Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие рынка. Элементы рыночного механизма

Введение.

 

Термин «экономика» имеет два значения:

1. Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т.е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

2. Экономика – наука, которая исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» - хозяйство», «номос» - «закон»).

Общие представления об экономике связаны с именем Ксенофонта, Платона, Аристотеля (4 в. до н.э.). впервые это слово «экономия» ввел в оборот греческий мыслитель Ксенофонт. Это был свод правил по организации хозяйства рабовладельца.

В качестве научной дисциплины экономика оформилась лишь в 16-17вв.

Этапы зарождения экономической науки:

1. Меркантилизм(переводится с итальянского «купец» или «торговец»), основоположник А.Мокретьен, представители: Т.Манн, Ф.Бэкон, Т.Гоббс. согласно их учению главной сферой деятельности является торговля и главной фигурой – купец. Главным предметом науки они видели процесс товарного и денежного обращения.

2. Физиократы –(от греческого «власть природы»), представители Ф.Кене, А.Р.Ж. Тюрго. Считали, что источником богатства является земля и сельское производство.

3. Классическая политэкономия – возникла в Англии, представители Адам Смитт. А.Смитт утверждал, что богатство нации создается в процессе производства.

4. Марксизм – основатель К.Маркс. Заслуга Маркса – подверг всестороннему анализу капиталистический способ производства.

5. Регулируемый капитализм - (основатель - Джон Мейнард Кейнс).

6. Монетаризм (представитель американский экономист Ирвинг Фишер).


Понятие рынка. Элементы рыночного механизма

Рынок – это сфера отношений между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар путем купли-продажи.

Рынок есть саморегулирующая экономическая система, основные звенья которой находятся под воздействием спроса и предложения.

Спрос– количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене и в определенное время.

Предложение – количество продукта, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени.

Основные элементы рынка: цена, продавец, покупатель, сделка, посредник и т.д.

Рынок выполняет следующие функции:

- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;

- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.

 

Структура рынка это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:

- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:

1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2. рынок рабочей силы;

3. финансовый рынок;

4. валютный рынок;

5. рынок информации;

6. рынок средств производства;

7. рынок патентов и лицензий.

- по субъектам различают:

1. рынок покупателей;

2. рынок продавцов;

3. рынок гос. учреждений;

4. рынок посредников.

- по географическому (территориальному) положению различают:

1. местный (локальный);

2. межрегиональный;

3. республиканский;

4. международный.

Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок;

- по степени зрелости:

1. развитый; 2. формирующийся;

3. монопольный; 4. олигопольный.

- по правовому признаку:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».

- по отраслевому признаку:

1. автомобильный;

2. сельскохозяйственный;

3. нефтяной;

4. компьютерный;

- по характеру продаж:

1. оптовый;

2. розничный.

 

Из структуры можно выделить следующие виды рынков:

 

* Рынок товаров и услуг. В эту группу входят:

- рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);

- рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения;

* Рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки капиталов;

- рынки труда (рабочей силы);

- рынки земли;

* Финансовые рынки. К ним относятся:

- кредитные рынки;

- инвестиционные рынки;

- фондовые рынки;

- валютно – денежные рынки;

* Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).

 

Инфраструктура(инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры.

Рыночная инфраструктурасовокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка.

Элементами рыночной инфраструктуры являются:

1. биржи (товарные, фондовые, валютные);

2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.);

3. банковская система – Национальный банк РБ, коммерческие банки;

4. страховые компании;

5. рекламные агентства, информационные центры;

6. средства деловой коммуникации;

7. таможенная система;

8. налоговая система;

9. аудиторские компании;

10. консалтинговые компании;

11. специальные зоны свободного предпринимательства;

12. системы регулирования занятости населения;

13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности.

Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.

1. домохозяйства (семьи) - п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги.

2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.

3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карвасарская Ирина Борисовна 4 страница | Проект реализуется при поддержке «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных