работы с ним, коротко рассмотрим предыдущие пункты: импринты, инстинкты и рефлексы.

Наиболее сложная тема - импринты. Это те психические "следы", имеющие психофизиологическую основу, которые присущи человеку с момента рождения. Они могут быть наследственными, а могут быть совокупностью впечатлений от пребывания в лоне матери и от родовой травмы. Проблема заключается в том, что импринты связаны с настолько глубинными слоями бессознательной психической активности, что произвольное внимание не может их не то что контролировать, оно не в состоянии их даже зафиксировать. Можно сказать, что это фундамент "человеческой формы".

Если верить толтекской дисциплине, то нет таких фактов осознания, которые не были бы извлечены на поверхность в процессе трансформации энергетического тела. Но это, я думаю, последний рубеж.

Что же касается инстинктов и рефлексов, то все они в значительной мере утрачивают свою императивность и автоматичность благодаря сталкингу и перепросмотру. И тут часто встречается весьма любопытный феномен - пробуждение более древних инстинктов, не имеющих никакого отношения к тоналю. Ваше тело словно приобретает самостоятельность. С ним не нужно бороться. Тело "вспоминает", как наши предки обходились без тоналя, и реагирует на внешнюю энергетическую обстановку или на изменение условий энергообмена наиболее эффективным образом. Звериная интуиция и чувствительность, которую мы почти полностью утратили, вдруг проявляет себя и поначалу может даже испугать. Ведь мы настолько привыкли отождествлять себя с собственным тоналем, что любая самостоятельность "тела" воспринимается чуть ли не как вторжение чуждой воли. Я знаю это по собственному опыту и до сих пор помню, как я был поражен тем, что во время очередной прогулки мое тело без всякого участия со стороны моего осознания развернулось и поспешно отправилось в противоположную сторону.

А рефлексы, которые являются результатом научения в мире тоналя, просто постепенно "растворяются". Здесь медленным, но идеальным "растворителем" является безупречность, основа которой отрицает социальность вообще и постепенно освобождает от всех видов социального гипноза.

Что же такое внутренний диалог? Придется напомнить, что здесь не имеется в виду "внутренняя речь", или "внутренняя болтовня" (это лишь продукты внутреннего диалога). Мы говорим о коммуникации двух неосознанно противопоставленных в психическом пространстве объектов: чистого сенсорного сигнала (внешнего или внутреннего) и перцептивного механизма с его смыслопорождением и оценочностью.

Внутренний диалог порождает довольно громоздкое здание ментальной активности, состоящее из нескольких этажей или уровней. Все эти уровни тесно связаны с самим внутренним диалогом, совмещены с ним, поддерживаемы им и, в свою очередь, поддерживают его - вот почему порой так трудно разобраться, что же такое подлинное "безмолвие ума" или полноценная остановка внутреннего диалога.

Различные духовные искатели понимали это явление по-разному. Более того, исходя из своих представлений они делали различные выводы о цели подобной практики и ее длительности.

Скажем, широко распространено заблуждение, будто "безмолвие" может быть достигнуто навсегда. Мирра Ришар ("Мать"), сподвижница Шри Ауробиндо, например, писала:

"Разум должен научиться безмолвию - как оставаться спокойным, внимательным, молчаливым. Если вы попытаетесь просто заставить замолчать ваш ум, это окажется трудным делом, почти невозможным, так как материальный компонент разума никогда не прекращает своей деятельности. Он работает безостановочно, как магнитофон, который повторяет запись, пока его не выключат. С другой стороны, если вы научились переключать свое сознание в высшие сферы, подниматься над повседневным разумом, то засиявший Свет успокоит разум, он перестанет возбуждаться, и достигнутое таким образом безмолвие ментала будет постоянным. Раз войдя в эти сферы, вы можете оставаться там всегда - внешний разум будет постоянно спокоен". (Мать, т. 4. Вопросы и ответы, 1950 - 1 гг., с. 182.)

Конечно, то, о чем здесь написано, не является остановкой внутреннего диалога. Это лишь остановка ментального комментирования. Такое "комментирование" закрепляет результаты внутреннего диалога его постоянное разделение воспринимаемого поля на "я" и "не-я", на объекты, качества. Кроме того, "комментирование" создает дополнительные трудности тем, что занимается пространственным, а еще чаще - временным моделированием. "Комментатор" думает о прошлом, и о будущем, о близком и далеком, то сливаясь с внутренним диалогом, то "отстраняясь" от него.

Обратите внимание на то, каким образом Мирра Ришар советует своим ученикам заставить "комментатора" умолкнуть. Я назвал бы это методом "третьей точки" - по сути, модификация метода "свидетель".

Дело в том, что болтовня "комментатора" не может расти из самой, себя. Комментатор постоянно нуждается в опоре, в материале (сенсорном или интеллектуальном, неважно), идущем от "Я" или от внешнего поля. Рекомендуемый Миррой Ришар метод сводится к проецированию себя в некую "третью точку", равноудаленную как от привычного "Я", так и от импульсов внешней среды. Традиция Интегральной Йоги" размещает эту точку над макушкой головы, другие школы могут "отправлять" внимание, например, в область затылка или за спину - суть, метода не меняется.

Необходимо заметить, что разрушение целостного ментального здания с помощью устранения "комментатора", безусловно, затрудняет внутренний диалог, как и всякое устранение психического автоматизма. Тональ находит это положение неудовлетворительным и вынуждает точку сборки перейти в "плавающий" режим. Таким образом, и здесь мы имеем дело со снижением фиксации точки сборки, стремящейся восстановить привычную целостность тонального восприятия.

Побочным эффектом этого состояния, как уже многократно говорилось, становится расширение свечения осознания вокруг точки сборки. В зону возбужденных внутренних эманаций попадает больше материала извне, что может привести к вспышкам экстрасенсорных восприятий, необычным видениям, расширению способности к энергообмену, повышению чувствительности. Все эти феномены как бы подтверждают ценность данной йогической школы или оккультной дисциплины и внушают искателю надежды на достижение окончательной Реализации.

Особенно тщательно разрабатывали технику достижения "внутреннего безмолвия" дзэн-буддисты. При этом они последовательно и упорно изучали психофизиологию внимания и сделали ряд важных открытий, которые могут быть использованы и в толтекской дисциплине.

Скажем, известное с древнейших времен положение в йоге, будто остановка дыхания способствует остановке мышления. С дутой стороны, даосские способы "успокоить ум" при помощи концентрации внимания на даньтяне, некой области в брюшной полости (ниже пупка), мысленный "перенос центра тяжести" в эту область. Та и другая техника активно использовалась в дзэн-буддизме. Вот, например, описание "одноминутного дзадзэна" у Сэкида Кацуки:

"Широко раскрыв глаза, посмотрите, скажем на угол здания за окном или на какую-нибудь точку на холме, или даже на картинку на стене. Смотрите на одну часть предмета, не позволяйте глазам двигаться. В это же самое время остановите или почти остановите дыхание и, сосредоточив внимание на одном этом пункте, постарайтесь помешать мыслям всплывать в уме. Вы сможете почувствовать начало некоторого мыслеподобного действия, которое как бы шевелится в вашем уме, но и его также можно взять под контроль. Повторная практика даст вам способность помешать появлению даже самой незначительной тени мысли. Это подавление мыслительной деятельности можно поддерживать столько времени, сколько будет остановлено или почти остановлено дыхание. Верно, что ваши глаза при этом отражают образы внешних объектов, однако "восприятия" не произойдет. Не появится никаких мыслей о холме, никаких идей о здании или картине, никакого умственного процесса, связанного с предметами внутри или вне вас и вашего Ума. Глаза будут просто отражать образы внешних предметов, объектов, как их отражает зеркало" (С. Кацуки. Практика Дзен).

Эта техника уже на целый шаг приближает нас к остановке внутреннего диалога, хотя все еще ею не является. С помощью этого метода мы можем заставить отключиться ощутимую часть тоналя. В чем секрет?

Задержка дыхания автоматически вызывает фиксацию внимая на диафрагме и прилегающих к ней областях, а фиксация взгляда нарушает работу центра, ищущего визуальную информацию. Казалось бы ну и что? Однако это не что иное, как имитация того типа перцептивного поведения и распределения внимания, что характерен для рептилий - существ, вообще не имеющих тоналя.

Точка сборки у рептилий расположена ниже, чем у человека и высших млекопитающих. Она гораздо ближе к брюшной полости, и это естественно - нервная система рептилий не настолько развита, чтоб проецировать сборку восприятия в район черепа. Только человек близкие к нему по организации ЦНС существа обладают высоко "поднятой" точкой сборки, поскольку их внимание то и дело привлекает повышенной активностью головного мозга.

Концентрируя внимание на области диафрагмы и манипулируя собственным дыханием, мы заставляем точку сборки немного "опуститься" по той траектории, что соединяет ее с "просветом" в центре пупа. При этом эффективной может оказаться не только задержка дыхания, но и просто поддерживание стабильного ритма дыхательных циклов, поскольку ритмическое дыхание - характерная особенно существ с низким уровнем нервной и перцептивной организации,

Если метод "третьей точки" заставляет умолкнуть лишь " комментатора " (а это самый верхний уровень ментального здания, выросшего внутреннего диалога), то данный метод (условно назовем его "низкий") снимает еще и всю область референции (оценочности), кроме того, основательно затрудняя смыслопорождение (т. е. обращение тона к собственному инвентаризационному списку). На этом уровне час возникают перцептивные иллюзии, ложные узнавания, мир то и де демонстрирует, с одной стороны, высокую "яркость" впечатлений, другой - столь же высокую степень условности истолкования этих впечатлений.

Таким образом мы достигаем "стартовой площадки" для подлинной остановки внутреннего диалога. Собственно "остановку" осуществляет намерение, описанное упражнение создает лишь благоприятные условия для его реализации. Формирование намерения остановить внутренний диалог осуществляется заблаговременно и в процессе непосредственного выполнения техники. Собственно говоря, это намерение должно сопровождать толтека непрерывно, и в первую очередь тех, кто относит себя к сновидящим.

Полная остановка внутреннего диалога длится недолго - от нескольких секунд до одной-двух минут. Чтобы прийти к этому состоянию, иногда надо готовить себя с помощью той или иной техники часами. В этот момент точка сборки полностью теряет фиксацию и может сместиться почти что в любое положение.

Я не зря сделал оговорку "почти что", так как специфика используемой для достижения остановки внутреннего диалога техники оказывает определенное влияние на траекторию смещения ТС.

Так, описанный "нижний" способ, безусловно, будет способствовать новой фиксации в той зоне, где собирается восприятие животных и некоторых неорганических существ. Здесь легче формируется тело сновидения, чаще происходит сновидение-наяву и близко расположены некоторые миры второго внимания. Но у этого положения есть и серьезные недостатки - плотная энергия и низкий контроль. Несмотря на мощные энергопотоки, участвующие во втором внимании, вы довольно уязвимы, поскольку активно пользуетесь запасами тела через увеличенный и слишком активный "просвет".

Поэтому, на мой взгляд, дон Хуан предложил Кастанеде иной способ достичь остановки внутреннего диалога - знаменитую "ходьбу Силы". Условно назовем этот метод "верхним".

Если "нижний" метод имитировал психоэнергетическое состояние рептилии или земноводного, то "верхний", судя по всему, имитирует "союзника". Ибо те неорганические существа, что производят впечатление разумных и обладающих осознанным намерением, как правило, имеют точку сборки в районе вершины кокона (подробнее см. гл. 8.).

Уверен, все помнят суть техники. Расфокусированное визуальное внимание, равномерно распространенное на все зрительное поле непривычным образом сложенные пальцы рук - и вы гуляете таким образом, пока не надоест. То есть пока ваш тональ не прекратит интерпретировать воспринимаемое и внутренний диалог не утихнет.

Этот, "верхний" способ важен тем, что, привязывая ваше произвольное внимание к глазам, которые все видят и одновременно толком не видят ничего, вынуждает точку сборку слегка "подниматься" вверх по той траектории, которая характерна для выхода "дубля".

Странно, но руки (особенно пальцы) - в смысле внимания также ближе всего расположены к голове. Ниже я еще скажу об особой рол этого треугольника, оформленного произвольным вниманием, - "глаза - правая ладонь - левая ладонь". Пока же достаточно напомнить, что в процессе биологической эволюции энергетическая форма человека приобрела такой вид (с точкой сборки, расположенной за правой лопаткой) в результате непрерывного взаимодействия глаз (головы) и рук.

Если вы практикуете ходьбу Силы, ваша точка сборки медленно но неуклонно ползет вверх. Поскольку "верхний способ" имитирует организацию "союзника", имеющего упорядоченное осознание, но при этом полностью контролирующего внутренний диалог, имеет смысл также активизировать область, которую можно назвать "лоно внимания".

"Лоно внимания" расположено в голове, чуть ближе к затылку" Фиксация на этой области способствует остановке ВД, так как разрушает привычную схему распределения внимания при обработке зрительной информации. Но главное - это та самая область, где часто фиксируется точка сборки разумных "союзников", использующих "темное море осознания" как транспортное средство.

По мере практики вы скорее всего, обратите внимание на то, что центр вашего восприятия поднимается еще выше и зависает чуть ли ни над головой. Это, разумеется, вовсе не означает, что ваша точка сборки находится на вершине кокона. Это свидетельствует о расширении свечения осознания вверх.

"Ходьба Силы" создает предпосылки для выхода точки сборки за пределы кокона через область над макушкой головы. Здесь плотность энергообмена невысока, зато свое состояние намного легче контролировать. Это - область тренировки и постепенного, гармоничного наращивания плотности для тела сновидения.

Как видите, техники остановки внутреннего диалога, устранив фиксацию точки сборки, могут подталкивать ее к смещению по двум основным траекториям. Сновидящий, в соответствии со своей конституции и личным опытом, предпочитает либо одну, либо другую траекторию Об этом еще будет сказано в главе, посвященной сновидению.

Разумеется, "верхний" способ ОВД, так же как и "нижний", может иметь варианты. Если вы достигаете успеха без ходьбы (что на первых порах довольно сложно), то любая концентрация в области глаз, затылка ("лона внимания"), на макушке головы или над ней будет приводить к схожим результатам. Следует лишь помнить, что статичное положение тела требует дополнительных условий для остановки внутреннего диалога - например, вам придется больше внимания уделить ритмическому дыханию и "слушанию внутреннего звука". Хорошо, если у вас есть возможность пристально разглядывать плавно меняющиеся узоры, геометрические структуры. Если же вы созерцаете статичный объект, то он должен быть многоэлементным и сложным (вспомните, как дон Хуан заставлял своих учеников созерцать ворох сухих листьев!).

И все же первое, что необходимо освоить, если вы намерены добиться остановки внутреннего диалога, - это "ходьба Силы". Я рекомендую практиковать это следующим образом.

На первых порах, если прежде вы никогда не испытывали полноценной остановки внутреннего диалога, ежедневные и длительные усилия имеют решающее значение. Надо сбить точку сборки с места привычной фиксации, после чего, как правило, добиться ОВД легче. Ходьбой Силы, на мой взгляд, стоит заниматься минимум 1 час ежедневно в течение 2 - 4 недель.

Линия горизонта может быть воображаемой, дома и ландшафт здесь не помеха. Вы же всегда приблизительно представляете себе, где этот самый горизонт находится?

Движение вокруг (суета и пр.) помогает, а не мешает. Ваша задача - активизировать периферическое зрение, чтобы перегрузить тональ. Если картинка стабильна и на периферии зрительного поля ничего не происходит, добиться этого эффекта намного сложнее. Лучшее время для ходьбы Силы - сумерки, но не полная темнота. Сумерки сами по себе создают ситуацию некой перцептивной неопределенности - узнавание некоторых объектов затруднено, это помогает сбить с толку тональ. Конечно, лучше выбирать улицы, где вас не толкают толпы прохожих, иначе вы просто не сможете сосредоточиться. Смотреть следует перед собой так, чтобы область четкого зрительного восприятия охватывала приличную часть лежащей перед вами дороги, чтобы не упасть в канаву (и такие случаи бывают). Очень помогает ритмическое, в такт ходьбе, дыхание по причинам, описанным выше.

Конечно, городской ландшафт - не лучшее место для "ходьбы Силы". На первых порах, наверное, стоит поискать такой маршрут, где отвлекающих препятствий поменьше. Если нет относительно малолюдных улиц с небольшим числом светофоров и машин, быть может, есть, какой-нибудь достаточно большой сквер или парк.

Первое время необходимость ориентироваться и, значит, хоть изредка смещать взгляд (который, в соответствии с техникой, должен быть направлен строго перед собой) кажется значительным препятствием. Но со временем вы убедитесь, что немногочисленные взгляды по сторонам не рассеивают состояние. То есть когда тело по-настоящему "узнает" состояние ОВД, обретет устойчивый навык, его перестают выбивать из колеи рефлекторные движения глаз, связанные с ориентацией. Кроме того, в любом случае увеличение воспринимаемого объема, позволяет сильно уменьшить количество вынужденных отвлечений - т. е. лужи, ямы, машины и светофоры воспринимаются с тем минимальным отождествлением, которое необходимо для того, чтобы перемещаться без проблем.

Первые этапы этой практики необходимы, чтобы найти соответствующее ОВД "ощущение тела". Потом, опираясь на "ощущение", можно постепенно позволить себе необходимые ориентационные перемещения внимания - они, как я уже сказал, в таком состоянии естественным образом становятся минимальными. "Ощущение", о котором я говорю, может локализоваться в голове или в груди, даже в нижней части живота (последнее бывает, как правило, только у женщин). Его ни в коем случае не надо подгонять, оно должно возникнуть само. Тогда оно возникнет именно там, где по вашей энергетической конституции ему положено быть. Отчетливость этого ощущения будет прочно связана с "безмолвием", и тогда никакие движения глаз не будут ему помехой.

Своеобразными "якорями", позволяющими каждый раз повторят опыт ОВД с меньшими усилиями, являются следующие моменты (следует иметь в виду):

а) определенное положение головы. Лучше всего здесь подходит то же положение, которое используют йоги во время сосредоточения, так как эта строгая позиция более всего связана с бессознательным ("телесным") представлением об алертности, о бдительном спокойствии;

б) определенная осанка (положение туловища). По тем же причинам, что и в пункте а) не следует сутулиться или подгибать ноги. При этом обратите внимание на то, чтобы мышцы спины и поясницы не были чрезмерно напряжены - через некоторое время это начнет вас утомлять и отвлекать;

в) ритмическое дыхание (о нем уже было сказано);

г) концентрация тактильного (осязательного внимания) в затылке, на макушке или над ней.

Перечисленных "якорей" более чем достаточно, чтобы нейтрализовать неминуемые отвлечения визуального внимания от воображаемой точки над горизонтом.

Надо иметь в виду, что идеальной, абсолютной остановки внутреннего диалога в таком режиме почти никогда не бывает. Но нас устроит и просто его ощутимое, значительное замедление. Эффект будет накапливаться так или иначе. Когда эти накопления переходят некий критический барьер, полная остановка внутреннего диалога может случиться в тот момент, когда тело почувствует себя в полной безопасности, - здесь ему надо просто довериться. Чаще всего это происходит все же в безлюдном месте и длится от 10 секунд до минуты (больше - очень редко). Тогда случается "парение", полная дезориентация и отсутствие структурированного восприятия.

Для толтекской практики таких эпизодов вполне хватает, если они происходят с определенной регулярностью: скажем, 2 - раза в неделю уже достаточно, чтобы сделать сновидение частым, стабильным и эффективным, а также заметно улучшить качество сталкинга.

Следует помнить, что ОВД - это только инструмент для сдвига ТС. Полная остановка внутреннего диалога всегда остается импульсом (кратковременным состоянием), позволяющим сдвинуть ТС и перейти в другой диапазон восприятия. Я говорю об этом, потому что здесь заключено важное отличие толтекской практики от применяемых повсеместно медитаций. Не стоит тратить силы на достижение идеальных целей, как в некоторых йогических школах, нацеленных на "абсолютное и непрерывное безмолвие ума". Когда у них это получается, возникает иное состояние, в нашей практике неэффективное, - адаптация тоналя к максимальному оскудению мыслительного потока. Здесь открывается новый тип равновесия, и медитатор перестает получать от него энергетический толчок, все заново "костенеет" в немного сдвинутой позиции точки сборки.

Нам же нужен лишь навык "остановки" и тот уровень энергии, который позволит совершать ее в нужный момент.

Цель практики - научиться качественно и быстро ОТКЛЮЧАТЬ внутренний диалог, а потом таким же образом ВКЛЮЧАТЬ его. Практически полная остановка нужна нам только в момент сдвига (движения) точки сборки, т. е. в течение нескольких секунд (но уж в это время остановка внутреннего диалога должна быть действительно ПОЛНОЙ)

Затем внутренний диалог снова включается, но уже во втором внимании или во внимании сновидения. Это навык ПРАВИЛЬНОГО И БЫСТРОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ. Здесь параллельно необходимо использовать сталкинг и неделание, которые делают внимание гибче. Любопытно, что качество остановки внутреннего диалога значительно повышается, если вы до этого 3 - 4 часа занимаетесь интенсивным интеллектуальным трудом (Так, 4 часа вы - мыслитель с активным внутренним диалогом, потом в течение часа пытаетесь войти "безмолвие". Одно время я лично пользовался приблизительно таким графиком. За несколько лет внимание выучивается переходить туда - сюда быстро и без проблем. Никакого отупления и вялости мысли.)

У некоторых начинающих практиков порой возникают опасения как раз связанные с возможностью ухудшения общих интеллектуальных способностей. Поскольку многие занимаются остановкой внутреннего диалога неправильно, их опасения имеют под собой почву.

Мы легко и быстро забываем, что любое искусство управления вниманием (а остановка внутреннего диалога относится к наивысшим достижениям в этой области) возможно лишь при развитой способности сосредоточению. Те, кто думают, что, перестав читать, писать, заниматься любым умственным трудом, они быстрее добьются ОВД, - глубоко заблуждаются. Сосредоточение и релаксация должны последовательно сменять друг друга. Если человек пренебрегает интеллектуальной деятельностью или избегает ее, внутренний диалог у него становится более беспорядочным, аморфным, а главное - почти бесконтрольным. Таким же становится и весь его тональ. Описание мира постепенно "размывается", старые привычки и стереотипы прячутся в массе неопределенных мнений и простых (но по-прежнему истощающих) эмоций. Подчинить внимание, привыкшее к безвольному блужданию в этом стихийном пространстве, неимоверно трудно.

Вспомните, как дон Хуан говорил Кастанеде, что воин в первую очередь имеет "хороший тональ" - то есть гармоничный, чистый, имеющий ясную структуру. Такой, чтобы с ним было легко работать. Ради хорошего тоналя стоит потрудиться. Он должен освободиться от заблуждений, предрассудков, любого рода предвзятостей, освободить от эмоций, порожденных неугомонным эго (для чего и существует практика безупречности), но с другой стороны - он должен быть сильным, то есть владеть той ясностью, проницательностью и способностью рассуждать, что позволит сфокусировать все описание мира на "стороне разума".

Тональ в правильно упорядоченном виде обязательно должен быть сохранен.

Иногда у сновидящих наблюдаются странные изменения в работе памяти. На мой взгляд, этого не стоит пугаться. Пока сновидящий не освоил одну-две фиксированные позиции во втором внимании, он будет то и дело входить в "плавающее" состояние. Разумеется, это не должно отражаться на социальном поведении (для этого практикуют сталкинг). Спонтанные смещения точки сборки в этом случае весьма незначительны и даже не всегда фиксируются. Единственный эффект, который практик отмечает задним числом, - "повышенная забывчивость". Сталкеры, в отличие от сновидящих, этим почти не страдают, а если и страдают, то искусно скрывают этот факт от окружающих.

В общем, методы остановки внутреннего диалога могут быть весьма разнообразны. Например, довольно любопытный прием описал В. Титов ("Новое тысячелетие"). Правда, начинает он с довольно сомнительного утверждения:

"При остановке внутреннего диалога и дальнейшего удержания этого состояния происходит смещение управления сознанием на уровень подсознания. Или, если выражаться точнее, - на другой уровень, более глубокий. Таким образом, достигается развитие управления подсознанием".

Активность "подсознания" вообще не имеет никакого отношения к остановке внутреннего диалога. Любые подсознательные (бессознательные) движения психики выражают себя в эмоциях, установках, галлюцинаторных образах. ОВД как состояние неинтерпретируемого восприятия "гасит" деятельность подсознательного. Психофизиологически это состояние обширного неструктурированного возбуждения коры и целого ряда других областей головного мозга. Ключевое слово в данном случае - "неструктурированное". То есть в момент ОВД никакого "управления" вообще не происходит. Имеет место лишь слепой поиск нового режима восприятия, где структурность будет восстановлена и, значит, вновь будет возможно управление. И уже там, в найденном режиме с возобновленным внутренним диалогом, подсознательное может выдать довольно объемную продукцию, тем самым сильно повлиять на то, как будет интерпретировано новое перцептивное содержание.

Но дальше автор предлагает кое-что, заслуживающее внимания:

"Что же тогда делать неудержимым болтунам? Есть выход. И как всегда, он просто парадоксальный. Если нельзя заткнуть внутренний диалог, то его нужно довести до абсурда. Объясню на примере...

Полностью расслабившись, лежу на кровати и спокойно, с достаточно длинными паузами думаю "ни о чем". Пытаюсь перевести процесс мышления на уровень более мягкий, поверхностный. Решил проверить метод загрузки мышления пустой болтовней. И вместо того чтоб погрузиться в полное безмолвие, как собирался вначале, стал усиленно думать, четко произнося мысли в голове. Причем не просто занялся пустым размышлением, а попытался загрузить сознание по полной программе. Не так, как обычно происходит процесс последовательного мышления. А говорить, говорить, говорить, с такой скоростью, чтоб мысли не успевали произноситься, в то время как уже приходит новая мысль.

Когда в голове появляется мысль, мы ее начинаем произносить. Это происходит именно в такой последовательности: сначала - полноценная мысль, не воплощенная в слова, а затем ее перевод в словесную форму.

Но представим такую ситуацию, когда мысли специально ускоряют. И этот процесс выглядит немного не так. Приходит мысль, она начинает произноситься в форме слов в голове, но еще до окончания ее произношения поступает новая. Обрываем старую мысль, не договаривая ее, и начинаем произносить новую. И так далее, главное набрать темп повыше. Не стоит сожалеть об утерянных мыслях, не успевших произнестись в голове, они приходящие и уходящие. Здесь интересен тот факт, что в этом случае, мы становимся выше внутреннего диалога..."

Я привел этот пример, чтобы показать, какие уловки придумывает практик, пытаясь остановить внутренний диалог, будучи неподвижным и страдая от недостатка внешнего сенсорного материала.

Отсутствие потока визуальных впечатлений, которые, собственно, и вызывают упомянутое "неструктурированное возбуждение", автоматически приводит к переключению внимания вовнутрь. А наше внутреннее пространство, как мы прекрасно знаем, - то место, где внутренний диалог перерастает в ментальное самокомментирование, где возникает внутренняя болтовня вплоть до непроизвольной артикуляции.

В данном случае намеренно вызванный и предельно ускоренный ментальный поток, содержащий не слишком много полезной информации, - довольно прозрачная аналогия с тем множеством нечетко видимых периферическим зрением объектов, которые сбивают настройку тоналя во время "ходьбы Силы".

Подобно тому как существует четыре наиболее общих уровня тоналя (в отношении перцептивного "описания"), можно выделить четыре вида остановки внутреннего диалога. Конечно, это надо понимать условно - подлинная остановка внутреннего диалога охватывает активность тоналя целиком и происходит на самом глубоком - четвертом уровне.

И все же, с прагматической точки зрения, есть смысл выделить данные типы или уровни, поскольку каждый из них (кроме самого глубокого) представляет некое состояние равновесия, которое может замыкаться на себе и представать перед нами как окончательное достижение. Если мы не знаем о существовании этих "промежуточных" типов (или уровней), то каждый из них может стать периодом застоя, поначалу внушающим иллюзии, а потом порождающим недоумение.

Действительно, время от времени мы встречаемся со странным феноменом. Нам кажется, что мы вполне освоили остановку внутреннего диалога, но она по неведомым причинам не приводит ни к "остановке мира", ни ко второму вниманию, и даже не слишком влияет на качество сновидения. Как правило, это и есть ситуации "застревания" на одном из промежуточных уровней.

Вот эти уровни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных