Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к мастеру как учителю и воспитателю молодежи

Одним из важнейших требований - качеств, ко­торыми должен обладать мастер производственного обучения является его нравственный облик, интеллигентность.

Интеллигентность - это не только проявление внешней куль­туры, начитанность, вежливость, это качество личности человека. Это мировоззрение, система взглядов и проявлений личности, в основе которых гуманный приоритет во всем. Это естественное состояние нравственного человека. Особенно необходимо это качество воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Профессиональное мастерство. Реальные умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Мастер для учащихся – это представитель избранной профессии, образец для подражания.

Педагогическое призвание, культурный уровень. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить свою профессию – качества присущие мастерам ПО. Если мастер умеет понимать своих учеников, испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, то это означает, что у него есть педагогическое призвание. Лучшие мастера – это, как правило, эмоциональные, энергичные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников. Переживающие их успехи и неудачи.

Высокий уровень общей культуры и кругозор. Большое значение эрудиция мастера имеет для организации внеклассной воспитательной работы, где широта интересов и кругозор мастера помогают подсказать учащимся интересные дела. Курс ПО нельзя вести не привлекая данные смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знаний. Мастер должен быть знаком с произведениями художественной и научно-популярной литературы, ис кусства, знать молодежные песни, знать и уметь читать стихи, понимать музыку - без этого трудно работать с современной молодежью, отвечать на их вопросы, давать квали­фицированные советы, осуждать нежелательные увлечения.

Специфика деятельности мастера производственного обучения в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной работе в училище, а тем более высокие спортивные достижения - непременное требование, половина его авторитета, Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных результатов, следует всегда быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в училищной спартакиаде, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную часть коллектива.

Каждая рабочая профессия требует физической выносливости, а выносливость можно воспитать только при регулярном занятии спортом и физкультурой. Но физическая культура - это не только воспитание выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности.

Данные наблюдений свидетельствуют, что молодежь более охотно идет в училища, где любят спорт, где хорошо поставлена спортивная работа. А это далеко не последнее дело, и здесь большая роль принадлежит мастерам производственного обучения.

Педагогическое мастерство. Сложность работы мастера в том, что ему часто приходится принимать решения учебного и воспи­тательного характера, которые вследствие конкретной ситуации не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед мастером новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свое педагогическое мастерство, опыт, интуицию, знания.

Педагогическое мастерство - понятие комплексное. Это синтез разнообразных качеств личности мастера, научных, технических, педагогических знаний, умений с помощью которых можно добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.

Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер. Педагогическое мастерство проявляется в том, что мастер владеет эффективными способами обучения учащихся, умеет воспитывать у них уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, несет ответственность за результаты своей деятельности. Педагогическое мастерство формируется в активном и творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.

Мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Он тщательно подбирает наиболее це­лесообразные учебно-производственные задания, учитывает осо­бенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и ин­дивидуальную работу учащихся на уроке, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные воз­можности и способности.

Самое сложное в мастерстве мастера - психологиче­ская направленность его действий и педагогических приемов (по­
чему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и
т.п.). Наиболее важным при этом является понимание мастером
тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще
всего ошибаются, и построение своих педагогических воздейст­
вий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти
трудности и ошибки. В этом важное проявление опытности, ма­
стерства педагога.

Каждый мастер имеет, как говорят, свой «педагогический по­черк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль. От стиля работы мастера во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее резу­льтативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных си­туациях. Стиль, как педагогическое мастерство в целом, не яв­ляется врожденным качеством мастера, а формируется в процессе практической деятельности.

Основные показатели положительного стиля работы опытного мастера, владеющего педагогическим мастерством: высокий уро­вень организации занятий, бережное отношение к своему рабо­чему времени и рабочему времени учащихся, целесообразный подбор учебно-производственных работ, высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности, нацеленность на качество, деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью, строгая требовательность к соблюдению правил безопасности труда.

Одним из важных критериев педагогического мастерства, оп­ределяющих авторитет мастера, нужно считать умение его устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива училища. Правильные взаимоотношения между мастером и учащимися - это прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основан­ные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства мастера.

Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспи­танникам, особенно к стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие мастера к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношениях с товарищами, в выполнении обще­ственных поручений. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку.

Одно из важных проявлений педагогического мастерства — умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной сози­дательной деятельности.

Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом — вот что отличает работу опытного педагога. Умение поговорить с учащимся - большое искусство. Нужно уметь выслушивать уча­щихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стре­мится показать учащемуся, что это неприятная для него, но не­обходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов. Опытный педагог никогда не злоупотребляет выгово­рами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей. По­рицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, так как свидетельству­ют о тактичности, внимательности, доброжелательности, мастера к провинившемуся. Все это учащиеся понимают и по-своему оце­нивают. Это, естественно, нисколько не исключает возможности и необходимости привлечения ученического коллектива к воспи­тательным воздействиям. Но во всем нужна разумная мера.

Важнейшим показателем, влияющим на авторитет мастера у учащихся, является его педагогический такт. Педагогический такт — это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он, мастер, делает. Педагогический такт основывается прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявля­ется в нравственной чистоте и силе педагога, в умении быть вы­ше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Педагога во взаимоотношениях с учащимися отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.

Вот некоторые показатели-критерии педагогического такта мастера:

o естественность и простота обращения - без фамильярности;

o доверие - без попустительства; просьба - без упрашивания;

o рекомендации и советы — без навязчивости;

o воздействие в форме предложения, советы, предупреждения; внушения и требования — без подавления самостоятельности;

o серьезность тона - без окрика, резкого одергивания;

o ирония и юмор - без насмешливости;

o требовательность - без мелочной придирчивости;

- доброта и доброжелательность - без сентиментальности и за­игрывания;

o настойчивость - без упрямства;

o деловой тон - без раздражительности и излишней сухости; последовательность требований - без колебаний и отмены своих решений;

o быстрота ориентировки и принятия решений - без поспешности

- и опрометчивости;

- внимательность к учащимся - без излишней опеки, без под­черкнутого наблюдения за ними;

- спокойная уравновешенность и сосредоточенность, исключающая безразличие и излишнюю эмоциональность.

Решающее значение для умения мастера устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них — индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастер­ства, который мастер обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный мастер обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника, тактично и методично добьется желаемого результата. Очень важно при этом опору делать на положительные качества личности учащихся.

Педагогическое мастерство мастера тесно связано с его творческой активностью. Это ценнейшее качество любого специалиста, тем более педагога. Если мастер постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен тем, чего достиг, он может стать мастером педагогического труда. Мастер же, которого удовлетворяет повседневная однообразная служба, который сегодня 1 урок проводит так же, как и вчера, а завтра, как сегодня, такой мастер превращается в ремесленника.

Педагогическое творчество не обязательно завершается от­крытием новых способов обучения: это чаще всего использование новых сочетаний уже известных методов, приемов и средств обучения, новые решения педагогических задач.

Однако, высоко оценивая педагогическое творчество, утверждая его как основное условие педагогического мастерства, необходимо всегда помнить, что оно не имеет ничего общего с педаготическим прожектерством. Искать, творить новое можно только при высокой общей педагогической эрудиции, творчески используя передовой педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.

Общие успехи учебно-воспитательной деятельности мастера производственного обучения, рост его педагогического мастерства во многом зависят от микроклимата, в котором он живет трудится, от творческого настроя коллектива, от того, на­сколько быстро творческие находки отдельных педагогов становятся достоянием многих.

Памятка

мастеру производственного обучения по совершенствованию своих личностных качеств и педагогического мастерства

Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализиро­вать, будьте сами думающей личностью.

«Личность воспитывается личностью, характер вырабатыва­ется характером» (К.Д. Ушинский),

Педагог не может проводить в жизнь идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден сам педагог.

«Не тот учитель, кто учит, а тот, у кого учатся» (Народная мудрость).

Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком на земле. Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверен­ность и бодрость, - самые любимые педагоги.

Учить надо ярко и смело. Это возбуждает активность мыс­ли и действий учащихся, усиливает их интерес к учению.

Педагогическая деятельность мастера плодотворна лишь тог­да, когда она формирует самостоятель­ную активную учебно-производственную деятельность учащихся.

Некоторые правила совершенствования педагогического мас­терства, вытекающие из основных принципов "педагогики сотруд­ничества":

учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что от ждут от вас;

чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения;

поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, caсостоятельно, творчески;

помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения;

как можно чаше давайте учащемуся почувствовать радость успеха;

не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счёту;.

умейте прощать учащимся мелкие проступки; не возводите мелочи в принцип;

старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне;

ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения;

ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности;

ни один проступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все знает, мастер все видит;

никогда не забывайте отметить стремление учащегося стать лучше;

во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося;

ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд это дело чести;

к серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них;

всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы;

постоянно совершенствуйте педагогическую технику: распределение внимания, оперативное переключение объектов наблюдения, управление собственным состоянием, техника речи и т.д.

Дорог к сердцу воспитанников много: интересное дело и личность мастера, доверительная беседа и коллективное творчество, общение с природой и встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной, а всеми дорогами сразу, искать все новые и новые.

 

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте Положение о мастере производственного обучения профессионально училища и выделите ос­новные обязанности мастера как учителя профессии и воспитате­ля молодежи.

2. Проанализируйте основные черты и качества мастера про­изводственного обучения, объединенные в понятиях "педагогичес­кое мастерство" и "профессиональное мастерство".

3. Обоснуйте тезис об объективной необходимости единства педагогического и профессионального мастерства мастера произ­водственного обучения.

4. Каковы основные требования к моральным, нравственным качествам мастера как учителя и воспитателя?

5. В чем проявляется педагогический такт мастера?

6. В чем и как в учебно-воспитательной деятельности мас­тера проявляется его педагогический стиль? Проанализируйте основные характерные черты положительного педагогического стиля мастера.

7. В чем конкретно должен проявляться личный пример мас­тера в эффективном решении задач обучения и воспитания уча­щихся?

8. В чем проявляется опытность мастера? Зависит ли опыт мастера только от стажа его работы?

9. В чем проявляется творческий стиль педагогической дея­тельности мастера.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Яппарова Алсу и Грехов Виталий | СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных