Анализ первой строфы
— Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.
тени сизые
сумрак зыбкий
гул дальний
полёт незримый
тоска невыразимая
— Оцените значение эпитетов,
(Точные, единственно возможные. Тени действительно “сизые” — они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак “зыбкий”. А постепенный уход дневной жизни и внешней точней и не выразить — “гул дальний”.)
— Проанализируйте значение глагола “смесились”.
(“Смесились” — устаревшая форма глагола “смешиваться” — не столько механическое смещение, сколько слияние.)
Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный сумрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен “мотылька полёт незримый”. Удивительный дар поэта находить многосмысловые слова придаёт первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шёпотом (аллитерация на свистящее “с”), но вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: “цвет поблекнул, гул уснул”; само бытие человеческое становится зыбким: “Жизнь, движенье разрешились // В сумрак зыбкий, в дальний гул...”
— Проанализируем значение глагола “разрешились”.
(Разрешиться можно от бремени. У Тютчева сквозь одно значение “мерцает” другое: разрешиться – превратиться. Так возникает ощущение начала драмы.)
— Чем символичен образ “полёта незримого” мотылька?
(Этот образ становится кульминационным в создании внутренней реальности сумерек: с одной стороны, слух в сумерках утончается так, что слышен трепет крыльев мотылька; с другой физически ощутимо одиночество человеческой души. Этим объясняется трагическое восклицание: “Час тоски невыразимой!..” В нём можно услышать страх, одиночество, ужас.)
— Прокомментируем последний стих первой строфы.
(Передаётся ощущение растворения “Я”во Вселенной.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|