ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие рынка. Элементы рыночного механизмаВведение.
Термин «экономика» имеет два значения: 1. Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т.е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство». 2. Экономика – наука, которая исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» - хозяйство», «номос» - «закон»). Общие представления об экономике связаны с именем Ксенофонта, Платона, Аристотеля (4 в. до н.э.). впервые это слово «экономия» ввел в оборот греческий мыслитель Ксенофонт. Это был свод правил по организации хозяйства рабовладельца. В качестве научной дисциплины экономика оформилась лишь в 16-17вв. Этапы зарождения экономической науки: 1. Меркантилизм (переводится с итальянского «купец» или «торговец»), основоположник А.Мокретьен, представители: Т.Манн, Ф.Бэкон, Т.Гоббс. согласно их учению главной сферой деятельности является торговля и главной фигурой – купец. Главным предметом науки они видели процесс товарного и денежного обращения. 2. Физиократы – (от греческого «власть природы»), представители Ф.Кене, А.Р.Ж. Тюрго. Считали, что источником богатства является земля и сельское производство. 3. Классическая политэкономия – возникла в Англии, представители Адам Смитт. А.Смитт утверждал, что богатство нации создается в процессе производства. 4. Марксизм – основатель К.Маркс. Заслуга Маркса – подверг всестороннему анализу капиталистический способ производства. 5. Регулируемый капитализм - (основатель - Джон Мейнард Кейнс). 6. Монетаризм (представитель американский экономист Ирвинг Фишер). Понятие рынка. Элементы рыночного механизма Рынок – это сфера отношений между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар путем купли-продажи. Рынок есть саморегулирующая экономическая система, основные звенья которой находятся под воздействием спроса и предложения. Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене и в определенное время. Предложение – количество продукта, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Основные элементы рынка: цена, продавец, покупатель, сделка, посредник и т.д. Рынок выполняет следующие функции: - ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения; - информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке; - посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. - регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке; - стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП; - санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.
Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка: - по объектам (экономическому содержанию) следует выделять: 1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок); 2. рынок рабочей силы; 3. финансовый рынок; 4. валютный рынок; 5. рынок информации; 6. рынок средств производства; 7. рынок патентов и лицензий. - по субъектам различают: 1. рынок покупателей; 2. рынок продавцов; 3. рынок гос. учреждений; 4. рынок посредников. - по географическому (территориальному) положению различают: 1. местный (локальный); 2. межрегиональный; 3. республиканский; 4. международный. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; - по степени зрелости: 1. развитый; 2. формирующийся; 3. монопольный; 4. олигопольный. - по правовому признаку: 1. легальный (официальный); 2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый». - по отраслевому признаку: 1. автомобильный; 2. сельскохозяйственный; 3. нефтяной; 4. компьютерный; - по характеру продаж: 1. оптовый; 2. розничный.
Из структуры можно выделить следующие виды рынков:
* Рынок товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; * Рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; * Финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки; - валютно – денежные рынки; * Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).
Инфраструктура ( инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка. Элементами рыночной инфраструктуры являются: 1. биржи (товарные, фондовые, валютные); 2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.); 3. банковская система – Национальный банк РБ, коммерческие банки; 4. страховые компании; 5. рекламные агентства, информационные центры; 6. средства деловой коммуникации; 7. таможенная система; 8. налоговая система; 9. аудиторские компании; 10. консалтинговые компании; 11. специальные зоны свободного предпринимательства; 12. системы регулирования занятости населения; 13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности. Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы. 1. домохозяйства (семьи) - п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги. 2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли. 3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|