ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Четвертая линия спора.Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу. Задание. Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках? (И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости». Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».) — Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию? (Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.) — Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.? (Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.) — Как же смотрит Базаров на природу? (Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.) — Как решается эта линия спора? (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)
V. Итог урока Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса. — Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь? — Докажите, что аристократизм — «бесплодный принцип». — Есть ли у нигилистов принципы? Докажите. — Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам? — Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова? — Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными? — Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды? — Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней? — Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?
Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|