ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Вывод по теме урока.— Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? — Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство — не преступление?
Домашнее задание. 1. Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки со слов: «Ты был голоден!.. — убивать, убивать-то право имеете?» (ч. 5, гл. 4). 2. Ответить на вопросы: — в чем главная причина преступления Раскольникова — какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? 3. Пересказ тезисов учебника.
Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы [37] Карточка № 1 «Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов» М. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973 1. В чем состояли ваши трудности во время чтения романа? 2. В чем отличие романа Достоевского от других известных вам романов? 3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?
Карточка № 2 Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философский роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определении сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой — человек идеи. «...идея — сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это — человек идеи, — говорил о них Достоевский. — Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни». Записные тетради Ф. М. Достоевского. 1. Кого из известных на героев русской литературы можно назвать человеком идеи? 2. В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Преступление и наказание»? 3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.
Карточка № 3 «Вдохновение Достоевского начинало работать, тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...» В. Я. Кирпотин 1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? 2. Можно ли происходящее в романе назвать взрывом событий»? Почему?
Карточка № 4 На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». 1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом? 2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем? 3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|