Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Августин против Адиманта-манихея

Предисловие, перевод и примечания – Ярослав Золотарев

 

Малоизвестный трактат; насколько я понимаю, даже на английский не переводился (в Гугле не обнаружил точно, хотя есть итальянский перевод). Судя по заголовку, является ответом на книги мара Адды, который, согласно манихейской традиции, в совершенстве изучил все языки и философии Запада и написал множество книг, где полностью опроверг все ложные философии. Но сами книги там Августином не цитируются, хотя он выдирает какие-то аргументы из мара Адды и по их поводу пытается что-то возражать. Возражения эти многословные, зачастую являются долгим и нудным пересказом общеизвестных католических доктрин с привлечением цитат из Писаний, произвольно в пользу этих доктрин толкуемых. Поэтому в данном случае, раз манихеи непосредственно не цитируются, я не перевожу всю эту поповскую галиматью Августина, пусть попы переводят, если им надо; а перевожу именно те пересказы мнений мара Адды и частично пересказываю Августина. Дословный текст из трактата (возможные цитаты или мысли из мара Адды) идет курсивом.


======
1. Первую главу Торы Манихеи считают противоречащей Евангелию, говоря, что в книге Бытия написано, что Бог сам сотворил небо, и землю, и свет; а в Евангелии написано, что мир был создан через Господа нашего Иисуса Христа 1.

 

2.1. "И об этом написано: и завершил Бог в шестой день все дела свои, которые делал, и в седьмой день отдохнул от всех этих дел, которые сделал". И против этого места манихеи клевещут, и говорят, что Новый Завет противоречит тому, что написано в Бытии, поскольку Господь в Евангелии говорит: "Отец мой и сейчас работает".

 

2.2. (Представляет собой какую-то демагогию про субботу и воскресенье без упоминания манихеев, и вообще непонятно, зачем это тут.)


3.1. (Пересказ истории про творение Адама и Евы из Бытия). И по поводу этого места манихеи тоже клевещут, говоря, что этот тезис (sententia) против Нового Завета, потому что тут написано, что Бог создал мужчину и женщину вместе. В то же время, в Евангелии Господь говорит: кто не оставит дома, или жены, или родственников, или братьев, или сыновей ради царства небесного, в сотни раз больше получит в этом времени, и в будущем эоне наследует жизнь вечную 2.


3.2. (Представляет собой пересказ мест Евангелия, которые восхваляют монашество.)

 

3.3. (Представляет собой пересказ мест Евангелия, где в какой-то степени признается и брак у слушателей, после чего Августин делает вывод, что, по крайней мере, для всех людей тут не запрещают брак) 3.


3.4. (Что-то там про то, что Ветхий завет - первая стадия Нового завета, в общем, почему они противоречат в данном пункте, так и не ответил).

 

(Оставляю только тезисы Адиманта, не пересказывая "ответный" троллинг.)

 

4. (Манихеи утверждают, что рассказ в книге Бытие об убийце Каине, за которого отомстится всемеро, противоречит Евангелию, которое запрещает убийство.)


5.1. И о том, что написано в Бытии: "Сделаем человека по образу и подобию нашему". Об этом месте, которое написано в Бытии, о том, что человек создан по образу и подобию Божию, манихеи утверждают, что оно противоречит Новому Завету, поскольку Господь в Евангелии говорит иудеям: "Вы от отца вашего, дьявола, и желаете выполнять желания вашего отца: он был убийца от начала и не выстоял в истине, потому что истины в нем и нет", и в другом месте иудеи называются отродьем змей и гадюк.


5.2. (Обычный у Августина троллинг, ничего содержательного; даже не могу выделить какого-то тезиса у автора, тупо накидано цитат, вокруг которых происходит некий шаманский танец.)


6.1. И о том, что написано в Исходе: "Почитай отца твоего и мать твою". Даже об этом месте, в котором Бог повелевает почитать родителей, манихеи говорят, что оно противоречит Евангелию, в котором кто-то говорит Господу: "пойду сначала и похороню моего отца"; на что отвечает: "не надо мертвых, мертвые пусть сами себя хоронят; ты же приходи и проповедуй царство Бога".


7.1. О том, что написано в Исходе: "Я Бог-ревнитель, карающий детей в третьем и четвертом поколении за грехи родителей, которые меня возненавидели". Об этом месте манихеи говорят, что оно противоречит Евангелию, в котором Господь говорит: "будьте добрыми, как Отец ваш небесный, который приказывает своему солнцу восходить над добрыми и злыми", и в другом месте Господь говорит: "прощайте брата, который согрешил, не только до семи, но и до семижды семи раз".


7.1-7.5 (Невнятная ответная белиберда Августина.)


8.1. О том, что написано в Исходе: "глаз за глаз, зуб за зуб" и так далее. Об этом месте, в котором обвиняемые по старому закону должны были терять глаз за глаз, зуб за зуб, манихеи клевещут, что сам Господь рассказывает нам в Евангелии как бы обратное. Ведь он сам сказал: "Вы слышали, что сказано древним: глаз за глаз, и зуб за зуб; я же говорю вам, не сопротивляйтесь злу; но если кто-то ударит тебя в щеку, подставь ему и другую; и если кто тебя захочет привести в суд, чтобы забрать у тебя рубашку, отдай ему и плащ".


9.1. О том, что написано, что Бог говорил с Адамом и Евой, и со змеем, и с Каином и с другими древними, хотя Он и никому не являлся, и не был ими видимым, ни одним, но во многих местах писаний мы обнаруживаем, что Бог говорит с людьми, но им не является. Тут упорствуют манихеи, и говорят, что все это противоречит Новому Завету, в котором Господь говорит: "Бога не видел никто никогда, кроме единственного сына, который на груди Отца; он проповедовал нам о Нем"; и, кроме того, говорит Иудеям: "вы ни голоса Его никогда не слышали, и лица его не видели, и не имеете его слова, которое бы в вас осталось: потому что не верите тому, кого Он послал".


9.2. (Какие-то тоже "ответы" Августина. 4)

 

10. О том, что написано, что Бог говорил с Моисеем и сказал так: "Скажи сынам Израиля: соберите первые плоды от каждого человека, которые для меня предназначены, то есть: золото, серебро, медь, пурпур, виссон, козью шерсть, красные кожи баранов, целое дерево, масло для освещения, фимиам, драгоценные камни, то есть, берилл; и постройте святилище, в котором я смогу оставаться с вами". Когда манихеи затрагивают этот вопрос, то говорят, что это место писания противоречит тому, что написано в Евангелии, где Господь говорит: "не клянитесь ни небом, которое трон Бога; ни землей, которая подножие ног Его". И когда спорят, то считают крупным аргументом, когда говорят: "Как же Бог, у которого небо - трон, а земля - подножие Его ног, может обитать в святилище, сделанном из золота, и серебра, и пурпура, и кожи баранов и шерсти?"


11. О том, что написано в Исходе: "не поклоняйся чужим богам", а также: "Бог ваш называется ревнивым, потому что ревнует ревностью". И про эту главу, в которой написано "не поклоняйся чужим богам", когда манихеи клевещут, этим они обнаруживают, что поклоняются многим богам. Ведь известно, что в своей секте они почитают и восхваляют многочисленных богов: конечно, они - те, которые даже поклоняются видимым, и которые по самим своим убеждениям поклоняются свету и восхваляют его; и поэтому им не нравится то, что сказано в Исходе: "не поклоняйся чужим богам" 5.


12.1. О том, что написано, чтобы не ели кровь, потому что душа находится в крови. Об этом положении старого закона манихеи приводят из Евангелия, что Господь сказал, что "не бойтесь тех, кто может повредить тело, душу же повредить не могут", и так возражают: если бы душа была кровью, то почему люди не имеют над ней никакой власти, ведь с кровью можно много что сделать, например, дать ее в пищу птицам и собакам, или пролить ее, или перемешать с говном и грязью? И многие другие бесчисленные вещи люди могут безо всякого труда сделать с кровью. Поэтому они оскорбительно спрашивают: каким же образом, если кровь - это душа, убийца не может повредить нашей душе, в то время как он имеет такую власть над кровью.


12.2. (Ответ Августина. 6)


12.3-5. (Августин богохульствует.)


14.1. О том, что написано во Второзаконии: "поступай по желанию твоей души, и ешь все мясо в наслаждении, которое дал тебе Господь. Только не ешь крови, но выливай ее на землю, как воду". Против этих слов закона Адимант возражает, что в Евангелии Господь говорит: "не отягощайте свои сердца обжорством, и пьянством, и мирскими заботами" и что говорит апостол: "хорошо не есть мяса и не пить вина", и также: "не можешь обедать и с Богом, и с чертями".


14.2-3. (Разбор Августином тех мест, которые приводит Адимант, с целью показать, что они не про мясо.)

 

15.1. О том, что написано в Левите: "Отделите от мира нечистое, и пусть никто не ест мясо верблюдов, ослов, и зайцев, и свиней, и орлов, и корушна, и ворона, и стервятника, и останки". Не может человек увидеть больше явного и полного мошенничества и обмана, когда манихеи возражают и сопротивляются тому, что содержится в главах обоих Заветов, и вспоминают то, что написано тут в Левите, и в то же самое время воздерживаются от мяса любых животных. Ведь они получаются также противниками слов Евангелия, где Господь говорит: "ничего не входит в человека, оскверняя его; но то, что из него исходит, оскверняет".


15.2-15.3 (Августин повторяет этот аргумент несколько раз.)


16.1. О том, что написано во Второзаконии («соблюдай день субботний» - пространная цитата, сокращаю). И также в Бытии написано, что Авраам говорит об обрезании так: "Храни мой завет, ты и твое семя, которое будет после тебя (сокращаю цитату)". Все эти слова из Ветхого Завета Адимант считает противоречащими Новому Завету, и утверждает, что Господь говорит в Евангелии против этого о прозелите: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, которые обходят море и землю, чтобы обратить одного человека [в иудаизм]; а когда вы это сделаете, он становится сыном геенны, гораздо более худшим, чем вы".


16.2-16.3 (Августин пересказывает католическое учение о двух заветах.)


17.1. О том, что написано в Исходе: "Если будешь ушами слушать мой голос и сделаешь то, что я тебе предписал; буду ненавидеть тех, кто тебя ненавидит; и буду против тех, кто против тебя; пойдет перед тобой мой ангел и приведет тебя к аморреям, и ферезеям, и хананеям, и иевусеям, и гергесеям; и уничтожу их. Богам их не поклоняйся, и не делай дела их; но сокрушением сокрушите их, и сотрите память их". Вспоминая эти слова старой Библии, Адимант возражает, что в Евангелии написано, что говорит Господь: "Я же говорю вам: уважайте врагов ваших, делайте добро тем, кто делает вам зло, и делайте добро тем, кто вас ненавидят и молитесь за тех, кто вас преследуют".


17.2-17.6 (Отмазки Августина.)


18.1. О том, что написано во Второзаконии: "Если будешь ушами слушать голос Господа Бога твоего, благословен ты в поле твоем, благословен ты на лугу, благословен плод твоего живота, и плод твоей земли, и поколения твоей скотины, и стада твоих быков, и отары твоих овец; благословен ты в приходе и уходе". Про эту главу говорят, что в Евангелии написано противоположное: "если кто-то хочет следовать за мной, пусть отречется от самого себя и возьмет свой крест, и следует за мной. Какая выгода человеку, если он весь мир приобретет, а свою душу покарябает? Разве тот человек сможет заплатить за свою душу?"


18.2 (Пропускаю Августина.)


19.1. О том, что написано в законе: "Я делаю богатыми моих друзей и бедными моих врагов". Возражают, что этому изречению противоречит то, что сказал Господь: "Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит царство небесное", и "Горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение".


19.2 (Пропускаю Августина.)

 

20.1. О том, что написано в законе: "если вы ходите в законе, и храните мои заповеди; дам дожди во время свое, и произведет земля плоды свои, и деревья фрукты " (сокращаю цитату). Можно много говорить об этих вещах, и о том, что они незначительны и связывают. Но даже об этом месте они говорят, что оно противоречит Новому Завету. Ведь Господь, конечно, сказал: "не носите золото и серебро и деньги в своих кошельках, никаких сумок, ни двух рубашек, ни обуви, ни палки; ведь работники достойны своей награды".


20.2-20.3 (Пропускаю "ответы" Августина.)


21. О том, что написано во Второзаконии: "проклят всякий, кого повесили на дереве". Надо чаще манихеям вентилировать этот вопрос, поскольку я не вижу, что противоположного этому изречению есть в Евангелии, в то время как Адимант считает, что этому противоречит место, где Господь говорит: "Если хочешь стать совершенным, продай все, что имеешь, раздели между бедными и возьми крест твой, и следуй за мною" [потому что крест из дерева].


22. (Августин продолжает объяснять про дерево.)


23. О том, что написано: «жена твоя покрыта листьями, как виноградник, и дети твои как оливковые ветви вокруг твоего стола, и ты увидишь детей твоих детей; и узнаешь, что так благословляется человек, который боится Господа». Это образно говорится пророком, но манихеи не могут понять церковного смысла и думают, что это противоречит тому, что Господь говорит в Евангелии о тех, кто сами себя кастрировали ради царства небесного.


24. О том, что написано у Соломона: «подражай муравью и посмотри на его трудолюбие, ведь он с лета до зимы собирает свое пропитание». И манихеи не понимают, что это надо понимать духовно, и считают, что это заповедь, чтобы мы собирали сокровища на земле, и поэтому Адимант считает, что этому противоречит изречение Евангелия, где Господь говорит: "не думайте о завтрашнем дне".


25. О том, что написано у Осии: "дай им пустую матку и сухие соски: умертви семя их живота, чтобы не размножались". И эти слова пророка в любом случае образные. Ведь мы в Евангелии не считаем живот мясом, когда читаем: "из твоего живота потекут реки живой воды". И у апостола были некие сиськи, когда он говорил: "я дал вам пить молоко, а не еду"; и дальше: "мы были тихими между вами, как кормилица нежна к своим детям". И галатов, впавших в материальное, он как бы рожает, пока Христос в них не сформируется. И поэтому этому изречению пророка не противоречит то, что Адимант приводит из Евангелия, что после воскресения из мертвых не выходят замуж и не женятся, и не умирают, но делаются как ангелы Божии.


26. О том, что написано у пророка Амоса: "Пойдут ли двое вместе, если они мало друг друга знают? И лев без добычи возвращается к своему львенку; падают ли непойманные птицы на землю, хватает ли мышеловка без причины, когда некого ловить; трубит ли труба в городе, чтобы народ не испугался? и так не бывает в городе зла, которое не сделал бы Господь". (...) И этому не противоречит то, что приводит Адамант из слов Господа: доброе дерево приносит добрый плод; злое же дерево приносит злые плоды.


27. О том, что написано у пророка Исайи: "Я - Бог, который делает покой и созидает злое". И здесь не обращает внимания Адимант, что Бог сказал, что делает покой, но обращает внимание на слова "созидает злое".


28.1. О том, что написано у Исайи: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на высоком троне, и дом был полон его славы, и вокруг стояли Серафимы, у которых было по шесть крыльев, и двумя каждый закрывал свое лицо, двумя ноги". Этому месту возражает Адимант, цитируя из апостола: "невидимому царству небесному честь и слава навеки".

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

 

1. Дальше в пересказе он говорит, что, по мнению мара Адды, фраза из послания Колоссянам про Христа, что "Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" противоречит первым стихам Бытия, где Бог творит все самостоятельно, а Христос не упоминается.

 

2. Вероятно, имеется в виду, что фраза из Торы "нехорошо быть человеку одному" противоречит явной проповеди монашества в Новом Завете, поскольку и Христос, и Павел однозначно утверждают, что человеку лучше быть именно одному, а остальное уже худшие варианты.

 

3. Ну, так и манихеи не запрещают; в чем смысл его аргументации трудно понять. Прекрасно известно, что и Христос, и Павел были монахами и жизнью своей противоречили семейным установкам Торы.

 

4. Какие могут быть "ответы", когда Христос вполне конкретно все сказал: "вы Его не слышали"?

 

5. Не уверен, что это адекватный пересказ Адиманта. Скорее всего, манихеи критиковали агрессивный образ Бога-ревнителя, о чем говорят и другие главы, а Августин решил по этому поводу дополнительно обвинить их во многобожии.

 

6. Почему-то по поводу этого тезиса, совершенно понятного и правильного, Августин обвиняет Адиманта в антисемитизме, восклицая: "сколько же может оскорблять народ Израиля Адимант, ученик Манихея, которого в его секте почитают как великого ученого?", и так далее. При чем тут антисемитизм не совсем понятно).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года | Уровень постоянно понижается, а следы течи масла отсутствуют.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных