Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классическая (административная) школа управления




Представители классической (1920—1950) школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. "Классики" старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, "классики" они были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Основоположником научного управленческого подхода стал американский инженер Тейлор Фредерик Уинслоу (23.03.1856 – 21.03.1915 гг.).

Он первым попытался осмыслить процесс управления предприятием и придать ему научный характер.

Свою трудовую деятельность Ф. Тейлор начал в низовых структурах, что наложило отпечаток на специфику его научных исследований. С 1882 по 1883 г. работал начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.

С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту.

С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций.

Тейлор систематизировал свои взгляды и изложил их в книгах "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления".

В них он сформулировал 5 основных принципов НОТ:

1. Для осуществлении любой деятельности необходимо научно, с помощью тестов отбирать людей, способных выполнять работу.

2. Рабочего необходимо научить выполнять работу наиболее рациональными способами.

3. Рабочий не должен быть универсалом и ему необходимо специализироваться в какой-то одной конкретной области.

4. Заработная плата должна побуждать рабочего к добросовестному труду. За перевыполнение плана его необходимо премировать.

5. Между рабочим и менеджером должно быть справедливое распределение ответственности, основанное на дружественной кооперации.

Главным стержнем работы Тейлора стал тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения поручаемых ему функций должны быть научно обоснованы.

Современная трактовка принципов Тейлора выглядит следующим образом


Рис. 2.1. Современное представление принципов менеджмента по Тейлору

Супруги Гилберт Фрэнк Банкер (1868 – 1924) и Лилиан Мюллер (1868 – 1924) параллельно с Тейлором, но независимо от него проводили свои исследования.

Они занимались изучением вопросов физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Основная идея исследования состояла в том, что в процессе работы человек делает огромное количество лишних движений. Если их своевременно обнаружить и устранить, то соответственно можно повысить эффективность труда рабочего.

Для своих исследований Гилбреты избрали труд каменщика. Результатом работы стало снижение движений с 16 до 8.

В данной части исследования они дополнили работу Тейлора, однако, помимо технологических вопросов, они перешли к социальным.

По мнению супругов Гилбрет, каждый производственный рабочий в процессе своего профессионального роста должен проходить три стадии:

Рабочий должен полностью освоить свою профессию.

Рабочий должен подготовить для себя смену.

Рабочий должен параллельно приобрести дополнительные навыки и подготовить себя к более сложной работе.

Одним из наиболее знаменитых методов было использование фотографии трудовых движений. Ф. Гилбрет выделил 3 фазы трудовых движений:

1. Определение наилучших приемов работы.

2. Обобщение их в виде правил.

3. Применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности.

Лилиан Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планировании, которая была воспринята менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала правильное восприятие рабочими принятых наверху решений и облегчала оценку выполнения заданий на основе принятых предварительных целей.

Принципы производительности труда были сформулированы контролером казначейства штата Мэриленд (США), 48 губернатором того же штата Колумбом Харрингтном Эмерсоном (26.03.1864 – 15.12.1945).

В своей книге "Эффективность как основа управления и опыт управления" Эмерсон развил идею об основах эффективности в менеджменте.

Эмерсон определил два способа предопределения неэффективности работ:

Необходимо научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда.

Следует сравнивать задачи таким образом, чтобы они мотивировали максимальную производительность.

Отличительной идеей Эмерсона является взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой управления.

Он рекомендовал к использованию стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающему с инженером по эффективности, по мнению Эмирсона, следует выполнять следующие функции:

1. Дает "промышленному и деловому миру" определенные стандарты и валютную систему мер, применимую к оценке всех услуг, материалов, оборудования.

2. Проводит точный количественный анализ и определяет рыночную стоимость всех текущих операций, с тем, чтобы информировать о степени эффективности.

3. Предоставляет в распоряжение работников средства и способы, которые обеспечивали бы стопроцентную производительность.

В своей работе "Двенадцать принципов эффективности" Эмерсон сформулировал следующие принципы управления, актуальные по сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе, признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на их рекомендациях.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контроль за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу "лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации".

8. Нормы расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Моррис Кук - сторонник применения научных методов в менеджменте и один из четырех человек, которым Тэйлор доверил пропагандировать свои идеи в области управления. К тому времени, промышленное производство было единственной сферой приложения принципов научного менеджмента. Кук распространил эти принципы на систему высшего образования и управления на всех уровнях — от муниципального до государственного. Известность Куку принес его доклад о состоянии высшей школы США в 1910 г., в котором он указал на недостатки в структуре высшего образования — некомпетентное принятие решений, пожизненное занятие преподавательских должностей, неадекватную оценку успеваемости и необъективные критерии оплаты труда профессоров. Позднее он получил возможность реализовать свои идеи управления, работая в мэрии г. Филадельфии.

Уоллас Кларк известен своей пропагандой американского научного менеджмента в Польше, Англии и Франции.

Кларк вместе с У. Поляковым приложил много усилий для внедрения идеи научного менеджмента в СССР.

Американский промышленник Генри Форд (старший) (30.07.1863 – 07.04.1947) в научном менеджменте известен следующими результатами:

1. Разработка теории "Фордизма" - модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах с использованием неквалифицированных или полуквалифицированных работников, занятых простыми операциями и объединенных на крупных фабриках. Такое производство обладает "эффектом масштаба".

2. В 1891 г. разработал конструкцию газолиновой тележки, на базе которой впоследствии был создан автомобиль.

В управленческой философии Форда выделяются следующие положения:

1. Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше.

2. Обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать себя и окружающих.

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: "Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек". Это своего рода социальная ответственность перед обществом.

Принципами организации работы Форд определял:

Машины – они являются исполнителями тяжелых работ.

Операционное внедрение лучших научно-технических новинок – определяется требованиями по организации производства.

Монотонные и требующие творческого подхода работы – производственные операции.

Чистота, гигиеничность, уют, учет психофизиологических характеристик работников – обязательные параметры производственной среды.

Альфред Причард Слоун (младший) (23.05.1875 – 17.02.1966), создатель организационной схемы и руководитель "Дженерал Моторс" сформулировал философию менеджмента, которая опирается на три важных фактора:

Концепция.

Методология.

Рациональность.

Основы менеджмента Слоун видел в следующем:

1. Разграничение обязанностей и координация действий.

2. План разработки решения вопросов разрабатывается посредством "мозгового штурма".

3. Качество менеджера – умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения.

4. Решающее значение придается системе и организации.

5. Все служащие обязаны повышать свою квалификацию – от обмена опытом на семинарах до обучения в институте.

6. Важное значение придается психологии внутрифирменных отношений.

Выработанная под руководством Слоуна организационная схема "Дженерал Моторс" считается классической, а сформулированные им качества, которыми должен обладать менеджер, можно назвать катехизисом делового человека нашего времени. Прежде всего, это следующие свойства:

· умение управлять – постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;

· приверженность к фактам – неустанный поиск истины;

· открытость мышления – стремление к беспристрастному анализу;

· смелость – готовность идти на риск, рассчитав его цену;

· справедливость – уважение прав других людей и организаций;

· принципиальность – стремление отстаивать свою точку зрения;

· лояльность – готовность пожертвовать личным в интересах дела;

· движение вперед – создание условий для лучшего выбора.

Немецкий социолог, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер (21.04.1864 – 14.06.1920) на основе анализа различного рода организаций пришел к выводу, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций. Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому "объективное ведение бизнеса означает ведение бизнеса в соответствии с надежными правилами независимо от личности".

В "идеальной бюрократии" выделяется менеджер рациональный и нерациональный - характеристика лица, принимающего решения, с точки зрения нормативной рациональности, которая определяется как степень информированности руководителя. Менеджер рациональный – это хорошо информированный менеджер, тогда как менеджер нерациональный не обладает достаточным знанием ситуации. Менеджер рациональный имеет установку, конкретную цель, а менеджер нерациональный таковой не имеет. На этом основании М. Вебер говорил о рациональности как критерии оценки поступков.

В качестве основных характеристик бюрократической организации. Вебер выделил:

1. Четкое определение обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности.

2. Четко установленная иерархия команд, охватывающая все уровни организации.

3. Комплекс правил и процедур, предписывающих права и круг ответственности каждого сотрудника.

4. Организация, функционирующая безлично, т.е. вне зависимости от личного начала.

5. Организация, в которой работники поощряются исключительно за творческую компетентность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных