Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические особенности российской парламентской деятельности




Парламентская деятельность по своей сущности характеризует Особенности лидерства депутатского корпуса. Парламентское лидерство как особая деятельность имеет свои особенности. С этой позиции следует подходить к анализу данного феномена.
Традиции политико-психологического анализа закономерностей формирования и функционирования политического лидевслШ-Св том числе и парламентского) принадлежат работам Г. Тарда, Г. Лебона М. Острогорского, М. Вебера, Р. Михельса, 3. Фрейда' Г. Лассуэлла и Т. Адорно, внесших значительный вклад в развитие нового психологического взгляда на политику и лидеров. На основе скрупулезного изучения истории проявления и развития специфических черт политического лидера в различные времена и в различной обстановке они описали действия особых социально-психологических механизмов влияния и власти Г. Тард и Г. Лебон раскрыли целый до того времени не изученный, блок специфических составляющих содержания политического лидерства, в том числе и в парламентах.
Уделяя внимание психологическим особенностям политического поведения личности, Г. Лассуэлл выделяет два основньгхпо стилю поведения типа, с которыми встречается политичёский психолог компульсивный и драматизирующий. По его мнению, лидер первого типа отличается жестким поведением, стремлением к четкой и строгой организации своих действий. Драматизирующий тип старается вызвать эмоциональную поддержку у масс. Наряду с компульсивными и драматизирующими личностями, по мнению Г. Лассуэлла, интерес для исследователя представляет еще один тип характера - беспристрастный.
Известный исследователь политического лидерства Т. Пейдж предлагает классификацию стилей лидерства по их отношению к проблеме социальных изменений, то есть в основании типологии ложится одна из социально психологических характеристик политического поведения лидера. Он, в частности, выделяет лидера консервативного типа, ориентированного на минимальные перемены реформаторского типа, и революционного лидера, настроенного на максимально быстрые изменения.
Весьма схожую классификацию предлагает и Р. Такер. Он выделяет лидера-рефорьщдюра, который верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает изменить их представление; лидера-революционера, который не только отвергает разные поведенческие стереотипы из-за того, что они противоречат идеалам общества, но и отрицает сами эти идеалы; наконец, лидера-консерватора и лидера-либерала.
В отечественной литературе проблема классификации политического лидерства наиболее полно рассмотрена в теоретическом плане в работах Г.К. Ашина и Н.И. Бирюкова. Г.К. Ашин предлагает разные основания классификации данного явления. По масштабности лидерства, уровню решаемых задач он выделяет лидеров общенациональных, лидеров определенного класса и лидеров социальных групп. По классовому, основанию им выделяются лидеры прогрессивного и реакционного класса. Наконец, по мнению Г.К. Ашина, лидер может быть конформистом, принимающим ценности своих последователей, или нон-конформистом, стремящимся их изменить. Кроме того, Г.К. Ашин, выделяет выдающихся и заурядных^шдсров (по своим индивидуальным спосооностям): лидеров, выдвигающихся благодаря своим выдающимся качествам, и лидеров обстоятельств. Лидер может быть временным и постоянным, быть инициатором социального движения или продолжателем начатого дела. По стилю лидерства Г.К. Ашин выделяет авторитарный, сориентированный на “индуцирование активности своих с последователей, вовлечение их в процесс управления”.)
Некоторые исследователи правомерно указывают на большую роль в формировании стиля политического лидера процедуры его выдвижения. Так, Ю. Тихомиров предлагает классифицировать лидеров на лидеров поневоле, лидеров по назначению сверху, лидеров на основе доверия и отбора, политического карьериста, лидеров но веру, лжелидеров.
Таким образом, основой типологизации парламентского лидерства является не одна исследовательская модель, а совокупность взаимодополняющих психологических подходов, дающих наибольшую полноту качественных и количественных характеристик изучаемого явления.
С учетом общих требований целесообразно проанализироватй-специфические характеристики парламенткой деятельности как особого вида лидерства! Приступая к анализу довольно сложного явления, каковым является парламентское лидерство, прежде всего уточним, насколько Правомерен термин “парламентское лидерство”, насколько правомочно его самостоятельное Употребление и не подменяем ли мы им широко известное понятие “политическое лидерство”.
Понятие “лидерство”, производное от “лидер”, характеризуетУдеятельностный аспект данного явления. Термин “лидер” происходит от английского “leader” (ведущий, руководитель). По мнению видного американского исследователя Г Пейджа, лидером можно считать лицо, которое занимаетвидную формальную должность, либо лицо, которое влиятельно в делах данного сообщества, либо то лицо, которое фактически принимает участие в решениях, имеющих наиболее важное значение для этого со- общества.
В словарях русского языка и научной литературе понятие “лидер” неразрывно связано с политической деятельностью “лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации”. Подобная трактовка лидера характерна и для большинства научных, учебных работ, словарей по социологии, политологии, социальной психологии.
Существуют и другие определения понятия лидера. “Лидер - член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для всех ситуациях, решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы”.
“Лидер - субъект социально-психологической деятельности наиболее авторитетная личность, обладающая персонифицированными способностями социально-психологического контроля, воздействия, за которой определенная группа людей признает право на специфическую организаторскую, идеологическую и управленческую роль”.
Эти и другие подобные определения объединяет то обстоятельство, что лщер в них понимается как, субъект социально-психологической деятельности, за которым определенная группа людей признает право на специфическую роль по организации, интеграции общих усилий, координации деятельности масс, принятию общественно значимых решений.
Наиболее перспективным представляется определение лидерства как социально-психологического механизма; групповой интеграции, объединяющей действия группы вокруг индивида или определенной части группы, которая играет роль руководителя группы в целях осуществления общезначимых задач. Лидер объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия.
Рассматривая категорию “лидерство”, некоторые вторы в рамках определенного подхода допускают существование “параллельных вариаций определения данной категории”. Так, например, анализируя специфику лидерства и руководства в структуре социально-психологического общения, Б.Д. Парыгин пишет: они представляют собой, в отличие от различных частных механизмов влияния и взаимовлияния (заражения, внушения, убеждений и т. д.), персонифицированные формы социального контроля и интеграции всех механизмов социально-психологического воздействия с целью достижения максимального эффекта” [95, с. 47].
Множество разных определений понятия лидерства позволяет констатировать наличие ряда сфер исследования данного феномена. Во-первых, в случае рассмотрения лидерства как состояния, наиболее часто оно определяется через категории “положение”, “обязанности”, “явление”, “отношение”. Во-вторых, при рассмотрении лидерства как пронесся его трактовка осуществляется, как правило, посредством понятий “влияние”, “процесс”, “способ организации деятельности”, “поведение”, “управление поведением людей” и т. д. и в-третьих, при исследовании лидерства как социально-психологического механизма предметом изучения являются понятия “взаимодействие”, способ организации деятельности”, “способы осуществления лидерства”.
Парламентское лидерство как персонифицированная форма взаимодействия публично-политической власти и общества в психологическом плане представляет из себя, с одной стороны рациональные знания общества о субъекте конкретного лидерства; с другой, эмоционально-оценочное отношение общества, его институтов к депутату-лидеру и регулятивно-волевую реакцию на политические действия лидера.
Данный психологический срез общественных отношений характеризует массовое духовное состояние общества. Его содержание - не только сиюминутное отношение масс к политическим действиям лидера, олитическому процессу, месту и роли в нем тех или иных политических институтов парламента, но и весь предшествующий опыт, зафиксированный в политическом сознании общества в нормах традициях, стереотипах и т. д.
При этом понятия “политическое лидерство” и “парламентское лидерство” не идентичны. Понятие “парламентское лидерство”, в отличие от понятия “политическое лидерство”, включает в себя, кроме политической сферы деятельности, другие сферы косвенно или напрямую связанные с политиков.
Понятие “парламентское лидерство” не идентично и понятиям “политическое лидерство в парламенте” или просто “лидерство в парламенте”. Понятие “политическое лидерство в парламенте” характеризует лишь часть волевой функции, присущей лидерству вообще. В этом отношении у понятия^шарламентское лидерство” значительно больший объем властных функций, которые не являются предметом анализа понятия “политическое лидерство в парламенте”.
Понятие “парламентское лидерство” раскрывается через определение его сущности и содержания. Сущность парламентского лидерства выясняется в ответах на вопросы, каким должен быть и каков есть парламентский лидер, каковы его специфические черты, как он организовывает свою деятельность, какие качества позволяют ему оставаться лидером в различных ситуациях каков в целом процесс институционализации субъекта в его лидерском статусе.
Постановка вопроса о сущности парламентского лидерства связана прежде всего с выявлением таких устойчивых особенностей данного явления, которые бы характеризовали его качественную устойчивость и определенность в различных формах его парламентского проявления. В отличие от Сущности парламентского лидерства, составляющей “...внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия”, понятие “содержание парламентского лидерства” более широкое. Содержанием парламентского лидерства являются социально-психологические механизмы влияния, лидерского поведения, симпатии, внутригруппового фаворитизма, физиогномической реакции, механизмы стереотипизации, внушения, убеждения, заражения, подражания и др. Это та основа, на которой базируется психология лидерства, то, посредством чего личность получает о людей (избирателей, коллег по парламенту) права на власть, управление.
Рассмотрение феномена парламентскою лидерства как социально-психологического механизма предполагает необходимость обращения к анализу и других социально-психологических категорий, таких, как авторитет, влияние и общение. Авторитет - “признание за индивидом правд на принятие птиптственного решения в условиях совместной деятельности”, “влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, статусе, должности”. Соотношение категорий “лидерство” и “авторитет” состоит в том, что последний есть ннтегративный признак лидерства, который можно условно отождествить с его статической моделью.
Влияние парламентского лидера отражает социально-психологическую сторону лидерских отношений как результата воздействия лидера на массовое политическое поведение. Оно характеризует процесс формирования у масс таких установок, оценок, представлений, стремлений, которые обеспечивают поддержку политических действий лидера. Причем психологическое воздействие возникает не только в случае целенаправленного влияния (когда есть вполне определенная цель - получение массовой поддержки действий лидера), но и в процессе ненаправленного влияния, когда эффект воздействия может проявиться в действии механизмов заражения и подражания.
Для рассмотрения взаимосвязи лидерства и общения особо важными являются следующие положения: лидерство и общение взаимодетерминированы как по форме, так и по содержанию; лидерство проявляется в црямом и опосредованном общении; исследовать лидерство невозможно,не рассмотрев субъекта и объекта как коммуникаторов и коммуницируемых; само существование лидера не представляется без наличия последователей, с которыми и происходит процесс общения; в процессе реализации субъектом своих “лидерских” функций работают все три компонента структуры общения (как их определила ГМ. Андреева) - коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человеком, (или обществом, социальной группой) субъекта лидерства - одного человека, группы людей или социального института.
Общение традиционно разделяют на осуществляемое по объектной схеме (общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), при кором партнерам отводится роль манипулятора (субъекта) и манипулируемого (объекта) именованное на субъект-субъектной схеме, где оба коммуникатора выступают как субъекты процесса общения. Во втором случае активность сторон имеет равные перспективы для развития - каждая из них имеет одинаковые возможности по воздействию на противоположную с взаимной гуманистической установкой партнеров, взаимопроникновением партнеров в мир чувств и переживаний, стремлением к соучастию, сопереживанию принятию друг друга.
Содержание понятия “лидерство в парламенте” (парламентское лидерство) - это не только то общее что свойственно данному классу явлений, но и то единичное, индивидуальное, которое присуще только данному явлению, то, что обусловлено субъективными и объективными факторами и условиями его функционирования. Таковыми, на наш взгляд, являются специфические особенности проявления лидерства в высшем представительном органе страны.
Таким образом, к {содержанию парламентского лидерства можно отнести процесс как внутреннего взаимодействия, имеющий место среди структурных элементов данного образования (депутат - депутат), так нынешнее взаимодействие субъекта с другими окружающими его образованиями (депутат - избиратели, депутат - исполнительная судебная власть, партии, общественные объединения, организации и др.). В силу указанных факторов содержание понятия “парламентское лидерство” более изменчиво, чем его сущность, представляющая нечто устойчивое и сохраняющее себя в любых измерениях.
Говоря о парламентском лидерстве как политико-психологическом явлении, необходимо отметить, во-первых, тот факт, что данньш феномен есть результат политического взаимодействия людей, во-вторых,ч^анный феномен отражает особые свойства, особенности политических отношений дан- ного общества. Определяя парламентское лидерство как явление политико-психологическое, мы не только рассматриваем его как “продукт” политического взаи- модействия различных по своему статусу и роли соци- альных групп, отражающего особенности конкретных политических отношений, но и подчеркиваем роль социально-психологического компонента данного взаи- модействия в формировании и функционировании парламентского лидерства.
Лидерство в Государственной Думе, как и лидерст- вообще должно быть постоянным, во вто- ых воздействие лидера должно осуществляться на всю р 'пу (в данном случае на парламентариев, законода- ельный процесс, электорат), в-третьих, парламентско- го лидера отличает явный приоритет во влиянии. Другая особенность субъекта парламентского ли- дерства связана с особенностями деятельности лиде- ра по созданию и расширению социальной базы поддержки.
Особенность парламентской деятельности лидера по расширению своего влияния в массах проявляется не только в учете массовых установок, но и в исполь- зуемых (Специфических формах воздействия на мас- совое сознание. Среди них можно выделить прямые формы воздействия на массы (митинги, демонстрации, выборы, дискуссии, референдумы, партийные собра- ния и т. д.) и опосродараптП|”г-формы влияния (вы- ступления в средствах массовой информации, парла- менте, создание новых и стимуляция существующих организаций и т. д.).
Парламентская деятельность - это не только сред- ства, но и фактор, механизм для обеспечения соот- ветствующей организованности, а также для регули- рования и стимулирования массового поведения в поддержку действия политического лидера. Ее эффек- тивность определяется не столько интенсивностью или продолжительностью воздействия на массовое поли- тическое сознание, сколько учетом в предлагаемой программе действий и поведения дилрр^пйъективных потребностей; людей, а также состояния их сознания и психологии.
Существующие в научной литературе подходы к определению понятий “лидер”, “лидерство”, “полити- ческое лидерство” условно можно разделить на три направления, возможных для исследования парламент- ского лидерства.
Первое - интерпретация “парламентского лидер- ства” по политическому формальному статусу, когда парламентским лидером определяется лицо, занимаю- щее высокую должность в той или иной системе ие- рархий (к примеру, под определение “парламентский лидер” подпадают руководители партий и движений). Второе описание парламентского лидерства по степени политического влияния. В этом случае парламентским лидером выступает индивид, пользующий ся наибольшим влиянием в конкретном политическом процессе, имеющий наиболыпую базу поддержки сво- им политическим действиям.
Третье направление ориентируется на участие субъ- ектов парламентской жизни в принятии политических решений. К примеру./руководитель депутатской груп- пы,Гчлен Совета Государственной Думы, председатель комитета, комиссии Государственной Думы РФ и т. д.
1. Парламентское лидерство характеризуется тем что оно занимает определенное место в органи- зации и жизнедеятельности всего общества, а следовательно, имеет определенную социаль- ную и политическую значимость, обладает спе- цифической силой воздействия на развитие общества.
2. Парламентское лидерство в первую очередь обусловлено спецификой политической, эко- номической и духовной жизни общества, пе- реплетением рационального и эмоционального моментов диалектикой сознательного и бессоз- нательного. Активность или спад, доминанта той или иной сферы жизнедеятельности, уровень демократии, система организации управления обществом выступают главными факторами, детерминирующими особенности функциониро- вания парламентского лидерства.
3, Парламентское лидерство проявляется в опре- деленных политических и территориальных, социальных и психологических границах, поэто- му в анализе его конкретного состояния прин- ципиальное значение имеют знание сложивших- ся отношений в парламенте, правительстве, президентских структурах, а также связи и от- ношения с органами, в их взаимной зависимо- сти и обусловленности.
4. Конкретное парламентское лидерство проявля- ется в определенной политической системе и политической ситуации. Политическая специ- фика изучаемого явления представляет собой качественное, системное его свойство.
5. Становление и развитие парламентского лидер- ства связано с определенным состоянием ду- ховной жизни общества, его политической куль- турой. Характер господствующих в массовом сознании политических ценностей, норм, уста- новок, традиций и т. д. определяющим образом влияет на этот процесс.
Методы комплексного, системного политико-пси- хологического исследования представляют большие возможности для теоретического анализа парламент- ского лидерства, построения целостной модели этого сложного явления. Все это позволяет глубже понять место и роль политической психологии в группе дру- гих факторов, определяющих становление и развитие политического лидерства.

Структура, роль и функции парламентского лидерства
Вопрос о структуре лидерских, рациональных, эмоциональных, рационально-эмоциональных отноше- ний между субъектом лидерства и депутатами, избира- телями, народными массами, государственными и об- щественными институтами имеет важное значение не только с точки зрения теоретического анализа фе- номена парламентского лидерства, но и в научно-при- кладном плане, поскольку преимущественно на этих знаниях базируются конкретные исследования общест- венно-психологических процессов, связанных с фор- мированием и функционированием данного явления.
В парламентском лидерстве Структура лидерских отношений характеризуется социально-психологической доминантой, что, собственно, и позволяет говорить о нем как о первенстве в политической конкуренции, дости- жение которого основано на неформальных властных зависимостях политического характера^Ддминистратив- ный срез в этих отношениях, отражающий наличие в них определенных формализованных силовых факторов, связан не только с утверждением определенных норм и правил во взаимоотношениях лидера с массами, но и возможным применением'Лринудительного воздействия.
К-сщуктуре парламентского лидерства относятся факторы зрелости субъекта и объекта лидерства, объ- ективные и субъективные обстоятельства, формирую- щие на сознательном и подсознательном уровне по- требность в установлении отношений руководства и подчинения. Сюда же следует отнести прямые и опо- средованные политико-психологические отношения между субъектом и объектом парламентского лидерст- ва, наличие системы коммуникации - прямого или опосредованного обмена информацией.
Применительно к сфере парламентской деятель- ности взаимосвязь лидерства и руководства прояв- ляется в том, что оба являются содержательными характеристиками процесса реализации субъектом парламентской деятельности своих властных полно- мочий. В отечественной и зарубежной науке не слу- чайно очень много внимания уделяется раскрытию сущности роководства как формального лидерства и лидерства 'как неформального руководства.Таким образом, авторитет и руководство - категории, харак- теризующие статическую и динамическую модели лидерства в Государственной Думе РФ.
В структуру парламентского лидерства входит и политическое поведение. Под политическим поведением мы понимаем целенаправленные действия политиче-, ского характера, субъекты которых приписывают им определенное ценностное значение и на основе этого значения соотносят их с окружающей действитель- ' ностью. Несмотря на многообразие целей и форм политическою поведения, оно обладает доступными эм- пирическому наблюдению относительно устойчивыми характеристиками, которые раскрывают направлен- ность и интенсивность поддержки или отвержения действий лидера.
Особенность субъектной структуры парламентско- го лидерства заключена в том, что лидерство может носить не только индивидуальный, но и групповой характер. Действия коллективных структур в массо- вом сознании воспринимаются как деятельность не- / коего целостного политического института, не нося- щего яркого персонифицированного выражения. Поскольку в структуру парламентского лидерства входит парламентская деятельность, следует обратить внимание на четыре типа политического действия по отношению к парламентскому лидеру.
1. Целерацнонашое поведение
Оно возникает в тех случаях, когда действия в поддержку парламентского лидера базируются на понимании тех выгод, которые принесет деятельность парламентария по достижении им политического пер- венства. В основе этой поддержки лежат: анализ со- циально-политической и психологической ситуации, просчет возможных вариантов, связанных с лидерст- вом других политиков; оценка последствий успеха или неуспеха деятельности тех или иных парламентариев (критерием рациональности является выгода, дости- жение успеха).
2. Цеяностнообоснованное поведение
Поддержка парламентского лидера основывается на сознательной вере в идеологическую, религиозную, этическую или иную ценность определенного пове- ления, независимо от того, насколько оно связано с достижением успеха. Ценностнообоснованная под- держка парламентского лидера массами строится на основе соблюдения людьми определенных заповедей, норм, ценностей, доминирующих в массовом сознании и принятых ими. То есть цель действия (поддержка политика) и само это действие со стороны масс совпа- дают, побочные следствия не принимаются в расчет. 3. Эмоционално-аффективное поведение
Поддержка парламентского лидера основывается на чувственно-эмоциональных переживаниях, связанных с его личностными качествами, взглядами и поступками.
4. Традиционное поведение
Оно возникает тогда, когда поддержка парламент- ского лидера основывается на традициях, привычках, утвердившихся в политической жизни общества или у определенной его части.
Таким образом, парламентский лидер - это та- кой политик, который в определенных социальных общностях обладает наибольшей легитимностью, спо- собностью создавать массовую базу поддержки сво- им действиям и формировать по отношению к ней позитивное сознание масс.
В массовом политическом сознании отражаются все наиболее важные текущие события политической жизни. При этом та часть социально-психологическо- го отражения политической жизни, которая непо- средственно связана с конкретным парламентским лидером, собственно, и составляет основу социально- психологического “среза” лидерских отношений. Она, конечно, не является неким слепком в массовом созна- нии действий или взглядов парламентского лидера, а представляет собой отражение того отношения, в каком этот лидер, отвечает потребностям, интересам ожиданиям, мотивам деятельности тех или иных соци- альных групп. По своей социально-психологической форме эта реаюция на поведение и деятельность пар- ламентского лидера в массовом сознании может быть:

- когнитивно-рациональной, то есть может пред- ставлять собой определенные знания, све- дения, анализ взглядов и действий парламент- ского лидера, Ее индикатор - соответствие поступков лидера интересам, потребностям, ожидашиям той или иной социальной группы; - аксиолсиго-оценочной, представляющей собой отношение в форме оценок, мнений, суждений, выводов, о взглядах и действиях парламентского лидера;
- эмоционально-чувственной - как эмоциональ- ная реакция в форме переживаний, настрое- ний, чувств по поводу взглядов и действий парламентского лидера (например, чувствен- но-эмоциональное восприятие политической действительности);
- регулятивно-волевой - как результат актив- ного отражения в массовом сознании взглядов и действий парламентского лидера и готовно- сти масс: поддерживать их (или противодейст- вовать им).
По тому, какие из этих компонентов доминируют в массовом сознании различных социальных групп, общества в целом, какую направленность и интенсив- ность имеют эти доминанты, по отношению к взгля- дам и действиям лидера, можно судить:

- об общем характере массовой поддержки пар- ламентского лидера;
- о структуре и стратификации этой поддержки;
- об устойчивости конкретного парламентского лидерства.
На различных этапах развития парламентского лидерства композиционность форм социально-психо- логического отражения этого процесса в массовом сознании различна. На этапе завоевания парла- ментского первенства общественность более склон- на оценивать действия лидера 'чувственно-эмоцио- нальным образом. Причем интенсивность именно такого отражения может регулироватьотособенно- стями специализированного массового сознания. К примеру, рост авторитаризма, этноцентризма ир- рационализирует массовое сознание и поведение.
Отношение масс к лидеру в этом случае формирует- ся преимущественно в эмоционально-волевой плос- кости. Рациональные знания, анализ взглядов и по- ведении лидера в этом случае не играют решающего значения. Более того, попытка такого анализа может быть расценена как прямое покушение на “достоин- ство” парламентского лидера, “оскорбление чести” тех, кто поддерживает его действия. В этих условиях массовое политическое поведение в большей степе- ни детерминировано инстинктами, предрассудками и т. д., нежели расчетом и анализом.
Таким образом, политическая психология является мощным фактором не только формирования и развития конкретного парламентского лидерства, но и общего хода политического процесса. Именно поэтому деятельность того или иного парламентского лидера всегда может быть подвергнута прогнозу и оценена с точки зрения связей и корреляции доминирующих политико-психологических типов ориентации, установок.
Современный парламентский лидер обладает осо- бым менталитетом, характером и типом поведения, которые в ряде случаев обусловлены не сформулиро- ванными явно и не вполне'осознаваемыми в обществе Коллективными психологическими установками.Пси- хологические характеристики: особая воля, энергич- ность, деловитость, в определенной мере жесткость, патриотизм и социальная ангажированность, оратор- ское мастерство - отражают и выражают природу, внутреннюю сущность парламентского лидерства, его качественные особенности.
Социально-психологические функции парламент- ского лидерства трудно охарактеризовать без учета того, что обеспечивает функционирование данного феномена. И здесь в первую очередь следует выде- лить такие специфические функции,как:

- целеполагающе-законотворческая функция не случайно определена как основная, поскольку форми- рование общественных целей и их реализация путем законотворческой деятельности, политического воздей- ствия на все компоненты общественной системы яв- ляется главной особенностью данного явления в кон- тексте современного управления обществом;
- компенсаторная функция - не менее важная составляющая парламентского лидерства. Сам факт существования парламентского лидерства обусловлен не только выполнением определенных социально-по- литических функций в деятельности общественной системы в целом, но и выполнением некой компенса- торной роли, которая во многом опосредована пред- ставительной функцией парламента. О потребности населения в лидере,руководителе как ключевом фак- торе развития группового лидерства говорят многие исследователи.Такое объяснение мотивации массового политического поведения является традиционным для психоаналитической школы. Однако, говоря о компен- саторной функции парламентского лидерства, мы имеем в виду не компенсацию неких заложенных в детстве потребностей в лидере, а то, что сама личность лидера и проводимая им политика выступают неким “снятием” в массовом сознании противоречия между стремлением людей изменить, улучшить свои жизнен- ные условия, и возможностями, предоставленными для этого политической системой государства, парла- ментом;
- мировоззренческая функция прежде всего свя- зана со спецификой воздействия парламентского ли- дера на массовое сознание. Лидер для обеспечения массовой базы поддержки своих действий стремится сформировать у людей такие политические представ- ления и взгляды, которые бы не только коррелировались с позитивной оценкой населением его действий, но и направляли определенным образом политическое по- ведение масс (поддержка на выборах, участие в массо- вых акциях и т. д.);
- регулятивная функция проявляет себя посред- ством взаимодействия с мировоззренческой функци- ей парламентского лидерства. Как уже отмечалось, регуляция массового поведения может осуществлять- ся не только на основе прямого административного воздействия, но и на базе социально-психологическо- го влияния. Не только на основе правовых норм, пра- вил, а также на основе применения определенных административных санкций, на базе неписаных, но общепринятых в данном обществе или социальных группах политических норм;
- коммуникативная функция парламентског лидерства прежде всего способствует массовому об щению людей, совместному их действию не только в рамках парламента, определенных политических о ганизаций (партий, общественно-политических орга- низаций, парламентских фракций и т. д.), но и в раз- личных неформальных видах общения;
- и наконец, интегрирующая функция парламент- ского лидерства может рассматриваться как на уровне общества в целом, так и на уровне тех общественно- политических групп, в границах которых оно про- является. В любом случае парламентское лидерство является фактором, укрепляющим и поддерживающим определенную политическую общность людей (на базе общности их политических взглядов, интересов, ценно- стей и т. д.). Наряду с этим парламентское лидерство может играть и дезинтегрирующую роль по отноше- нию к другим политическим общностям.
Социально-психологические функции парламент- ского лидерства во многом совпадают с функциями лидера, но далеко не тождественны им. Социальные функции парламентского лидерства характеризуют специфику этого явления как подсистемы всего обще- ства, в то время как функции лидера отражают глав- ным образом его особенности как компонента той функционально-целевой системы, каковой является само парламентское лидерство.
К числу специфических социально-психологиче- ских функций парламентского лидера можно отнести социально-преооразующую и соцйально-мобилизую- щую функции. Эти функции отражают специфику самой парламентской практики лидера, которую мож- но рассматривать в двух аспектах: как деятельность, связанную с преобразованием социально-политиче- ской среды, и как деятельность, направлению на за- воевание своего места среди других властвующих субъектов, а также на усиление влияния среди чле- нов общества. Для выполнения этой функции требу- ется осуществление определенных мобилизационных шагов, интеллектуальных (изучение ситуации с точ- ки зрения интересов политических общностей, фор- мирования концепции решения проблемы) и ресурс- ых (мобилизация в руках политика необходимых материальных человеческих, информационных, орга- лзационных, финансовых ресурсов);
Ключевое значение в этом процессе играет соот- ношение технологии и стратегии лидерства, каждая из горых представляет собой определенную последова- ельность действий для достижения намеченных ре- зультатов. Искусство политической деятельности пар- ентского лидера определяется способностью найти такой вариант соотношения тактики и стратегии, при котором эффективное решение социально политических проблем сочетается с повышением статуса и ростом его влияния в политической жизни общества.
В числе функций, осуществляемых парламентским лидером, следует назвать и такие, как:

- аналитическая: изучение, обобщение и осмыс- ление информации о состоянии массового сознания оценка деятельности всех ветвей власти отдельных организаций,территорий;
- прогностическая: прогнозирование развития политических процессов в стране и парламенте, осо- бенностей деятельности и возможных результатов (в том числе и отрицательно влияющих на общее со- стояние дел в данной сфере деятельности) отдельных акций, работы, поведения депутатов;
- информативная, которая носит характер обрат- ной связи: обеспечение субъектов и объектов поли- тической деятельности информацией об их взаимо- действии об общественном мнении, общественных настроениях, отношениях к конкретным действиям, поступкам, акциям;
- консультативная: оказание помощи субъектам политической деятельности, депутатским группам и отдельным депутатам по совершенствованию их дея- тельности, консультирование в системе отношений “депутат - избиратель”.

Психологические характеристики субъекта парламентского лидерства
Личность парламентского лидера является сложней- шим многомерным образованием и состоит из множест- ва различных взаимосвязанных структурных элементов. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют дан- ные многолетнего включенного наблюдения, контент- анализа выступлений парламентских лидеров, результаты социально-психологических опросов и др. исследования поведения лидеров Государственной Думы. На основе результата анализа лидеров Государственной Думы вто- рого созыва можно составить определенную типологию лидеров российского парламента.
При рассмотрении психологических портретов парламентских лидеров прежде всего учитывались следующие составляющие:

1) возрастные характеристики,
2) биографические данные, образовательные ха- рактеристики, достижение парламентским лидером своего “акме”;
3) психологические характеристики среды форми- рования личностных качеств парламентских лидеров, характеристика родительской среды;
4) характеристика семейной среды парламентских лидеров;
5) индивидуально-психологические характеристи- ки особенности высшей нервной деятельности, стиль руководства парламентских лидеров;
6) мотивация деятельности парламентских лидеров;
7) самостоятельность принятия политических ре- шений парламентскими лидерами;
8) активность в парламенте, психологические ме- тоды воздействия на аудиторию;
9) взаимовлияние парламентских лидеров и воз- главляемых ими депутатских объединений.
В целом каждый парламентский лидер обладает специфическими чертами характера, особыми прие- мами руководства и воздействия на массы, владеет нестандартными способами достижения поставленных целей и другими психологическими особенностями.
Теоретический анализ и эмпирические данные иссле- дования свидетельствуют о том, что в большинстве своем парламентские лидеры - личности сильные, обладают особым менталитетом, необходимыми для парламентский деятельности качествами, способно- стями и умениями. Для осуществления парламентской деятельности лидеру необходимо иметь сформирован- ные политические качества организатора, аналити- ка, законодателя, прогнозиста, идеолога, ораторшу Среди психологических характеристк основными являются волевые качества, коммуникабельность, стрессоустойчивость, самообладание, быстрая реак- ция, адаптивность и др.
Личностные и профессиональные характеристики субъекта влияют на результативность парламентского лидерства. Объективную детерминацию парламентской го лидерства характеризует степень проявления вла- ных полномочий парламентского лидера, которые обусловлены его статусом, уровнем легитимности, сфе- РОИ и масштабом деятельности.
Субъективная детерминация парламентского лидер- ства характеризуется комплексом индивидуально-психологических особенностей, качеств, способностей его представителя, в том числе стратегией его развития, профессиональным опытом, жизненной позицией.
Проведенный анализ-исследование свидетельст- вует о том, что парламентские лидеры относятся к типу сильных и очень сильных личностей. В большинстве своем они обладают повышенной чувствительностью быстротой реакции, высокой адаптивностью, эмоцио- нал^но-рациональным поведением. Лидеры облада- ют особым менталитетом, необходимыми для парла- ментской деятельности качествами, способностями и умениями.
Немаловажными факторами, характеризующими парламентского лидера, являются его Мировоззрение, ораторское мастерство, стиль поведения. Действия боль- шинства парламентских лидеров во многом определяют их "ближайшее окружение, которое руководствуется целенаправленным, ценностно-обоснованным, эмоцио- нально-аффектным или традиционным поведением.
Наиболее широко применяемой классификацией типов лидеров является выделение "авторитарного” и “демократического” стилей. Данная классификация дает возможность охарактеризовать наиболее типичный в настоящее время в Государственной Думе РФ стиль руководства.
Исследование выявило, что с позиций классифи- кации лидеров, предложенной К. Ясперсом, парламент- ские лидеры либо подпадают сразу под два признака (лидер - выразитель ситуации и лидер-демагог), либо вообще не вписываются в эту систему.
В то же время классификация стиля поведения, предложенная Г. Лассуэллом, показывает ситуатив- ность поведения всех нынешних парламентских ли- деров, “специализирующихся”, эксплуатирующих. Вступление в эпоху рыночных отношений коренным образом изменило принципы организации управления страной и обществом, но не устранило причин поро- ждающих лоббистскую деятельность.
В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции сущест венно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парламентов мира остается неизменной. Парламенты любой стра- ны постоянно находятся в фокусе общественно-поли- тической жизни общества и государства, являются средоточием существующих в обществе многочислен ных интересов, мотивов, потребностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных