Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диалектический материализм




Материя и сознание. Вся окружающая людей действительность включает в себя два исходных вида явлений. Один вид – мате-риальные, т.е. вещественные явления; они существуют вне человеческого сознания в виде предметов, процессов и независимо от него. Другой вид – идеальные (духовные), т.е. невещественные явления; они существуют в человеческом сознании в виде мыслей, чувств и неотъемлемы от него. Поскольку, кроме материального и идеального (духовного), ничего иного в действительности нет, исключительно важно понять характер их связи между собой. Без этого невозможно нарисовать общую картину мира, создать то или иное мировоззрение. Отсюда вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию составляет основной вопрос любой философии.

В свою очередь основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона касается выяснения: что первично и что вторично – сознание или материя, материальное ли порождает идеальное (духовное) или наоборот? Вторая сторона касается выяснения: познаваем ли мир, способно ли сознание составить верные представления о нем? Философы, считающие материю первичной, а сознание вторичным, относятся к материалистам. Философы, считающие первичным сознание и вторичной материю, относятся к идеалистам. Материалисты признают познаваемость мира, способность сознания составить верные представления о нем. Часть идеалистов считает возможным познать мир, но рассматривает познание не как проникновение в глубь материи, а как познание или собственных мыслей (субъективные идеалисты), или некоего порождающего материю Мирового духа, Мировой идеи (объективные идеалисты). Часть же идеалистов вообще отрицает возможность достоверного познания, образуя лагерь агностицизма (от греческого: «а» – не, «гносис» – знание). Главная черта материализма заключается в стремлении объяснять мир из него самого, представлять его таким, каков он есть на самом деле, без всяких прибавлений и выдумок. Главная черта идеализма, напротив, заключается в отказе и неспособности объяснять мир из него самого, в искажении подлинного положения дела. Поэтому материализм соответствует научному знанию и, как правило, служит прогрессивным силам общества, заинтересованным в правдивом взгляде на действительность для ее успешного преобразования в интересах большинства. Идеализм же противоречит научному знанию и, как правило, служит реакционным силам общества, заинтересованным в обмане большинства для сохранения над ним своего господства.

Марксистско-ленинская философия базируется на прочных и безусловных материалистических основаниях, исходит, как отмечено, из первичности материи и вторичности сознания. Согласно марксистско-ленинским воззрениям, материя есть то, что составляет всю объективную реальность. Она естественна, посюстороння, вечна, ее никто никогда не создавал и никаких нематериальных, сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует. Сознание же есть свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной, т.е.человеческого мозга. Суть этого свойства – отражать материю и воспроизводить объективную реальность в субъективных идеальных (духовных) образах. Принципиальное отличие материализма от идеализма в вопросе о соотношении сознания и материи хорошо показал Маркс на сравнении своего понимания процесса мышления с гегелевским его пониманием: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель. – А.Б.) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[10]. Материальное, стало быть, порождает идеальное (духовное).

Вместе с тем, согласно марксистско-ленинским воззрениям, такое соотношение материи и сознания нельзя упрощать, считать его всегда абсолютным (неизменным). Абсолютное (неизменное) значение оно имеет только в пределах вопроса о том, что признавать изначально первичным и что вторичным. Здесь, действительно, всегда первичное – материя и вторичное – сознание. Во всех же иных случаях соотношение между ними будет уже не абсолютным (неизменным), а относительным (изменяющимся): материя и сознание могут как бы меняться местами. Поэтому ошибочно думать, будто сознание, являясь порождением материи, способно только пассивно, фотографически отражать объективную реальность, никак не влияя на нее. Возникнув на основе материи, сознание затем (из-за накапливающейся в нем информации о внешнем мире) начинает существовать в известном смысле независимо от материи, обретает по отношению к ней определенную самостоятельность и активность. Вследствие этого сознание делается способным оказывать обратное воздействие на породившую его материю – познавать объективную реальность и намечать пути ее преобразования. Люди тем самым получают возможность не просто приспособляться, как животные, к окружающему, удовлетворяться наличным порядком вещей, а и изменять существующее в соответствии со своими потребностями, стремлениями. «Сознание человека, – отметил в данной связи Ленин, – не только отражает объективный мир, но и творит его»[11]. Творит в том смысле, что через многообразную человеческую практику вторгается в этот мир и производит в нем нужные людям изменения.

Диалектический характер материи и сознания. Наукой и опытом установлено, что материя существует в пространственно-временной форме, а способом ее существования является движение, понимаемое как изменение, развитие. Движение абсолютно, вечно, его нельзя ни сотворить, ни уничтожить, ибо несотворима и неуничтожима сама материя. Энгельс пишет: «Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения… Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи»[12]. То же относится и к сознанию, поскольку оно порождается материей и неотрывно от нее. Отсюда следует, что и мир в целом, и сознание людей, как его отражение, необходимо рассматривать не в виде раз и навсегда данного, застывшего, а в постоянном движении, изменении, развитии. В объективной действительности нет ничего такого, чтобы так или иначе не двигалось, не изменялось, не развивалось

В философии исторически сложились названные уже две концепции развития. Одна представлена метафизикой, другая – диалектикой. Метафизика (с греческого – то, что идет после физики, т.е. умозрительное, оторванное от опытной науки знание) понимает развитие как лишь количественные изменения, как простое уменьшение и увеличение, как повторение одного и того же без возникновения качественно новых вещей, явлений, процессов. Причем последние она берет изолированно друг от друга и оставляет нераскрытым внутренний источник развития. Поэтому метафизическая концепция очень одностороння, бедна и не позволяет адекватно отразить многогранную, сложную объективную реальность. Она фактически есть концепция не развития, изменения, движения, а неподвижности, неизменности, покоя. Диалектика (с греческого – веду беседу, рассуждаю) понимает развитие как процесс скачкообразного перехода от постепенного накопления количественных изменений к иному качественному состоянию. И движение здесь рассматривается не как лишь повторение пройденного, а как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим вещам, явлениям, процессам и берет последние не в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Она не конструирует искусственно каких-то законов и не приписывает их затем объективной реальности, сознанию, а, наоборот, выводит с помощью сознания эти законы из объективной реальности и выражает их в системе понятий. И, согласно марксистско-ленинским воззрениям, диалектика поэтому представляетсобой наиболее полное, глубокое учение о всяком развитии – как внешнего мира (природы и общества), так и самого мыслящего сознания. Она есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектическое мышление, диалектический метод – инструменты познания и действия. Поскольку вся объективная реальность изначально диалектична, ее успешное познание и преобразование возможны только посредством диалектического мышления, на основе диалектического метода. Выработку такого метода создатели марксизма-ленинизма считали результатом, значение которого не уступает материалистическому воззрению.Они видели в диалектике живую душу, коренное теоретическое основание своего учения, лучшее орудие труда и острейшее оружие. В сущности каждое их произведение, даже если оно не посвящено специально философским проблемам, служит образцом применения диалектики к анализу исторической обстановки, фактов действительности. Именно глубоко диалектический подход к событиям, явлениям и тенденциям политической реальности позволял им в сложнейших ситуациях находить верные решения.

Диалектическое мышление есть высший тип умственной деятельности человека, качественный шаг вперед по сравнению с так называемым здравым человеческим смыслом, обыденным сознанием. Последнее, будучи по природе метафизичным, представляет собой непосредственное отражение видимости явлений. Это позволяет отобрать такие приемы и способы практической деятельности, которые известным образом учитывают объективные стороны вещей и в определенных рамках дают нужные результаты. Но обыденного сознания абсолютно недостаточно там, где требуется глубокий подход к теоретическим и практическим проблемам. За пределами узкой сферы своего приложения оно становится односторонним, ограниченным и неохватывает взаимную связь вещей, их движение и развитие, а значит, и сущность. Оценка явлений лишь с точки зрения обыденного сознания, с позиций здравого человеческого смысла наносит урон и теоретической, и практической деятельности людей. Напротив, диалектическое мышление не ограничивается одними лишь эмпирическими данными, а опирается на прочную научную основу. Ценность его заключается в том, что оно, повторим, представляет собой отражение в сознании людей тех же самых всеобщих законов, по которым развивается объективная действительность. И вследствие этого диалектическое мышление воспроизводит в мысли действительность адекватно. Причем оно не останавливается на восприятии только внешней стороны явлений, а проникает за видимые связи и отношения в мир сущностей и закономерностей. Выступая аналогом действительности, оно делает человеческую мысль такой же гибкой и подвижной, как сама жизнь, позволяет познавать ее во всей противоречивости, многогранности и глубине, следовать за всеми изменениями и поворотами развивающейся реальности. Диалектическое мышление воспитывает у работников чувство нового, творческий подход к любому, даже самому рутинному делу, нешаблонный взгляд на вещи, умение находить решения там, где с точки зрения обыденных представлений их не может и быть. Оно придает особую силу искусству спорить, доказывать, убеждать, формирует способность доходчиво объяснять самые сложные научные и жизненные факты (отсюда и буквальный смысл понятия диалектики – веду беседу, рассуждаю). Овладение диалектическим мышлением составляет важнейшую задачу для каждого, кто стремится познать мир и участвовать в его улучшении.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных