Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственность по договору перевозки. Претензии и иски.




нарушение обязательств по перевозке (Ст.793) ГК РФ установлены правила об ответственности за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ), за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК РФ), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК РФ). Кроме того, исходя из принципа свободы договора, стороны в своем соглашении могут предусмотреть иную ответственность.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают ответственность пассажира за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Так, на железнодорожном транспорте в этом случае пассажир уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа. Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества железнодорожного транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ.

В договоре может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика по сравнению с ответственностью, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и иными законами (ст. 123 ВзК РФ). Исключения представляют случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 175 КТМ РФ допускает, что при перевозке определенного груза, если род, вид и состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения, перевозчик вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности:

- с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;

- если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом.

Повышение пределов ответственности перевозчика на основании договора о перевозке пассажиров на практике труднореализуемо, поскольку в подавляющем большинстве случаев данное соглашение является договором присоединения и оформляется проездным билетом, представляющим собой стандартизированный документ.

 

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование транспортных средств для перевозки грузов(ст. 794 ГК РФ) устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. На автомобильном транспорте за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении. Сумма штрафа, причитающаяся автомобильному перевозчику и грузоотправителю, подлежит уплате в 5-дневный срок. КТМ РФ специально регулирует ответственность за непредъявление груза к перевозке только при осуществлении перевозок по чартеру.

Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору:

- непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;

- прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;

- иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (вина грузоотправителя в невыполнении перевозчиком принятой заявки, вина грузоотправителя за неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки).

 

Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира (Ст.795) На речном и железнодорожном транспорте за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда. На воздушном транспорте за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте величина такого штрафа достигает 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа. Следует обратить внимание на то, что она не ограничивается стоимостью проезда. На автомобильном транспорте положения об ответственности перевозчика за задержку отправления (прибытия) пассажира, отсутствуют.

Перевозчик может быть освобожден от штрафа только в случаях, предусмотренных п. 1 статьи 795. К таким случаям не относится, например, задержка в прибытии пассажирского поезда в связи с необходимостью беспрепятственного которого не может быть отнесено к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Следует учесть, что права гражданина в интересах безопасности государства могут быть ограничены лишь федеральным законом, а не ведомственными актами перевозчика. Опоздание прибытия транспортного средства и задержка его отправления являются самостоятельными правонарушениями, каждое из которых не является причиной или следствием другого, однако в равной степени нарушают права пассажира. Если оба нарушения допускаются перевозчиком во время одного пути следования в отношении одного пассажира, тот вправе требовать возмещения неустойки за совокупный вред.

 

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (Ст.796)

1. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа. Утрата груза (багажа) не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика. Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его от железной дороги либо автоперевозчика, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа. На внутреннем водном транспорте багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. Если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель вправе потребовать выдачи этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение. Особым случаем освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза является доказательство того, что утрата, повреждение или порча груза произошли вследствие навигационной ошибки.

Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке - с объявленной ценностью или без нее. Перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза, поскольку контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Обусловлено это тем, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения как перевозимого груза, так и транспортного средства.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление.

 

Претензии и иски по перевозкам грузов ( Ст.797) Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения обязательства и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между сторонами без вмешательства суда. Претензией является направленное перевозчику (фрахтовщику) письменное требование, в котором должны быть четко отражены следующие данные: кому адресуется претензия; суть претензии и ее обоснование; сумма требования; подробный адрес заявителя; дата составления претензии; подпись уполномоченного лица, а также обязательно указано на то, что при неисполнении претензии в установленные сроки, либо при неполучении ответа на претензию лицо, ее предъявившее, вынуждено будет обратиться в суд за принудительным взысканием.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

В случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза - к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.

При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику - ОАО "РЖД". Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО "РЖД" рассматривать данный вид претензий. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Исключение составляют однородные грузы, погруженные одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении возмещения ущерба за утрату груза - по истечении 30-ти дней со дня окончания срока доставки груза. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен 6-ти месяцам. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. На автомобильном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, т.е. в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

Претензии должны предъявляться не только по требованиям не только об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

 

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (ст.800)

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072). Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (ст. 1079 ГК РФ). Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с комментируемой статьей, могут быть увеличены законом или договором (ст. 1085 ГК РФ).

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна охватывает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. По требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тысяч расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством. Очевидно, что в тех случаях, когда предел такой ответственности окажется ниже предела ответственности, установленного по правилам гл. 59 ГК РФ, приоритет будут иметь правила ГК РФ, а ст. 360 КТМ РФ применяться не должна.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных