Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭТОС НАУКИ И НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI ВЕКА




Тема 6.2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

ЭТОС НАУКИ И НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI ВЕКА

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА И ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ПАРАНАУКИ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЗНАНИЯ

ЭТОС НАУКИ И НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI ВЕКА

Этические проблемы современной науки настолько актуаль­ны и значимы, что не могут далее оставаться на периферии на­учных исследований. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе соци­альный и гуманистический аспекты науки. По определению Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и пред­расположенностей, которые считаются обязательными для уче­ного. Современная техника помещает человека в условия, дале­кие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир - это во многом технологизированное про­странство, человек окружил себя предметами техники, они со­ставляют его досуг и образ жизни, даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды. Сама сущность человека транс­формируется в направлении тяготения не к природе, гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между искон­ными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей обще­ства сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воз­действия становится сам человек, что создает определенную уг­розу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биоло­гии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразные эти­ческие проблемы в наиболее общем виде можно разделить на эти­ческие проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является про­блема авторства научных открытий, плагиата, компетентнос­ти и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совер­шение подобных актов: научное сообщество бойкотирует иссле­дователей, занимающихся плагиатом, прерывает с ними науч­ные контакты, отказывается от совместной работы. Для иссле­дований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благо­даря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, которое сви­детельствует о росте научного знания. В противном случае на­ука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повто­ры. Как правило, «псевдооткрытия» не долговременны. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, ин­тенсивно занимаясь научной деятельностью, отрывается от ре­ального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые значительно преувеличивают свой личный вклад в на­уку, сравнивая свою деятельность с деятельностью своих кол­лег, что также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходи­мость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющим людям научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компе­тентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной об­ласти. Строго говоря, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между професси­ональной ответственностью ученого и его социальной ответ­ственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и перво­степенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Этичес­кие проблемы, которые были порождены областью ядерной фи­зики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщеп­ления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного количества энергии.

Вопрос о практическом применении энергии атомного ядра воз­ник еще до того как было понято ее губительное воздействие на организм человека. В полной мере осознавая угрозы фашизма, в ус­ловиях попыток запрещения квантовой физики и теории относи­тельности выдающиеся немецкие физики продемонстрировали свои возможности, создав радарную защиту и атомную бомбу. Широко известен призыв Эйнштейна отказаться от использования атомно­го оружия, однако он не возымел действия: в августе 1945 г. на япон­ские города Хиросима и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила чело­вечество перед угрозой атомного уничтожения.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, ука­зывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тен­денций, в рамках которых признаются врожденными многие отрицательные черты человека - насилие, агрессия, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, ин­стинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и на­родностями. Далеко идущие выводы теории генетической детер­минации умственной деятельности очень часто были основани­ем для проявления расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэти­ки. Некоторые из них вызваны отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К про­блемной сфере относят взаимоотношения «врач - пациент». В ус­ловиях возрастающей формализации обязанностей врача паци­ент предстает в роли носителя определенного заболевания ли­шается индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности па­циента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

Особое место занимают этические проблемы, обусловленные увеличением технизации медицины и появлением принципиаль­но новых медицинских технологий и препаратов, которые рас­ширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время вырабатываются основные критерии, допускающие эксперимен­тирование на человеке. Исследователь биоэтики Б. Юдин обра­тил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в ес­тественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репро­дукции человека, замены пораженных органов и тканей, заме­щение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возни­кают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Вместе с тем возникает реальная опасность раз­рушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его физическому и психическому здоровью. Стрессо­вые нагрузки, воздействие канцерогенов, засорение окружающей среды трансформируют человека, разрушают его здоровье, ухуд­шают генофонд. Этические проблемы касаются и самого субъекта ответственности. Актуальной должна стать практика этической экспертизы в медицине. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации взаимодействия «врач - пациент», области трансплантации органов, области лекарственных препаратов и технологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока­залась авнгардом научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она предоставляет возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его, что считается по­зитивным при лечении ряда наследственных болезней. Одна­ко возникает соблазн планомерного совершенствования чело­веческой природы с целью все большей его адаптации к нагруз­кам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в гене­тических экспериментах, могут обмениваться генетической ин­формацией с прочими особями, и результаты подобных взаи­модействий могут привести к неконтролируемым мутациям. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетель­ствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных по­следствий.

Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Не­которые структуры мозга при воздействии на них способны про­дуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют экс­перименты, связанные с вживлением в мозг электродов, кото­рые, оказывая слабые электрические воздействия, препятству­ют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Этическое регулирование науки и появление высокого уров­ня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная не­обходимость, являются важной предпосылкой будущего разви­тия науки, будут способствовать обеспечению качества мораль­ности современной науки. Ученый должен осознавать свою ответственность за судьбу человечества.

Острой проблемой современности является технология клони­рования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся экс­перимент клонирования - создание искусственным путем пер­вого млекопитающего, полученного из соматической клетки, овечки Долли - феномен, потрясший воображение всего совре­менного человечества. Заметим, что соматической называется любая клетка взрослого организма, которая несет в себе набор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская по­ловины соединяются в единый новый организм.

Термин «клонирование» (от древнегреч. klon - побег, черенок) всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения и в этом своем качестве был достаточно хорошо известен (клониро­вание растений черенками, почками, клубнями в сельском хозяй­стве). Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, которые называются клонами. Клетки живого организма прошли специализацию и диф­ференциацию, поэтому клетка печени, к примеру, отличается от нервной клетки. Более того, в одних клетках включены и работают одни гены, в других - другие. Специализированные клетки организма теряют свою многовариантность. Существуют так называемые ство­ловые клетки, которые находятся на ранней стадии дифференцировки и могут давать начало разным типам клеток. Поэтому для клонирования существенно важно получить недифференцирован­ные клетки, которые могли бы размножаться, жить в пробирке и быть в любое удобное время пересажены животному-реципиенту. В стволовые клетки могут быть пересажены разные гены, измененные в нужной комбинации, после чего будут выращены организмы «с за­казанным генотипом».

В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсационное воспроизведение млекопи­тающего приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла пробле­ма возможности экспериментов клонирования над человеком. До тех пор пока речь шла о клонировании для обеспечения эффек­тивности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениевод­стве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с по­добным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.

По мнению известного американского ученого П. Диксона, любой способ, который испробован на млекопитающих, может быть при­менен к людям. В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множественности, в которой и не отличить, где генети­чески подлинное человеческое существо, а где артефакт, т.е. искус­ственно созданное.

Согласно публикациям в 1998 г. американский физик Р. Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине громогласно заявил о на­мерении приступить к работам по клонированию человека. Есть и желающие участвовать в этом эксперименте.

Если говорить о деталях процесса клонирования овечки Долли, то следует отметить, что начало этому организму дала материнская клетка, содержащая двойной набор генов матери. Иными словами, овца не имеет отца, но есть три матери: овца, которая дала свой ге­нетический материал, овца, от которой взяли клетку, и овца-реци­пиент, которая вынашивала знаменитого ягненка. Исследователи подчеркивают, что можно получить генетически идентичную копию только от материнского организма, потому что ядра пересаживаются в яйцеклетку. В цитоплазме яйцеклетки есть небольшая часть ге­нетического материала, митохондриальная ДНК, которая переда­ется зародышу только от матери и обусловливает материнскую на­следственность (поэтому любой человек, как и животное, получает больше информации от матери, нежели от отца).

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяйстве - в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь по­лучение копий ценных животных и растений, огромное коли­чество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точ­ной копией родительского организма или необыкновенно цен­ными растительными лекарственными препаратами, - не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных - все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просмат­риваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормом может слу­жить такое вещество, как калус, представляющее собой скопле­ние делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь но­вому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эф­фект. Иногда исследователи усматривают и возможность восста­новления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Решение данной проблемы связано с необходимостью четкого осознания многоаспектное™ феномена клонирования. Есть ме­дицинский, экономический, этический, философский, религи­озный аспекты этой проблемы. Клонирование как очень слож­ная экспериментальная технология, в принципе может приво­дить к воспроизводству не только эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и уродцев. С методологической точки зрения речь идет о рассогласовании поставленных целей и полученных результатов, что в условиях клонирования на человеке аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клони­рованный организм в социальном мире, а животное — в стадной жизни.

Ведь всем известна сложная иерархия в стадной жизни высших животных, их ролевое разделение и амплитуды поведенческого амп­луа. Изначальная жесткая генетическая запрограммированность может во многом ограничить универсальность данного организма; он может оказаться «странным» уродцем.

Налагает запрет на клонирование и Ватикан: служители ре­лигии настаивают на том, что рождение человека должно про­исходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на их взгляд, - это вызов всемирной ре­лигиозной морали, измена ее принципам. И хотя в клонирова­нии можно усмотреть возможность избежать грехопадения и отдаленный аналог непорочного зачатия, для православного че­ловека, как отмечает И. Силуянова, клонирование - это серь­езное искушение и возможность прельщения для монашенствующих как способ продлить свой род, сохраняя плотское воздер­жание.

Интересно, что в памятниках древности, например в текстах каб­балы, запрещается создание искусственного человека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст - герой из­вестного произведения Гете - пытается создать искусственного человека (гомункулуса), при этом присутствует сила зла - Мефис­тофель. Вместе с тем сюжеты о сверхчеловеке довольно часты. Про­блема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связана с выводом: «Бог умер!»; Хаксли в романе «О дивный новый мир» описывает генетические манипуляции с эмбрионами. И, наконец, идеологический заказ на советскую евгенику, предполагающую вмешательство в природу человека, использование достижений ге­нетики в целях государственной политики, формирование искус­ственного отбора в условиях ослабленного естественного, свидетель­ствуют о вероломстве псевдонауки. Евгенический эксперимент помимо психологического тестирования, медицинского обследования включает в себя искусственное осеменение. Цель подобных меро­приятий - повышение «умственных способностей населения».

Медицинский аспект клонирования, предполагающий произ­водство подверженных деформации органов и тканей, столь не­обходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой проблему организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди - это, в свою очередь, может привести к социально негативным последстви­ям и криминальному бизнесу.

Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один не­ожиданный аспект: данная технология во многом уязвима, по­скольку гении зачастую страдают серьезными патологиями. Шизофрения, циклотемия, эпилепсия, ряд разнообразных нервно- психических расстройств - лишь незначительный набор харак­теристик гениальных личностей. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей; поэтому гений прошлого века может стать в современном мире рядовым существом. Идея клонирования гениев может обернуться угро­зой здоровью генотипа совокупного родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обо­стрившихся глобальных проблем современности вызывает боль­шие сомнения. Такого рода экспериментирование, пусть даже под грифом «секретно», может привести к незапланированным му­тациям, исход которых будет непредсказуем. Маловероятно и то, что клонирование будет давать точные копии отобранных образ­цов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последо­вало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер. Как утверждает зместитель ди­ректора Института общей генетики РАН Е. Платонов, удачное клонирование первого ребенка потребует не менее 1000 попы­ток; появится большое количество мертворожденных или детей-уродов.

Клонирование в целях помощи бездетным семьям также про­блематично, ибо даже в случае положительного исхода и абстра­гирования от всех социально-негативных факторов клонирование предполагает воспроизводство не нового организма, а однояйце­вого близнеца отца или матери, т.е. родители получат не ребен­ка, а родственника - сестру или брата. Кроме того, клонирова­ние станет поддержкой инвертированных лиц - гомосексуалис­тов. Технологии искусственного размножения отменяют самый веский аргумент против гомосексуальных отношений - угрозу недовоспроизводства человечества. Подобные технологии откроют возможности для различных извращенных форм семейно-брачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровно-родственных отношений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных