Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы качественных исследования

Наиболее часто в педагогических исследованиях используются следующие методы: анализ текстов, архивные исследования, эмпирические исследования (опросы, интервью, полевые исследования – наблюдение), эксперимент, анализ вторичных данных.

Принято различать следующие виды анализа текстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический, дискурсивный анализ и др.

Архивные исследования – исследования с использованием архивных материалов. Архивный материал – основа для любого исторического анализа. Особый архивный материал - исторические документальные фильмы, фотографии, репродукции. Они выполняют функции визуальных рассказов и дают нам основу для висцеральных связей[1] и чувственную текстуру, которая связывает нас с прошлым.

Архивные исследования утомительны. Даже если не поднимать тяжелые коробки, просматривая старые бумаги и репродукции, пленки, все равно они утомительны физически, умственно и эмоционально. Многие архивы имеют бесплатный Wi-Fi доступ, который очень полезен и работа с его использованием становится менее утомительной.

Полевые исследования (field research, field work, от field — поле, пространство). Процесс сбора первичных данных для целей анализа.

Отличие от вторичных методов получения информации, в том числе кабинетного анализа, заключается в наличии непосредственного контакта с объектом исследований. Понятие полевых исследований пришло из социологии, в свою очередь социологией оно заимствовано из этнографии и антропологии, где обозначало сбор информации в реальных условиях на существующем объекте.

Каким методами качественных исследований должен владеть специалист в области исследования образования?

1.Наблюдение  
1.1. Прямые наблюдения / Direct observation http://learningstore.uwex.edu/assets/pdfs/G3658-5.pdf
1.2. Теневое экранирование / – скрытое наблюдение / covert observation -
1.3.Составление поведенческих карт/ Behavioral mapping - Феноменологический метод http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1213
 
1.4.Ситуационное исследование / Case-study Case study method http://www.ischool.utexas.edu/~ssoy/usesusers/l391d1b.htm  
2.Интервью Tool kit http://www.omni.org/docs/FocusGroupToolkit.pdf
2.1.Экспертное интервью / Expert interview http://www.hsp.org/files/oralhistoryguide.pdf   http://www.public.asu.edu/~kroel/www500/Interview%20Fri.pdf
2.2.Глубинное интервью / In-depth interviews
 
2.4.Фокус- группа / Direct observation   Методички по подготовки опросника, определение группы, проведению интервью 1.http://www.gdiworld.com/tips.htm 2.Tips for Beginners http://www-tcall.tamu.edu/orp/orp1.htm 3.How to conduct a focus group http://assessment.aas.duke.edu/documents/How_to_Conduct_a_Focus_Group.pdf
2.5.Метод дневника / Diary methods – изложение истории личного опыта  
2.6.Mетод Делфи /Delphi technique – экспертная оценка  
2.7.Мозговой штурм/ Brainstorming http://en.wikipedia.org/wiki/Brainstorming  
2.8.Проекционный метод / Projective technique (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю. http://www.gba-research.ru/article/praktika_provedeniya_issledovanij/qualitative/
2.8.1. Ассоциативный метод /Association tecnhique  
2.8.2.Метод завершения ситуации / Completion tecniques Просят завершить абзац, предложение, историю. http://www.ajol.info/index.php/jfecs/article/viewFile/52784/41386
2.8.3.Методы конструирования ситуации / Construction techniques Получение ответа по рисункам, анимационным тестам
3.Эксперимент / Experiment  
4.Моделирования ситуаций и ролевые игры / Simulation and role-play Dooley Kevin «Simulation Research Methods» http://www.public.asu.edu/~kdooley/papers/simchapter.PDF
5.Контент анализ / Content analysis http://writing.colostate.edu/guides/research/content/pop2a.cfm
6.Обоснование теории / Grounded theory  
7.Исторический и философский анализ / Historical and philosophy analysis  

 

Для проведения качественных исследований особое значение имеет вопросы выборки и кодирование информации. Выборка в качественном исследовании – это отбор людей, обладающих информацией об интересующих исследователя аспектах эмпирической действительности, которые, в свою очередь, являются основой теоретически релевантных понятий. То есть, критерием отбора людей выступают разрабатываемые теоретические положения, описывающие эмпирическую действительность. В ходе качественного исследования (с целью обогащения теории) могут понадобиться незапланированные интервью как с уже имеющимися, так и с новыми участниками. Это связано с тем, что исследователь узнает о новых аспектах, которые необходимо изучить более детально. Следовательно, выборку направляет разрабатываемая теория.

Качественная выборка связана с понятием теоретического насыщения, которое предполагает проведение интервью до тех пор, пока не обнаружится, что сообщаемые новыми участниками исследования данные не добавляют новых понятий в разрабатываемую теорию. Теоретическое насыщение и теоретическая выборка используются вместе для определения размера последней. [2] Существуют следующие методы выборки:

1. Отбор экстремальных (резко выделяющихся или отклоняющихся) случаев: изучение необычных проявлений интересующего феномена, например: успехи учителя/ примечательные неудачи; кризисы в работе руководителя школы и т.д.

2. Интенсивный отбор: информационно богатые случаи, которые наилучшим образом представляют феномен, например: хорошие ученики/ плохие ученики; выше / ниже среднего и др.

3. Отбор максимальной вариации: отбор разнообразных случаев для описания вариации в интересующем феномене; уникальные свидетельства, которые проявляются в различных условиях; определение общих важных паттернов, которые проходят «красной нитью» через вариации.

4. Гомогенный отбор: фокусировка; уменьшение вариации; упрощенный анализ; содействие групповому интервьюированию.

5. Отбор типичных случаев: иллюстрация или освещение того, что является типичным, нормальным, средним.

6. Отбор критически важных случаев: возможность логической генерализации и максимального использования информации для других случаев, поскольку если «это» справедливо в одном случае, «это», вероятно, будет справедливо и в других.

7. Отбор методом снежного кома: определение интересующих случаев благодаря отбору людей, которым знакомы те, кто обладает богатой информацией, и, таким образом, подходят для изучения.

8. Критериальный отбор: отбор всех случаев, которые отвечают определенному критерию, например учителя, которые принимают/не принимают инновации в школе.

9. Теоретический отбор: поиск проявления теоретического конструкта, интересующего исследователя, для его проработки и проверки вариаций.

10. Отбор подтверждающих и опровергающих случаев: разработка и углубление инициального анализа; поиск исключений; проверка вариации.

11. Стратифицированный целевой отбор: иллюстрация характеристик определенных подгрупп; облегчение сравнения.

12. Приспосабливающийся или возникающий отбор: следование новым примерам в процессе полевой работы; принятие преимуществ неожиданности; гибкость.

13. Целевой случайный отбор (малый размер выборки): добавление правдоподобия, когда потенциальная целевая выборка больше, чем может себе позволить исследователь; уменьшение смещений в пределах целевой категории (безотносительно генерализации или репрезентативности).

14. Отбор политически или социально важных случаев: привлечение внимания к исследованию или уклонение от привлечения нежелательного внимания посредством целевого включения/исключения в выборку чувствительных случаев.

15. Удобный отбор: удобность в плане экономии времени, денег и усилий, рациональность отбора;

16. Комбинированный или смешанный целевой отбор: триангуляция; гибкость; соответствие нескольким целям и потребностям.

В институциональных исследованиях к качественным методам также относят дискурсивный[3] и семантический анализ текстов.

 

Отбор тех или иных методов целенаправленного отбора для реализации теоретической выборки осуществляется исходя из особенностей разрабатываемой теории, групп людей, обладающих необходимой информацией, а также возможностей исследования. Данную специфику и другие особенности методов качественных исследований представляют различные пособия, ориентированные на исследования организаций и институциональных отношений в учреждениях образования. В целом сами методы качественных исследований предполагают признание того, что существует много различных способов понимания и осмысления мира.

 


[1] В переводе с латинского языка висцеральный это внутренний.

[2] © 2011-2012 Сергей Дембицкий http://www.soc-research.info/qualitative/index.html

[3] Понятием «дискурс» обозначается специфическая версия событий, выраженных в повествованиях, утверждениях, диалогах. Предметно-целевые и инструментальные свойства качественного исследования в дискурсивном направлении проявляются при анализе текстов как «материальных носителей дискурса». Для анализа дискурса в качественном исследовании недостаточно использовать средства контент – анализа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современная психология труда | История олимпийских игр


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных