Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Барокко в архитектуре Северной и Восточной Европы в 17-18 вв.

1. Трактовки понятия «барокко», сущность, зарождение и развитие

2. Барокко в Австрийской империи

3. Барокко в Германии

4. Виленское барокко

5. Барокко в России

1. Вопрос о происхождении и обозначении термина «барокко» остается дискуссионным. Наиболее традиционным является выведение данного понятия от итальянского термина “barocco” или “barock”, что в переводе с португальского означает жемчуг неправильной формы. С таким пониманием были связаны первоначальные негативные оценки произведений барочного искусства, которые высказывали многочисленные противники из классицистов. Другое объяснение термина связано с именем итальянского художника Федерико Бароччи (1526–1612). В переводе с итальянского барокко означает странный, причудливый, вычурный. Существуют и другие варианты, трактовок понятия которые все еще нуждаются в объяснении и проверке. Не меньшую трудность вызывает обсуждение вопроса о том, что такое барокко – эпоха в европейской истории или определенный художественный стиль?

Барокко зародилось в искусстве на рубеже XVI - XVII вв. в Италии. Для него характерны пышность, грандиозность, ассиметричность, обилие декора, сочетание различных форм, материалов и фактур. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали рассматриваться, как единое целое. Дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливаясь в окружающее пространство. Часто применялись развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, пилястры. Купола приобрели сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме.

Известно, что наибольший размах барокко связан с Италией (Перестройка собора св. Петра – Карло Мадерна, первый образец стиля – церковь Иль-Джезу, 1575, арх. Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо дела Порта, церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане Франческо Барромини). Вершина итальянского барокко – творчество Лоренцо Бернини (ск-ры: «Давид», «Аполлон и Дафна, «Похищение Прозерпины», «Экстаз св. Терезы»,проект площади св.Петра + лестница Ватиканского дворца).

Во Франции расцвет барокко связан с временем правления Людовика XIV, когда центром барочной эстетики стал Версаль.

Однако было бы ошибкой считать, что барокко н получило развитие только в Западной Европе. В центральной и Восточной Европе центрами барокко были Саксония, Бавария, Пруссия, Австрия. С развитием монархии и дворянской культуры барокко утвердилось и в России.

2. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма, связанный как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Негативным было присоединено новых территорий к Австрии и формирования Австрийской империи, что осложняло развитие национальной культуры, т.к. Австрия и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей.

Примерно с 1690 года в Австрии начался строительный бум: возводятся роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах. Однако строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов этого стиля – собор в Зальцбурге – был построен в 1611—1628 гг. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием итальянского. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари, а в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии.

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены – дворец Шёнбрунн – строился австрийцами Иоганном Бернхардом Фишер фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии.

В самой Вене строят: дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь св. Карла Борромео (Карлскирхе). Созданный Фишером фон Эрлахом план венской церкви Сан-Карло Борромео состоит из центрированного ядра в окружении дополнительных отсеков. В этой церкви он попытался использовать и привести в гармонию основные идеи, заключенные в самых важных священных строениях — Иерусалимском храме, Пантеоне, и Соборе святого Петра в Риме, святой Софии в Стамбуле, а также Доме инвалидов в Париже и Соборе святого Павла в Лондоне. Относительно независимые части здания —римскихе высокие триумфальные колонны, низкие башни, высокий овальный купол, центральный портик, повторяющий римский храмовый фасад, поперечный неф готического собора (трансепт) приводятся в гармонию для создания визуального единства для осмотра с любой точки. Соединение формальной и символической структуры здания возникло в результате его двойного назначения. Например, самая впечатляющая деталь церкви — две огромные триумфальные колонны, стоящие на противоположных концах портика, украшенных рельефами на духовные темы, прославляющими жизнь святого Карла. Однако колонны также намекают на герб императора — "Геркулесовы столбы". Внутреннее пространство — овальной формы и перекрыто овальным же куполом.

Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге (Чехия входила в состав Австрийской империи) был Франческо Каратти, построивший чрезвычайно эффектный Чернинский дворец.

3. Самый широкий размах барокко получило в Пруссии и Саксонии.

Бальтазар Нейман (1687-1753). Самая крупная постройка – резиденция архиепископа Франконии в Вюрцбурге: огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и длинным фасадом (167м), украшенным скульптурой. В интерьере наиболее интересна монументальная и изысканная парадная лестница.

Маттеус Даниель Пёппельман (1662-1736). Основное дело – сооружение парадной резиденции курфюрстов Саксонии – Цвингер (клетка для зверей). Воздвигая Цвингер, выдающийся правитель преследовал двоякую цель. Во-первых, в непосредственной близости от своего дворца Август Сильный желал видеть прямоугольное поле для празднеств и придворных увеселений. Во-вторых, на бывшей территории сада он вознамерился разбить оранжерею для выращивания очень модных тогда апельсинов. Кроме того, в 1709 году по случаю приезда короля Дании Август Сильный распорядился устроить здесь же парадный плац. представляет собой комплекс из четырёх зданий. Название происходит от его местоположения, в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами: обширный двор окружен двухэтажными павильонами, соединенными одноярусными галереями с застекленными арками, в центре – купол с «короной». При жизни Пеппельмана комплекс ансамбля Цвингер не был завершен. К 1732 году были закончены только три стороны прямоугольного здания галерей, в том числе воздвигнуты «Ворота под короной», купол которых увенчан польской королевской геральдикой.

Четвертая, обращенная к Эльбе сторона сначала представляла собой кирпичную стену, несколько раз перестраивалась и обрела окончательный облик в 19 веке стараниями архитектора Готфрида Земпера. В 1847 году Земперу было поручено построить вместо стены картинную галерею, и он создал проект двухэтажного здания в стиле Высокого Возрождения.

Георг Бер (1666-1738) –храм Фрауэнкирхе в Дрездене. Облик дрезденского храма был строг, даже суров: для его декорации использовались лишь простые плоские архитектурные украшения, скульптура полностью отсутствовала. Бер попытался показать, что архитектура барокко прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух протестантского богослужения.

Георг Венцеслаус Кнобельсфорд (1699-1747) – королевская резиденция Сан-Суси (фр. – без забот) в Потсдаме: одноэтажное, вытянутое, декорированное здание с овальным залом, удачно вписанное в парковую архитектуру – ощущение гармонии. Полукруглый парадный двор окружен колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы: скульптура, декоративная живопись, мебель, зеркала — образуют цельный, тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настраивать на особое восприятие мира — радостное и беззаботное.

4. Ви́ленское баро́кко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Великого княжества Литовского, на территории распространения Брестской церковной унии, в том числе и в Виленской епархии Римско-католической церкви.

У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц который, перестраивая существующие храмы литовской столицы, черпал вдохновение в современных постройках Австрии и Баварии. Именно он создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского.

Много общего с памятниками виленского барокко имеют польские постройки Паоло Фонтана (например, доминиканский собор в Виннице). Особенную популярность стиль получил среди грекокатоликов, отсюда его второе название — униатское барокко.

Примерами виленского барокко на территории современной Беларуси могут служить:

§ Перестроенный Софийский собор в Полоцке (1738-50),

§ Петропавловская церковь в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756—1763),

§ Униатская церковь в Борунах (1747—1757),

§ Униатская церковь в Вольно (1768),

§ Покровская церковь в Толочине (1769—1779),

§ Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах (1769),

§ Успенский собор и Рынковая церковь в Витебске (1772)

§ Костел кармелитов в Глубоком.

Многие памятники виленского барокко пострадали либо были полностью уничтожены в 1960-е годы, во время последней крупной антирелигиозной кампании в СССР. После распада Советского Союза отдельные архитектурные памятники (например, Воскресенская церковь в Витебске) были воссозданы в первоначальном виде. В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко —Фарный костел в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу итальянской церкви Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костела босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603).

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, г. Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костел. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславле, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора св. Юра во Львове изагородная резиденция митрополитов в Оброшине.

5. Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы ведут отсчет русского барокко с распространения в московской строительной практике восьмерика на четверике. В московском барокко различают нарышкинский, строгановский и голицынский стили. Наиболее яркие примеры русского барокко – Теремной дворец московского кремля и Новодевичий монастырь. В качестве основного материала использовали кирпич, а декора – сочетание контрастных цветов (красный и белый).

Укрепление и развитие русского барокко приходится на первую половину века. Петербургское барокко подразделяют на «петровское - первой четверти XVIII в. и «зрелое русское барокко» елизаветинского времени.

Особенностями российского барокко стали: простота плановых построений, симметричность, активное использование ярких цветов в окраске, включая золочение.

В XVIII веке центром русского барокко становятся Санкт-Петербург и пригороды. «Петровское барокко» нашло свое отображение в творчестве Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви и т.д.), более того являлось преобладающим течение в зодчестве в 1703-1740 годах. Значительное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга того времени также оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне.
Своего расцвета барокко достигло во время правления Елизаветы Петровны в творчестве С.И. Чевакинского (Николо-Богоявленский морской собор, Царскосельское дворцовое правление и т.д.) и Б. Растрелли (нижние конюшни в Царском селе, Собор Смольного монастыря, дворец Разумовского и т.д.). Елизаветинское барокко отличала тяга к роскоши, что как нельзя лучше соответствовало идеям западноевропейского барокко. В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуре которых характерны разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Интерьерам того времени свойственна причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах, на потолках выполнялись живописные плафоны.

Современные историки искусства отмечают, что барокко было влиятельно в странах северной и восточной Европы, в частности, в России. Как пишет Виктор Тапье в книге «Барокко и классицизм» (1986), «в протестантских странах барокко не прижилось по сходным причинам, обусловленным в данном случае потребностями торговой экономики, привычкой к расчету и прогрессом математических наук, что в целом создавало совершенно иную форму интеллектуальной жизни и приверженность к иным религиозным концепциям. Весьма знаменательно, что общества домениального характера – такие как Россия после Смутного времени или колониальные страны Америки – с энтузиазмом принимали барочное искусство».


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Бедная богатая девочка 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных